3.1. Деловая и ролевая игра


Особенности деловых игр

Деловые игры относятся к эффективным методам решения производственных задач. Производственные деловые игры используются для совершенствования и отработки существующих организационных, управленческих и технологических процессов, а также для обеспечения внедрения новых организационных и управленческих систем1.
В прикладных психологических исследованиях деловые игры используются как средство решения задач профотбора, психологической аттестации кадров, профессиональной подготовки и т. п.

1 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб: Питер, 2000. — 560 с.

В основе деловой игры лежат следующие принципы: принцип проблемности, принцип диалогового общения, принцип взаимодействия партнеров. Деловые игры относятся к многошаговым процедурам, имитирующим динамику управляемого процесса в сжатом масштабе времени и характеризующиеся наличием обратной связи. Главным принципом деловых игр является имитационное мо-делирование как объекта, так и структуры профессиональной деятельности.

Как правило, любая деловая игра состоит из 12 основных элементов1. Рассмотрим эти элементы.

1)Сценарий — текст, описывающий сюжет игры.
2)
Импульс — проблема, спорный вопрос, информация, предоставляемая участникам в процессе игры для обмена мнениями.
3)
Последовательность цикла — последовательность, которая на макроуровне включает условия игры, вводный цикл, заключительный цикл и оценку игры; на микроуровне — введение, общее направление, действие, оценку цикла.
4)
Этапы игры — детальное описание развития деятельности в процессе игры.
5)
Правила.
6)
Роли — характеры с заданными моделями поведения игроков.
7)
Модели — приемы системы учета для прослеживания логических процессов.
8)
Последовательность решений и связи между действиями игроков.
9)
Система учета — набор установленных процедур, с помощью которых обрабатываются результаты игры.

10) Указатели — аспекты системы учета, на которые ведущий обращает внимание участников.
11)
Символика — наглядные пособия, содержащие ряд характеристик некоторых игровых понятий.
12)
Оборудование — необходимый реквизит для обеспечения игры.

1 Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб: Питер, 2000. — 560 с.

Ролевые игры

Ролевая игра — это моделирование ситуации, где участникам предлагается исполнить роль какого-либо человека в знакомых для них обстоятельствах или ситуациях1.

Сценарий для ролевой игры можно придумать или использовать реальную ситуацию, с которой человек может столкнуться или уже сталкивался. На практике большинство ролевых игр представляют собой одноактную сценку без заранее написанных реплик, где двое или более участников выступают в ролях различных людей.

Ролевые игры обеспечивают участникам личную вовлеченность и возможность обучаться активно. Участники в некритичной и комфортной обстановке разыгрывают ситуации из реальной жизни. Их поведение, речь и чувства в течение этого процесса формируют основу для повышения самооценки и осознания путем обратной связи впечатления, которое их поведение производит на окружающих. А это, в свою очередь, позволяет выяснить, какие модели поведения, слова и подходы наиболее эффективны. В ситуации игры можно без особого риска совершать ошибки и учиться на них.

Таким образом, участники получают возможность узнать, что видят, слышат и чувствуют другие люди; какую реакцию у других они вызывают своим отношением и поведением. Это стимулирует людей анализировать свое собственное поведение и прислушиваться к мнениям окружающих, дает навыки оценки позиций и потребностей других людей.

Ролевые игры можно использовать в различных ситуациях и при решении различных задач:
¦
Необходимость получить или совершенствовать навыки эффективной коммуникации и межличностного взаимодействия (ведение переговоров, деловая коммуникация).
¦
Необходимость активно вовлечь обучающихся в учебный процесс.
¦
Потребность освоить на практике способы действия, которые могут пригодиться в будущих ситуациях реальной жизни.
¦
Необходимость переиграть ситуацию, с которой не удалось справиться в прошлом.

¦Необходимость изменить отношение к ситуации или человеку.

1 Турнер Д.
Ролевые игры. Практическое руководство. — СПб: Питер, 2002. — 352 с.

Ролевые игры позволяют развивать способности вести и контролировать беседу, разрешать конфликты, эффективно излагать просьбу и уметь корректно отказывать, достигать соглашений или добиваться принятия обязательств.

Эффективность ролевых игр как метода обучения зависит от качества обратной связи. Замечания должны быть конструктивными, иначе они могут снизить уверенность человека в себе, создать барьеры в дальнейшем взаимодействии. Положительные и корректные замечания поощряют правильное поведение, придают уверенность и указывают на конкретные сферы, над которыми требуется работать.

Организационно-деятельностная игра1

Организационно-деятельностная игра (сокращенно — ОДИ) — это форма работы, которая позволяет коллективу организации создавать будущее организации и обучаться. Каждая ОДИ делается по определенной теме, а тема соответствует заказу руководителей организации.

Такая игра используется, например, с целью эффективного подбора кадров на руководящую должность. В игре принимают участие трудовые коллективы, заинте-ресованные в кадровых назначениях.

Лаптева А. Формы работы. Организационно-деятельностная игра.

Организационно участники ОДИ разбиваются на три группы:
1)
группа претендентов (разбиваются на подгруппы);
2)
группа экспертов;
3)
рабочая группа с функцией экспертной оценки.

В соответствии с процедурами ОДИ разбивается на четыре фазы. На первой фазе игровой коллектив осуществляет системный анализ ситуации, стараясь выйти на схему предприятия в его многообразных функциональных отношениях с внешними системами. На второй и третьей фазах игры обсуждаются наиболее важные для предприятия аспекты ситуации, на четвертой фазе — тема, связанная с хозяйственной и экономической политикой будущего руководителя предприятия.

На каждой фазе по 2-3 часа отводится на работу в подгруппах, затем проводится общее заседание, на котором каждая подгруппа делает 5-10 минутный доклад. По каждому докладу развертывается дискуссия. Обязательная процедура (1 час) — рефлексивный анализ ситуации, т. е. разбор того, что происходит на игре, анализ выступления группы и действий каждого игрока, программирование работ на следующую фазу.

После завершения ОДИ начинается «предвыборная кампания», в процессе которой претенденты-финалисты выступают со своими программами в различных службах и подразделениях предприятия. Этот этап завершается окончательным выбором кандидата на вакантную должность. Достоинство ОДИ — решение задач с учетом реальных проблем предприятия:

формирование стратегии развития предприятия (без новой собственной стратегии становится бессмысленной смена руководства);

выявление основных производственных проблем предприятия;

формирование консолидированных групп и коллективов внутри организационно-управленческой структуры, которые будут реализовывать новые стратегии развития предприятия.

Недостатки ОДИ — психологическая жесткость процедуры конкурса, когда «за бортом» нередко остаются претенденты, не выдерживающие чрезмерно напряженной умственной работы и требующие специальной психологической помощи и поддержки. Кроме того, ОДИ построены на принципе расшатывания старой организационной структуры через намеренное провоцирование конфликта.
<< | >>
Источник: Голев С. В.. Материалы к курсу «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ)». 2009

Еще по теме 3.1. Деловая и ролевая игра:

  1. Упражнение 2. «Ролевая игра»
  2. Юрова Л.С. РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
  3. СТРУКТУРА «ДЕЛОВЫХ» ОТНОШЕНИЙ
  4. 7.2. Структура долговременных деловых связей
  5. 7.1. Сущность и содержание долговременных деловых связей
  6. Правила (рекомендации) формирования деловых связей
  7. 7.4. Формирование эффективной системы долговременных деловых связей
  8. «ИГРА И НАУЧЕНИЕ»
  9. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И МОДЕЛИРОВАНИЕ.
  10. Деловые инновационные конфликты
  11. Глава 7. Формирование долговременных деловых связей в период обучения в вузе
  12. 7.7. Схема формирования долговременных деловых связей
  13. ИГРА И НАУЧЕНИЕ
  14. 5.10. НОВОЕ ЛИЦО ДЕЛОВОГО МИРА