ЭТИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ


ИДЕНТИЧНОСТИ ВРАЧА
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.Разумовского
Ермолаева Е.В.
Идентичность - это сложный феномен, многоуровневая психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания.
Она постоянно уточняется в результате субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся среде, а ее переживание актуализируется в личной, социальной и профессиональной сфере человеческой жизни.
Формирование профессиональной идентичности и образа врача часто считалось само собой разумеющимся и выступало побочным продуктом изучения. Во время профессиональной социализации студенты-медики приобретают знания, способности, поведенческие модели, а также формируется этическая культура будущего врача. В процессе образования происходит формирование жизненной и профессиональной позиции человека, осуществляется реализация профессиональных намерений, формируются профессионально-дифференцирующие признаки. Тем не менее, определенный критический опыт может инициировать активную конструкцию профессиональной идентичности.
В отечественной и зарубежной науке проблема профессиональной идентичности получила достаточно широкое распространение. Актуальность обращения к ней вызвана не только анализом понятия и содержания профессиональной идентичности, но и ее высокой практической значимостью, непосредственно связанной с проблемами эффективности трудовой деятельности, профессиональной адаптации, профессионального обучения, профессионального развития в целом.
Так, Л.Б. Шнейдер определяет профессиональную идентичность как категорию, «которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу» [2, C. 113].
Таким образом, с одной стороны, профессиональную идентичность можно определять как один из видов идентичности социальной в том смысле, что она состоит в отождествлении человека с вполне определенным профессиональным сообществом, с профессией как социальным институтом. С другой стороны, профессиональная идентичность является продолжением личностного самоопределения человека, когда профессия является лишь одним из средств социализации и индивидуализации человека. Но так или иначе, профессиональная идентичность всегда развивается в условиях вполне определенного профессионального сообщества, с которым человек себя идентифицирует, принимая его ценности, нормы, правила и т. д.
Студенты-медики имеют иную по сравнению с остальными ориентацию к изучению медицины и медицинской практике. Наиболее дискуссионным бывает выбор карьеры в сфере медицинского образования (преподавание, работа с пациентами), предлагая возможности совершенствования опыта и карьеры. Различные ситуации взаимодействия с пациентами в клиниках во время медицинской практики закладывают основу для разработки профессиональной идентичности.
Столкновение с различными критическими ситуациями является частью ежедневной практики в медицинских университетах. Эти ситуации могут породить отражение в действии и сознательной разработке профессиональной идентичности, поскольку медики имеют большие возможности осознания себя, своего профессионализма или непрофессионализма в связи с ситуациями со смертью, этическими и правовыми аспектами современных биомедицинских исследований во время их медицинского образования.
Профессии всегда важны для благосостояния общества. Профессиональное знание и экспертиза - по сути это одна из важнейших характеристик современного общества. Как такая профессиональная экспертиза проведена, как она развернута и для кого - эти и другие вопросы волнуют ученых всех стран. В то же самое время, многие наиболее отчетливые характеристики профессий, особенно то, что касается их привилегий: саморегулирования и самосохранения сокращаются.
Экспертизу нельзя в значительной степени использовать в качестве рычага для утверждения традиционных профессиональных привилегий, нельзя относиться только как основе для профессионального управления медицинскими услугами.
С этой точки зрения теории профессионализации делят на крайней мере три четких типов. Первый тип теории подчеркивает стратегическую сторону профессионализма: использование профессиональной группой требований о высшем знании и специальной моральной целостности как устройства, которыми они могли бы обеспечить некоторую меру управления рынком для их услуг. Этот вид профессионализма как «проект коллективной мобильности» выделяет экономические измерения феномена профессионализации в пределах либерального капиталистического заказа. [6, 6]
Второй тип теорий подчеркивает передачу культурного и общественного руководства, доказывая этим рыночный успех таких областей как, например, медицина. [3, 4]
Эта интерпретация профессионализации соответственно подчеркивает роль, которую играет экспертное знание, особенно научное знание, в формирующейся профессиональной автономности в работе и престиже в данном обществе.
Третий группа теорий подчеркивает возникновение профессионализма как идеологии общественной реформы, которая могла бы влить ответственность перед обществом в разделении труда. Согласно этой точки зрения, профессионализация выступает как выражение профессиональной корысти с апелляцией к средним классам. [4, 7]
Основная идея - то, что люди будут лучшими, если они непрестанно ищут возможности заключить наилучшую «сделку». Для третьей группы теорий формирования профессионализации ситуация обусловлена более комплексом внешних причин, поэтому гораздо труднее определяться. Г. Перкин доказывает, что распространение идеи профессионализма и общественной законности затруднено, если профессионализм не отвечает на реальные общественные потребности, которые стали неотложными. [8]
В российском массовом сознании складывается сегодня довольно-таки неоднозначный образ врача. Как свидетельствуют, например, данные результатов опроса, проведенного недавно Фондом «Общественное мнение» (www.fom.ru), почти 32% россиян убеждены, что престиж профессии врача в последнее время растет; чуть выше доля считающих, что ничего в этом отношении не меняется (35%). А по мнению 17% респондентов, престиж этой профессии даже снижается.
Подобные серьезные расхождения в оценке врачебной деятельности и врачебного статуса указывают, очевидно, на определенные трансформации в классической схеме «врач - пациент», обуславливают необходимость изменения самого подхода к врачебной практике.
Действительно, реалии современной медицины таковы, что все больше востребованным оказывается не только и не столько врач - профессионал, но врач - гуманист, постоянно соизмеряющий свои действия с требованиями нравственного порядка.
Таким образом, основная цель медицинского образования, подготовки будущего врача, должна заключаться как в наделении его знаниями и навыками, позволяющими правильно пользоваться алгоритмом постановки диагноза, осуществлять медико-профилактические мероприятия, оказывать неотложную помощь в пределах своей компетенции, но и, что, возможно, особенно важно, выполнять свои профессионально-должностные обязанности в контексте с морально-правовыми требованиями.
Важной стороной успешной деятельности врача является не только высокий уровень его специальной медицинской подготовки, общечеловеческой культуры, но и социально-психологические аспекты его личностного потенциала.
К их числу относятся высокая частота межличностных контактов при общении с больными и их родственниками; коммуникативная компетентность определяет успешность профессиональной адаптации молодого специалиста на начальном этапе самостоятельного труда.
Важной также, и в контексте рассмотрения процесса становления врача, является в настоящее время проблема гражданственности, разработки путей и средств формирования человека, способного жить в гражданском обществе. Прежде всего, гражданственность реализуется в установке человека: от того, что я делаю, зависит, как будем жить я и моя семья, к каким последствиям приведут социально-экономические преобразования. При воспитании гражданской культуры и гражданского самосознания, основное бремя лежит на социальных дисциплинах. Это означает, что они должны не только давать информацию, но и быть нацелены на передачу определенного набора ценностей, часть из которых является традиционной, а часть - адаптирована к новым историческим реалиям (уважение к закону, гражданские права, права меньшинств, стремление к разрешению конфликтов). Современная система высшего образования должна формировать у студентов умения действовать эффективно в обществе, а не ограничиваться воспроизводством уже существующих норм, обычаев и ценностей.
Современная общественная ситуация характеризуется потерей гражданской ответственности и это неизбежно в результате тех преобразований, которые происходят в нашем обществе. Поэтому проблема ее формирования в российском обществе является актуальной. Основываться она должна на принципах, нормах и ценностях демократического общества.
В современных условиях развития медицины возрастает риск возникновения непредвиденных последствий, особенно в связи с развитием новых биомедицинских технологий. Это заставляет с большей внимательностью относиться к проблеме развития гражданского самосознания врача, понимания того, что от него зависит будущее общества в целом.
Профессиональный долг врача — это, прежде всего, его высокий моральный долг перед своими пациентами, коллегами, учителями и учениками. Не удивительно, что был создан документ, регламентирующий их отношения: во-первых, главной ценностью является здоровье и жизнь человека, во-вторых, врач должен обладать целым рядом особенных качеств — профессиональных и моральных, в-третьих, в самой врачебной деятельности содержится целый ряд проблем и противоречий, не разрешимых никакими иными средствами, кроме моральных. Документальное же оформление принципов медицинской этики в виде кодекса необходимо, во-первых, для повышения степени доверия пациента к врачу, а во-вторых, для воспитательных целей. В стремлении выработать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, честность, деловитость, упорство, сдержанность проявляется самоограничение врача.
Если категории «призвание» и «профессиональный долг» выражают отношение человека к своему делу, то проблема смысла профессиональной деятельности порождается взаимодействием людей в обществе. В первую очередь мы имеем в виду: 2)
чисто профессиональные качества — профессиональные навыки, опыт работы, знание иностранных языков; 3)
морально-психологические как профессиональные — целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность; 4)
моральные — доброта, отзывчивость, гуманность, достоинство, уважение других, порядочность, щедрость, мужество, справедливость, совесть.
Эта проблема воспитания врача профессионала и гражданина становится все более актуальной из-за усиливающейся в последнее время политизации всех сфер общества. Позиционируя свои профессиональные лидерские качества, врач расширяет свое влияние, пропагандирует здоровый образ жизни.
Медицина это намного больше, чем компетенция и экспертиза, она не может функционировать как учреждение без доверия со стороны пациента и общества в целом. Это - функция медицины как профессии, чтобы охранять и продвигать это доверие в общество в целом. Эта точка зрения может быть перефразирована как принцип: "Медицина должна всегда рассматриваться обществом как благо, никогда как товар". Гражданский профессионализм должен пытаться усиливать и расширять доверие, которое является частью этоса медицины, но делать это надо ненавязчиво.
ЛИТЕРАТУРА 1.
Мансуров В. Российские врачи: гендерный аспект // Профессии.сюс. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. С. 79-86. 2.
Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 600 с. 1.
Abbott A. The system of professions: an essay on the division of expert labor. Chicago: University of Chicago Press; 1988. 2.
Brint S. In an age of experts. Princeton (NJ): Princeton University Press; 1995. p.
203-9. 1.
Freidson E. Professional powers: a study in the institutionalization of formal knowledge. Chicago: University of Chicago Press; 1986. 2.
Krause E. Death of the guilds: professions, states, and the advance of capitalism: 1930 to the present. New Haven (CT): Yale University Press; 1996. 3.
Larson M. The rise of professionalism: a sociological analysis. Berkeley (CA): University of California Press; 1977. 4.
Perkin H. The third revolution: professional elites in the modern world. London: Routledge; 1996.
<< | >>
Источник: МАТЕРИАЛЫ XI международной научно-практической конференции. ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА: ПУТИ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 2011

Еще по теме ЭТИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ:

  1. ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮИ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  2. 1.6. ЭТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
  3. Психологические детерминанты профессиональных деструкции
  4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ
  5. 4 СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
  6. Лукина Е.А. Исследование структуры детерминант профессиональной самореализации
  7. 4.4. ДЕТЕРМИНАНТЫ ЗАТРУДНЕНИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ.
  8. Н. В. Шайдакова СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ «ДЕМОНСТРАТИВНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ» ПОДРОСТКОВ
  9. ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У МОЛОДЕЖИ
  10. Л. И. Шумская НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА АКТУАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  11. Малюкова Ф.Р. , Новаева М.В. ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕРМИНАНТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ПРОЦЕССА ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
  12. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ