Изотерапия (изотворчество)


Изотворчество также является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работы с родителями и детьми, так и для совместного детско-роди- тельского творчества. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.
Изотворчество, с одной стороны, метод художественной рефлексии; с другой - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, но чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны - это метод психокоррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние человека и решать внутренние психологические проблемы.
Для выполнения данной технологии необходимо взять краски, подготовить музыку и листы бумаги. Сначала на каждого участника готовят один отдельный лист, а на последую-щих занятиях - один лист на двоих, на четверых, на восьмерых и на шестнадцать участников группы (каждый раз с увеличением группы увеличивается лист, на котором рисуют все вместе, без границ и без слов, общаясь только красками). Перед началом рисования ведущий создает определенный психологический настрой, и затем все участники начинают рисовать, ничего не планируя и ни о чем не думая, - никакого реализма! Это должна быть абстракция, участники рисуют то, что они увидели, почувствовали во время психологической настройки. Выбор красок ограничен лишь их наличием. Краски наносятся на бумагу, и участник стара-ется рисовать ни о чем не думая, не спрашивая себя: «Что бы это значило, для чего это, что это означает» и т. п. Изотворчество выполняется в технологии развивающейся кооперации, группа, как правило, доводится до 16 человек, но объединение возможно и дальше.
После окончания рисования рисунок обязательно подписывается: пишется номер опыта (1-й опыт - это рисунок наедине с собой, 2-й опыт - в паре, 3-й опыт - в четверке, 4-й опыт - в восьмерке, 5-й опыт - шестнадцать человек и т. д.), название работы - картины (по усмотрению автора, если работал один человек, и авторов, когда работает группа), указыва-ется количество человек, выполнивших работу, или ставится авторский знак (можно подпи-сать работу, перечислив имена всех участников группы).
После окончания работы обязательно (!) проводится разбор рисунков: 1)
как удалось передать свои чувства, состояние, цвет, форму, движение; 2)
что чувствовал каждый из участников во время рисования; 3)
какие ощущения испытал каждый от работы в группе; 4)
что мешало рисовать, что помогало рисовать; 5)
какая из работ особенно нравится, почему; 6)
как изменилось внутреннее состояние после рисования и т. д.
Анализируют процесс и результат рисования по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона. Например, темные цвета могут быть отголоском внутренних проблем чело-века. Яркие краски - творческое начало, позитивное эмоциональное состояние; преобладание пастельных тонов - свидетельство чувствительности человека. Цвета, их расположение, игра красок - это свой особый индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это больше рисунок души, ее состояния, поэтому чем светлее, ярче, «веселее» рисунок, тем светлее душа, тем чище «человеческое начало» в человеке, и наоборот. Чем быстрее заполняет участник изотворчества лист красками, тем больше его запас творческих духов-ных сил, и наоборот. Чем пластичнее, округлее, плавней на рисунке линии, тем пластичнее гибки психика человека, тем он более приспособляем к окружающим условиям, и наоборот.
При изотворчестве применяют различные технологии рисования.
• Свободное рисование - свободное рисование (каждый рисует, что хочет, на заданную тему). Рисунки выполняют индивидуально, а разговор после рисования происходит в группе. На рисование отводится примерно 30 мин, затем рисунки вывешивают и начинают разговор по работам.
Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор. Ком-муникативное рисование - группа объединяется в пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, красок, линий. После окончания рисования воспитатель выходит на разговор о работах. При этом анализируют не художе-ственные достоинства произведений, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у детей, и их отношение друг к другу в процессе рисования. •
Совместное рисование - несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе. По окончании рисования анализируют участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми в процессе рисования. (Воспита-тель анализирует, наблюдая за процессом рисования, как каждый ребенок выстраивает отно-шения с другими детьми, как он начинает рисовать, сколько места на листе занимает и т. д. Затем возможна консультация психолога о стиле взаимоотношений ребенка в группе и о той позиции, которую он занимает по отношению к другим детям и к себе.) •
Дополнительное рисование - каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, и его сосед продолжает этот рисунок и что-то дополняет на лежащем перед ним чужом рисунке. Таким образом, каждый участник дополняет каждый раз рисунок другого.
Затем автор рисунка говорит, что он хотел нарисовать и что в результате общей работы на его рисунке получилось. Особый интерес представляет расхождение в понимании и интерпретации рисунка детской группы и автора рисунка. Расхождения могут быть обусло-влены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекцией проблем других детей.
Рисование, изотерапия участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлены не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь преодолеть недостатки, научиться управлять своим поведением, своими реакциями, сформировать ведущие личностные образования. Поэтому интересны не столько рисунок, его содержание и качество, сколько особенности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение ее на протяжении рисования или трансформация; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка рисунка; спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования, особенности взаимодействия с другими - соавторами рисунка.
Гиперактивным детям ставят следующие задачи: продолжать рисовать начатое; не перескакивать на другой сюжет; сосредоточиться на определенной детали рисунка и дори-совать ее до конца; мысленно проследить и проговорить нарисованное; сосредоточить вни-мание на протяженных объектах (дороги, рельсы и т. п.); начатое обязательно закончить.
В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу преобладает «кровожадная» тематика. Поэтому Г.Ф. Кумарина советует постепенно содержание агрессивных сюжетов переводить в «мирное русло».
Детям инертным, вялым, осторожным, болезненно аккуратным полезны задания на развитие фантазии, на смешивание красок, на использование больших поверхностей. Им ставятся задачи: освоить пространство листа, самому выбрать цвет, смешать краски, разви-вать сюжет, использовать больше новых тем, фантазировать.
Эффективна такая форма изотерапии, как совместное рисование, когда капризные, агрессивные, инертные, гиперактивные дети все вместе создают общий рисунок. Развивается общий сюжет, состоящий из отдельных историй; у каждого ребенка она своя.
Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания может вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, в его поведении.
<< | >>
Источник: Т. Г. Перетяни. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2010

Еще по теме Изотерапия (изотворчество):

  1. ИЗОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  2. Действия при сильном возбуждении ребенка:
  3. 20. Технологии арттерапии
  4. Замкнутый ребенок
  5. Психотерапевтические цели арт-терапии
  6. М. В. Салтыкова-Волкович ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИБЛИОТЕРАПИИ
  7. Танцетерапия (танцетворчество)
  8. Роль арт-терапии в разрешении детских страхов и проблем
  9. Алексеева ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  10. Показания для проведения арттерапии
  11. Рекомендуемая литература
  12. ГАЛЬПЕРИН П. Я.. Введение в психологию, 2000
  13. ПРЕДИСЛОВИЕ
  14. Глава1 Основы психологии
  15. § 1. СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСА
  16. § 2. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ТРАДИЦИПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
  17. § 3. РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПСИХИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  18. Глава 2 Диалектический материализм о психике
  19. § 1. ЛЕНИН О ПРЕДМЕТЕ ОТДЕЛЬНОЙ НАУКИ
  20. ЛЕНИН О ПОНЯТИИ МАТЕРИИ, «ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ»