Основные этапы развития учения о людях с ограниченными возможностями


План лекции 1.
Положение аномальных людей в первобытном обществе, Древней Греции и Риме, Индии и Бразилии. 2.
Эпоха Возрождения, славянские государства, средние века. 3.
Первые педагоги, высказавшие мысль о необходимости проявлять заботу о воспитании и обучении слабоумных. 4.
Классификация душевных болезней и первые врачи, посвятившие свою деятель-ность изучению идиотии, исторический опыт по воспитанию слабоумных. 5.
Анатомо-физиологическое направление в учении о слабоумии. 6.
Развитие теоретических основ дефектологии и роль Л.С. Выготского в становлении дефектологии.
На всех этапах своего развития человеческое общество не могло быть безразличным к тем, кто имел те или иные недостатки развития, такие люди требовали к себе особого внимания, и их нельзя было не заметить. Если внимание им не оказывалось, то такие люди становились тяжелым бременем для общества и источником социальных зол: преступность, тунеядство, бродяжничество.
Наука не располагает достоверными сведениями относительно положения аномальных людей в первобытном обществе. Но есть данные, свидетельствующие о том, что в те времена лица, которые были не в силах участвовать в процессе добывания пищи, если не гибли сами, то их умерщвляли.
В Древней Греции (Спарте) существовало детоубийство детей с рано выявивши-мися тяжелыми физическими уродствами, так как психические недостатки обнаруживаются намного позднее. Умерщвление аномальных детей имело место до IV-V в. н. э.
В Древнем Риме практиковалось умерщвление детей-уродов. В свое время Сенека писал (около 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.): «Мы убиваем уродов и топим тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гневы и досады, руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового».
Существовал обычай иметь при богатых дворах слабоумных - «дураков» на потеху хозяев и гостей. Этот обычай иметь подлинных дураков в дальнейшем переродился в обычай держать мнимых «дураков», так называемых шутов.
Индия до XIX в. - таких детей оставляли в джунглях на произвол судьбы. Это породило в дальнейшем легенды о детях, вскормленных дикими животными.
В Индии и по настоящее время есть религиозная секта, которая в основном существует за счет средств, собираемых слабоумными, именуемыми «чухас» - «крысиные дети». В штате Пенджаб слабоумных детей приводят в храм Шаха Даула Дарьяна - святого, покровителя и защитника слабоумных. Здесь жрецы учат детей выпрашивать милостыню.
«Крысиные дети» приносят храму и его жрецам большой доход, так как в Индии существует поверье: у того, кто не пожалеет посланников Шаха Даула, в семье родится слабоумный.
В бедных семьях Бразилии рождение слабоумного считалось скорее счастьем, чем горем, так как всегда успешно выпрашивающие милостыню слабоумные становились основными кормильцами семьи.
С глубокой древности вплоть до VI в. н. э. не существовало научного объяснения психической деятельности. Эта деятельность не связывалась с работой мозга, мозг еще не считался местом локализации ума. В это время всякое нарушение психики объяснялось влия-нием таинственных темных сил.
В период раннего и позднего Средневековья (V-XIV вв.) на пути развития науки и культуры встала церковь, религиозная идеология. Душевные заболевания стали рассматри-ваться как одержимость злым духом.
Эпоха Возрождения - борьба церкви с новыми веяниями в общественных взглядах вылилась в инквизиции, физические уничтожения представителей прогрессивных сил, вра-чей. Начались процессы над ведьмами, судили людей, находящихся во власти дьявола, по всей Европе запылали костры, в которые бросали стариков, женщин, детей, поведение кото-рых было ненормальным вследствие истерии или душевных болезней. Взгляд на слабоумных как на детей дьявола был характерен для католической Европы.
В славянских государствах, где на слабоумных (юродивых) смотрели как на «божьих людей» и «блаженных», их обычно окружали ореолом святости, с благоговением вслушиваясь в их бессмысленный лепет, усматривая в нем божественное прорицание. Нередко служители православной церкви, предписывая относиться к слабоумным с жалостью, оправдывали существование детей-идиотов и калек именем Божьим, Божьей волей и доказывали, что эти несчастные дети нужны, чтобы предоставить возможность верующим творить милость во имя Бога. Таким образом, церковь православная пробуждала чувства сострадания к аномальным лицам и часто была инициатором организации для них приютов, убежищ, благотворительных обществ и др.
Научные воззрения пробивали себе дорогу борьбе с церковью. В итоге в Средние века произошло значительное развитие научных знаний.
Уже в XIV-XV в. стали постепенно восстанавливаться понятия древних греков и римлян о душевных болезнях, признавать роль мозга в происхождении помешательств.
В годы инквизиций современник Галилео Галилея и Джордано Бруно профессор медицины в городе Базеле Феликс Платтер (1537-1614) посещает монастыри, тюрьмы, ведет наблюдения за душевнобольными, которые иногда находились в этих учреждениях. С XV в. для таких людей стали открываться лечебницы. Это были, как говорили тогда, «места ужаса и безнадежности». Пытки и наказания были учреждены в качестве основных лечебных мероприятий. В своих трудах Платтер дает первую из известных психиатрам классификацию душевнобольных. Он был одним из первых психиатров, который выделил среди душевных заболеваний формы, характеризующиеся стойкими нарушениями интеллекта.
В эпоху Возрождения усилилась борьба прогрессивных сил общества с религиозными традициями, возвеличивается человеческий разум, развивается пропаганда человеколюбия. Возникают и развиваются гуманистические тенденции в отношении к слабоумным и другим аномальным лицам. Лишенные разума люди начинают привлекать внимание философов, врачей, литераторов, педагогов. Врачи стремятся проникнуть в душевный мир психически больных.
Первым из представителей педагогики, высказавшим мысль о необходимости про-являть заботу о воспитании и обучении слабоумных, был знаменитый славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Он был глубоко убежден в возможности дать образование всем аномальным детям. «Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых, отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? - Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека».
Перелом в отношении к слабоумным произошел в период Великой французской буржуазной революции (1789-1793). В это время ликвидированы притеснения и пытки, которые до этого имели место в психиатрических лечебницах. Знаменитый французский психиатр Филипп Пинель (1745-1826) впервые снял цепи с душевнобольных во французских лечебницах, установил отношения доверия и внимания между врачами и больными. Это создало условия для более глубокого изучения душевнобольных.
Пинель дал свою классификацию душевных болезней, на основании которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психозов. Он был один из первых психиатров, рассматривавших идиотию как психическое заболевание, при котором наблюдается остановка в развитии интеллектуальных или аффективных способностей. Он расширил понятие «идиотия» и выделил четыре ее вида:
состояние, близкое к животному (дикость, отсутствие чувств);
состояние, при котором имеются некоторые понятия и физические потребности;
глупость - состояние, при котором в какой-то степени имеются разум и речь;
имбецилизм - состояние, при котором у субъекта наблюдается постепенное ухудшение некогда имевшегося разума.
Таким образом, Пинель различает, но нечетко, две клинические формы слабоумия - врожденную и приобретенную.
Одним из первых врачей, посвятивших свою деятельность преимущественно изучению идиотии, был ученик Пинеля Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840).
До Эски- роля врачи считали идиотию такой же болезнью, как помешательство и безумие. Эскироль впервые указал, что это не болезнь, а состояние, при котором умственные способности никогда не проявлялись или же не развились в течение жизни.
Он впервые четко разграничил врожденное и приобретенное слабоумие. Он отнес идиотию к аменции (врожденному) и образно сравнил ее с бедняком, который был им вечно. Наряду с аменциями Эскироль выделил дементных слабоумных, сравнив их состояние ума с состоянием постоянно разоряющегося богача. Для обозначения более легкой формы Эски- роль ввел понятие «имбецилизм», до него этот термин употреблялся в разных аспектах.
Для обозначения одной из градаций слабоумия Эскироль ввел понятие «умственная отсталость». Эскироль - автор ряда многоплановых классификаций слабоумных. Основные его положения о слабоумии легли в основу всех последующих исследований и учений в этой области. Его учение стимулировало развитие теории психиатрии.
Многие историографы лечебной педагогики утверждают, что впервые возможность воспитывать и обучать слабоумных была доказана практически знаменитым французским психиатром Жаном Итаром (1775-1838) - главным врачом национального института глу-хонемых в Париже.
Обстоятельства носили случайный характер. В 1779 г. в лесах Авейрона на юго-востоке Франции охотники нашли совершенно одичавшего мальчика лет 11-12, который был мало похож на человеческое существо (кусался, царапался). Мальчика доставили в Париж. Предполагалось, что он является человеком, выросшим вне цивилизации. Этот мальчик дол-жен был разрешить многовековой спор: какое влияние оказывает цивилизация на человека? Пинель дал заключение, что «дитя природы» Виктор - неизлечимый идиот и не подлежит воспитанию (органы чувств не развиты, движения не скоординированы, характер хаотичен, развито лишь хватание). Итар приступил к воспитанию мальчика, полагая, что он имеет дело с одичавшим человеком, а не идиотом. Итар воспитывал у него человеческие потребности, привязанности, чувства, стремление к комфорту, чистоплотность, разборчивость в пище, речь. Итару удалось многого добиться, но прав был Пинель: Виктор был идиотом и нормальным человеком не стал.
Итар воодушевил других врачей продолжить его опыт по воспитанию слабоумных.
В 1828 г. французские врачи Феррю и Лере открыли отделение для идиотов при психиатрической больнице в Бисетре.
В 1831 г. такое же отделение открыл врач Фальере при больнице в Сальпетриере (разрабатывают технические средства обучения, коррекции и компенсации дефекта).
В 1833 г. доктор Ф. Вуазен основал самостоятельное учреждение для слабоумных в Париже - Ортофренический институт.
В 1841 г. Сеген открыл в Париже частную школу для идиотов.
В 1841 г. доктор Гуггенбюль открыл в горах Швейцарии учреждение для идиотов и эпилептиков.
В 1848 г. открылось первое медицинское учреждение для слабоумных в США.
В 1846 г. в Англии мисс Уайт открыла первый приют с благотворительными целями в Лондоне.
Во второй половине XIX в. такого рода учреждения возникли в России.
В 80-е годы XIX в. возник острый спор по поводу того, кому должен принадлежать приоритет в воспитании слабоумных - врачам или педагогам.
Наибольший вклад в анатомо-физиологическое направление в учении о слабоумии внес немецкий психиатр Э. Крепелин (1856-1926). Он впервые объединил все формы сла-боумия в одну группу под общим названием «ЗПР» и ввел термин «олигофрения».
Существенный вклад в учение о слабоумии внес русский психиатр Г. Я. Трошин (1874-1938). Он четко отграничивал формы психического недоразвития от неврозов и пси-хозов.
Французский педагог Ж. Филипп и врач П. Бонкур развили психолого-педагогическое направление, выделяя тот контингент учащихся, которые не смогут справиться с общеобразовательной программой в обычных школьных условиях.
Бельгийский врач и педагог О. Декроли создал свою сложную систему классификации умственной отсталости.
В России подход к проблеме изучения, обучения, воспитания детей с отклонениями развития традиционно с конца 1920-х годов носит комплексный медико-психолого-педагогический характер, корни которого восходят к принципам и методам педологии - науки о комплексном изучении ребенка с медицинских, психологических, педагогических и социальных позиций. Принципы обучения и воспитания аномальных детей были сформулированы такими ведущими педагогами, психологами и врачами, как Д.И. Азбукин, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.Н. Граборов, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, Л.Г. Оршанский, Ф.А. Рау, Г.И. Россолимо и др.
Основная задача специальных школ формулировалась как наиболее полная подготовка ее выпускников к самостоятельной жизни, посильному труду. Наряду с образовательными задачами решались и коррекционные, в учебный план также включались физические упражнения, рисование, пение, ручной труд.
В 1924 г. в систему социально-правовой охраны несовершеннолетних приходит выдающийся ученый-психолог Л.С. Выготский.
Развитие теоретических основ дефектологии
Отечественные врачи, психологи, педагоги положили начало новому пониманию сущности психофизических аномалий и своеобразия развития аномального ребенка.
В становлении дефектологии - науки об особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками и закономерностях их воспитания и обучения - самая выдающаяся роль принадлежит психологу Льву Семеновичу Выготскому (1896-1934).
Л.С. Выготский родился в небольшом белорусском городке Орша, но через год его семья переехала в Гомель, где прошла юность ученого. Закончив юридический факультет Московского университета и филологический факультет Народного университета А.П. Шанявского, Л.С. Выготский начинает самостоятельную педагогическую деятельность в Гомеле.
Впервые теоретические взгляды Л.С. Выготского в области дефектологии прозвучали на втором съезде СПОН в 1924 г. Перечислим его наиболее значимые работы в области дефектологии. 1.
Разработал теоретические основы социальной реабилитации и интеграции аномальных детей. 2.
Выдвинул задачу найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогиче- скую работу. 3.
Положил начало динамического подхода к изучению сущности умственной отсталости ребенка. 4.
Считал, что умственная отсталость охватывает всю личность в целом, что влияет на своеобразие ее развития, поэтому необходимо организованное педагогическое воздействие. 5.
У каждого умственно отсталого ребенка есть большие резервы здоровых, незатронутых задатков, так как неравномерное распространение дефективности на разные стороны психической деятельности открывает большие возможности для развития. Эти перспективные возможности ребенка Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. 6.
Психическая деятельность умственно отсталого ребенка менее дифференцирована, менее динамична. Мышление умственно отсталого связано с ситуацией, в абстрактных условиях мышление затруднено. 7.
Л.С. Выготский сформулировал положение о первичной и вторичной природе дефекта. 8.
Одни симптомы непосредственно связаны с материальной основой умственной отсталости, другие являются определенного рода наслоениями над этими первичными дефектами. Эти вторичные наслоения - продукт того особого положения, которое занимает умственно отсталый ребенок в обществе, в социальной среде вследствие патологического развития. 9.
Главная задача воспитательной работы с аномальными детьми - предупреждение, ослабление или полное преодоление вторичных дефектов. И чем раньше начнется воспитание, тем успешнее оно будет.
<< | >>
Источник: Т. Г. Перетяни. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2010

Еще по теме Основные этапы развития учения о людях с ограниченными возможностями:

  1. 1. Основные этапы развития субъекта труда
  2. 5.1. Основные этапы развития субъекта труда
  3. 12.3. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала
  4. 3. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития ;. психолога-профессионала
  5. ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ И МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
  6. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
  7. Кокоренко В.Л. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
  8. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В.. Основные этапы развития концепции С.Л. Рубинштейна,
  9. Шипицына Л.М. От сегрегации к интеграции: история СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
  10. Щапова И.Р., Симанова И.В. РАБОТА С СЕМЬЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ