ПРОБЛЕМА ТАНАТОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ


Филиал Московского психолого-социального института в г.Рязани Власова Л.А.
В последнее время в России отмечается повышенный интерес к проблеме смерти, которая привлекает внимание представителей из различных областей знания.
Еще недавно феномен смерти был вычеркнут из орбиты гуманитарных и естественных наук.
Танатология (от греч. "танатос" - смерть) - направление исследований умирания и смерти. Смерть - это последнее критическое событие в жизни человека. На физиологическом уровне смерть представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций. На психологическом уровне она имеет личную значимость и личное значение для самого умирающего и его родных и близких. Умереть - значит прекратить чувствовать, покинуть любимых людей, оставить незаконченные дела и уйти в неведомое.
Вплоть до недавнего времени, а именно до середины 20 века казалось, что психологи игнорируют тему смерти. Причина, по которой психология медлила заняться изучением идеи смерти, состояла в том, что ей необходимо было обрести независимость от философии и этики. Научная респектабельность требовала занятий измеряемыми стимулами и повторяемыми и доступными внешнему наблюдению реакциями. Результатом явилось ограничение исследований в области сознания и пренебрежение проблемами личности. Потрясения Второй мировой войны и последующие неотложные социальные проблемы заставили психологию выйти за пределы своего традиционного позитивизма.
Одной из первых, кто проводила систематические исследования смерти и процесса умирания была Элизабет Кюблер-Росс. Основное внимание она уделяла той относительно непродолжительной ситуации, когда смерть возможна в любой момент - например, в случае смертельного онкологического заболевания или другой смертельной болезни. Кюблер-Росс выделила в процессе приспособления к мысли о смерти 5 стадий: отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, принятие. Несмотря на то, что данные стадии представляют собой нормальные реакции на приближение смерти, они не являются обязательными. Не все люди проходят через эти стадии умирания, и только некоторые проходят их именно в такой последовательности. На реакции умирающего человека оказывают влияние многие факторы, включая культуру, к которой он принадлежит, его личность, его религиозные воззрения, личную философию жизни, а также продолжительность и характер смертельного заболевания. Некоторые люди продолжают испытывать гнев и депрессию до самой смерти, в то время как другие приветствуют смерть как освобождение от боли или одиночества. У людей, которым не грозит немедленная смерть, больше времени на то, чтобы привыкнуть к мысли, что они когда-нибудь умрут.
Согласно общепринятому мнению, идеально было бы дожить лет до 85 в полном здравии, привести в порядок свои дела, а потом внезапно и безболезненно скончаться от сердечного приступа. Исследования подтверждают, что значительное большинство людей, в особенности молодых, действительно предпочло бы внезапную смерть. В случае болезни, с предсказуемым течением и исходом, родственники, так же как и сам умирающий, перестраивают свою жизнь, приспосабливаясь к тому, сколько, предположительно, у них "осталось времени". Многим нужно доделать дела, оставить последние распоряжения, сказать недосказанное - одним словом, покончить со всеми обязательствами в жизни. Некоторые люди пытаются повлиять на ход оставшейся им жизни, принимая лечение и борясь всеми методами за жизнь или отказываясь от него, проявляя "волю к жизни" или смиряясь с неизбежным. Многие нуждаются в сохранении достоинства и права распоряжаться собой на последнем этапе жизненного пути, как и раньше.
Как показывают многочисленные исследования, лишь небольшой процент пожилых людей испытывают страх смерти, в основном они говорят о других страхах: боязнь потерять рассудок, долго и тяжело болеть, находясь на иждивении родственников. Поиски "хорошей смерти" привели к целому ряду перемен в системе услуг для умирающих. В число этих перемен входят хосписы и эвтаназия.
Хоспис - система услуг, включая госпитализацию, для смертельно больных, позволяющая им прожить свои последние дни как можно более независимо и безболезненно. Хосписное движение зародилось в 60-70-ых годах в Англии и связано с именем доктора Сесилии Сандерс, работавшей с онкологическими больными. Необходимо отметить, что возникновение хосписного движения напрямую связано с гуманистическими традициями, которые декларировали особое отношение к страданию и смерти. В настоящее время хосписы - это учреждения, где осуществляется комплексная помощь умирающим больным. Помимо медицинской помощи, уходом за больными и контролем над симптоматикой, здесь оказывается психологическая помощь как больным, так и их родственникам. Последнее вызвано впечатляющей статистикой: после смерти больного резко возрастает заболеваемость и смертность его близких.
Первый хоспис в России был организован в Санкт-Петербурге несколько лет назад, благодаря английскому журналисту Виктору Зорза, который сумел пробить бюрократические стены. Однако по сей день остаются нерешенными многие вопросы и проблемы, а именно: 3.
хоспис для наших больных - это последнее пристанище, а не дом для «качественной жизни до конца»; 4.
нехватка лекарств, а это влечет за собой удвоенный уход за пациентами (в свою очередь это огромная личностная самоотдача персонала); 5.
низкая зарплата персонала несопоставимая с выполняемой работой, нехватка волонтеров. Для примера на западе на 20 больных приходится 100-150 волонтеров; 6.
к сожалению, у нас в России стало возможным наживаться на смерти. Оставляет желать лучшего и сама система хосписов и так называемые платные хосписы, которые ни по организации, ни по структуре не отвечают требованиям, которые предъявляются во всем мире к данным учреждениям
Изначально при организации хосписов, за основу было взято, что данным учреждениям должно быть чуждо представление о смерти как о проигрыше человека в борьбе за жизнь. Сама идея хосписа предполагает отношение к смерти как к нормальной и естественной стадии жизни, приближение которой нужно встречать с достоинством. Смерть так же естественна, как и рождение, и, подобно ему, иногда является тяжелым трудом, требующим посторонней помощи. Назначение хосписов в том, чтобы оказывать эту помощь и давать утешение.
Их основная цель - помочь справиться со всеми видами страдания: физического, морального, социального и духовного. Помимо этого, хосписы пытаются уважать право умирающего и поддерживают постоянную связь между ним и семьей, с тем, чтобы он не чувствовал себя изолированным. Связь с семьей больного поддерживается до самой его смерти и после нее, на протяжении всего периода горевания по умершему.
Сама идея, что событиям следует развиваться естественным путем, что можно даже немного помочь природе, ускорив конец, конечно, не нова. Эвтаназия, или убийство из милосердия, практиковалась еще в Древней Греции, а может быть, и раньше. По некоторым сведениям, одной из наиболее известных жертв эвтаназии стал Зигмунд Фрейд. В 1939 году 83-летний Фрейд, страдавший в течение 16 лет от рака челюсти, решил, что жизнь превратилась в сплошную пытку и больше не имеет смысла. Он еще раньше заключил соглашение со своим врачом, что тот введет ему смертельную дозу морфия, если Фрейд решит, что больше не в состоянии бороться за жизнь И вот наступил момент, когда он напомнил врачу об их уговоре, и тот выполнил его волю.
Различают активную эвтаназию, когда используются средства, ускоряющие наступление смерти (передозировка снотворного, смертельная инъекция и др.), и пассивную, которая означает отказ от мер, способствующих поддержанию жизни. В отношении активной эвтаназии существуют достаточно жесткие юридические формулировки (убийство, самоубийство). Так, американский врач Кеворкян стал центром общественного скандала, поскольку снабжал пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера и другими смертельными недугами, смертельной дозой препарата, который они вводили себе сами нажатием кнопки. Иногда решение об эвтаназии вынуждены принимать близкие больного и врачи. В Америке они руководствуются гарвардскими критериями для установления необратимого прекращения функционирования (смерти) мозга: невосприимчивость и отсутствие реакции даже при использовании болезненных стимулов; отсутствие движений и дыхания; отсутствие рефлексов; ровная линия электроэнцефалограммы; отсутствие притока крови к мозгу и циркуляция внутри него. Эти критерии широко используются как основа для юридического установления смерти.
Пассивная эвтаназия не подразумевает никаких активных действий. Это просто прекращение поддерживающих жизнь процедур, в результате чего смерть наступает естественным путем. Именно вопросы пассивной эвтаназии последнее время привлекают внимание ученых и общественности, главным образом, в связи с тем, что современные достижения науки позволяют в некоторых случаях поддерживать жизнь в течение почти неограниченного периода.
Родственникам и близким друзьям покойного необходимо приспособиться к тяжелой утрате в ближайшей или отдаленной перспективе. Однако, необходимо ли горевать? Выполняют ли печаль и душевные страдания какую-то полезную функцию? Обычно считается, что в этом случае должны быть выполнены определенные психологические задачи: 1) живым необходимо признать реальность утраты и осознать, что эта утрата вызывает боль; 2) им нужно перенаправить в другое русло ту эмоциональную энергию, которую они раньше вкладывали в отношения с покойным.
Многие специалисты сомневаются в целесообразности выделения определенных фаз в процессе горевания, поскольку это может побуждать людей предаваться горю согласно предписанной схеме. Сторонники же выделения последовательности фаз горевания отмечают, что первоначальные реакции часто включают шок, оцепенение, отрицание и неверие. Также возможны гнев и обвинения.
Разумеется, особенности процесса горевания существенно различаются в зависимости от личности человека, его возраста, пола, культурных традиций и отношений с покойным. К тому же некоторые факторы могут способствовать восстановлению нормального состояния. Например, в случае продолжительной болезни покойного, его близкие имеют возможность подготовить себя к его смерти. С другой стороны, если болезнь продолжается более 18 месяцев, тяготы ухода за больным перевешивают значение подготовки к смерти. Более того, в случае продолжительной болезни близкие могут прийти к убеждению, что смертельно больной человек на самом деле не умрет, что ему удалось обмануть судьбу. Когда такой больной умирает, это может вызвать большее потрясение, чем внезапная смерть. В лонгитюдном исследовании реакции людей на смерть близкого человека, проведенном американскими психологами, были обнаружены значительные вариации в реакциях на утрату в зависимости о характера и значения отношений с покойным непосредственно перед смертью, характера смерти, от того, возможно ли было предвидеть смерть, и от практической поддержки окружающих.
Таким образом, реакции горя отличаются у представителей разных культур и у разных людей в рамках одной культуры. Не существует "универсального" или "правильного" способа горевать, хотя ожидания общества оказывают на людей ощутимое влияние в этом вопросе. Например, в прошлом обычай требовал, чтобы вдова одевалась в черное и воздерживалась от многих занятий, по крайней мере, на людях, в течение определенного срока -от нескольких месяцев до года. В настоящее время, как правило, от родственников покойного ожидают, что они вернутся к работе через 3-5 дней и будут работать с полной нагрузкой.
Философские школы и течения ХХ в. понятие смерти связали с понятием времени. Для конкретного человека время скорее психологическая, чем физическая категория, и в этом смысле главное свойство времени парадоксально - оно обладает бесконечным количеством конечных отрезков, что делает субъекта, воспринимающего время, фактически бессмертным. Идея, что жизнь - это "только миг между прошлым и будущим", восходит к Марку Аврелию, который писал: "Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери - и сводятся они всего-навсего к мгновению. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?" По сути дела, субъект смертен не для себя, а лишь для другого человека.
ЛИТЕРАТУРА 3.
Берлоу Д. Клиническое руководство по психическим расстройствам: 3-е изд., Питер, 2008. 4.
Орлов Ю.М. Горе, обида: М., Слайдинг,2006. 5.
Словарь по клинической психологии/редактор Н.Д.Творогова, М., 2007.
<< | >>
Источник: МАТЕРИАЛЫ XI международной научно-практической конференции. ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА: ПУТИ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. 2011

Еще по теме ПРОБЛЕМА ТАНАТОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ:

  1. ТАНАТОЛОГИЯ (THANATOLOGY)
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  3. О философских основах психологии. Ранние рукописи К. Маркса и проблемы психологии
  4. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
  5. Глава 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
  6. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  7. Глава 1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
  8. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
  9. О ПРОБЛЕМАХ В ПСИХОЛОГИИ СПОРТА
  10. К проблеме психолога в спортивной команде
  11. ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
  12. Б.Г.АНАНЬЕВ И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ
  13. ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  14. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СУБЪЕКТА
  15. 1.2 ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  16. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПРАКТИЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА