АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА П.Ф. ЛЕСГАФТА

(175 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Положения концепции П.Ф. Лесгафта очень современны, многоаспектны. В его идеях заложены представления об активном характере обучения, о его развивающем эффекте, о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию ребенка, о роли педагога в образовательном процессе, о значении детского коллектива в воспитании, об ученике как субъекте образовательного процесса, о роли индивидуализации в обучении и многое другое, что необходимо еще осмыслять и изучать современным психологам и педагогам. Поэтому я считаю актуальным еще раз сосредоточить свое внимание на деятельности выдающегося педагога Петра Францевича Лесгафта.
Вторая половина XIX в начало XX в. – эпоха реформ, это время антинародной политики царизма, направленной на укрепление сословной школы. Кровавая диктатура не могла подавить нарастающего недовольства самодержавно-крепостническим строем, она все же должна была приспособиться к требованиям развивающегося капиталистического уклада. Общество осознало, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие. В конце XIX – начале XX вв. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований [3].
Такое нелегкое время выпало на долю выдающегося ученого-анатома, биолога, видного общественного деятеля и педагога Петра Францевича Лесгафта (1837 – 1909гг.).
Петр Францевич родился 20 сентября 1837 года в семье обрусевшего немца, скромного петербургского ювелира Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Отец был сдержанным человеком, подчас суровым, любил порядок, дисциплину, экономность во всем и приучал к тому же своих детей. Этому способствовали не только черты его характера, но и незначительные доходы семьи. Он числился всего лишь купцом третьей гильдии, имел небольшую ювелирную лавочку с мастерской, где вынужден был проводить большую часть времени, чтобы хоть как-то обеспечить семью. Обстановка, окружавшая маленького Петера, наложила отпечаток на всю его последующую жизнь. Получив начальное образование дома, Петр в 1848 году поступил в училище Св. Петра, знаменитую «Петершуле». Учился он успешно, однако после трех лет обучения в школе отец решил отдать его в ученики к знакомому аптекарю. Поначалу растирание порошков и приготовление бумажных пакетиков нравилось мальчику, но постепенно это стало невыносимо для него, и он сбежал домой. Подготовившись к старшим классам гимназии с помощью старшего брата, уже осенью 1852 года он поступил в мужское отделение «Апненшуле», к моменту окончания которой Петру было 17 лет. Невысокого роста, худощавый, черноволосый, с пристальным взглядом, порывистыми движениями, острый на язык, он не случайно получил прозвище Заноза. Чувствуя свою правоту, он охотно вступал в спор, с жаром отстаивал свои взгляды.
В 1856 году он поступил в Медико-хирургическую академию, здесь он неожиданно увлекся анатомией и отдался ей со всей страстью. Анатомия стала делом его жизни, его неизменной и верной спутницей. Впоследствии в медицинских кругах П.Ф. Лесгафта называли «поэтом анатомии». Наконец курс медицинских наук был успешно преодолен. 10 июня 1861 года конференция Медико-хирургической академии после испытания признала лекаря Лесгафта достойным звания уездного врача, и ему был вручен диплом на латинском языке об окончании им академии с серебряной медалью. По окончании Медико-хирургической академии Петр Лесгафт был оставлен работать на кафедре практической анатомии прозектором. В конце 1861 года он выдержал экзамен на степень доктора медицины и хирургии. С этого же года Лесгафт стал преподавать анатомию и хирургию слушателям военно-фельдшерской школы. А уже 29 мая 1865 года он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины. 11 сентября 1868 года его утвердили на должность заведующего кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете.
15 марта 1875 года Медицинский департамент дал согласие на переход Лесгафта на должность чиновника по особым поручениям.
Труды Петра Францевича сыграли важную роль в развитии научных основ прогрессивной педагогики.
Осенью 1909 года Петр Францевич Лесгафт простудился и тяжело заболел. К сожалению, болезнь зашла слишком далеко, и 28 ноября 1909 года Петра Францевича не стало. Хоронили его в Петербурге при огромном стечении народа [3, c. 41-89].
У П.Ф. Лесгафта научная и общественная деятельность сливались воедино. Стремление сблизить науку и жизнь, мысль и дело, воспитать полноценную человеческую личность, борющуюся с общественным злом и насилием, признающую общественный труд смыслом жизни, отдающую все свои силы служению идее, было программой, которую П.Ф. Лесгафт последовательно и настойчиво проводил в течение всей своей жизни.
Мировоззрение П.Ф. Лесгафта складывалось под влиянием философско-материалистических идей революционных демократов и на основе научных принципов физиологии и психологии И.М. Сеченова.
Педагогические явления он рассматривал с позиций антропологизма. Петр Францевич понимал антропологию как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды [4, c. 56-77].
Основную роль в формировании личности ребёнка Петр Францевич отводил воспитанию. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения. «Все, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется – распадается»,— писал он. Лесгафт выступал против теории наследования способностей. Он считал, что, как бы ни были способны родители, их дети, оставленные без воспитания и образования, не смогут развить свои духовные силы, что ум человека, как и речь, развивается, совершенствуется под влиянием среды, воспитания и образования.
Он подчеркивал, что познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение и функции его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных. Опираясь на знание физиологии, психологии и философии, Лесгафт пришел к выводу, что общей целью воспитания и образования должно стать всестороннее развитие деятельности человеческого организма. В своем понимании деятельности он близок к исследованиям отечественных психологов, подразумевая (но, не называя терминологически) категории мотивов, смыслов и целей деятельности.
П.Ф. Лесгафт смело выступал против произвола и насилия над личностью человека, царивших в то время в школе и семейном воспитании детей. Он остро и убедительно критиковал словесное-книжное образование, отрыв школы от жизни, осуждал рутинные педагогические приемы принудительного характера.
В своем труде «Школьные типы» П.Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребенка (эти выводы строятся на результатах глубокого и тщательного наблюдения за поведением его воспитанников), как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей: лицемерный (отраженно-опытный); честолюбивый (подражательно-рассудочный с повышенным чувством первенства); добродушный (разумно-самостоятельный с преобладанием умственной деятельности), мягко-забитый (рефлекторно-опытный); злостно-забитый (подражательно-рассудочный); угнетенный (разумно-исполнительный с преобладанием физической деятельности). Во главу критерия личностного развития ребенка автор ставит тип его отношений со средой. Он считал, что различные типы детей возникают, прежде всего, в условиях их семейной жизни и воспитания, а чтобы предупредить это, воспитателям необходимо изучать детей в процессе повседневной жизни и воспитательной работы.
Целью воспитания является формирование "нормальной" личности, которая способна достичь гармонии между умственным и физическим развитием.
Основная задача семьи и школы – это признание в ребенке личности с самого начала его сознательной жизни. Неприкосновенность личности и самостоятельность ее проявлений – это принципы гуманной педагогики. Лесгафт указывал, что родителями и педагогами при выборе средств воспитания должны учитываться такие ценные качества ребенка, как впечатлительность, восприимчивость, стремление к самостоятельной переработке воспринятого, к разнообразной деятельности и играм [1, c. 26-96].
Исторической заслугой П.Ф. Лесгафта является создание оригинальной теории физического воспитания, или, как он писал, образования, детей, в соответствии с которой на первое место в анатомо-физиологическом совершенствовании организма детей он поставил двигательные упражнения, умение сознательно управлять отдельными движениями, преодолевать препятствия с возможно большей ловкостью и наименьшей затратой энергии. Физическое воспитание он считал важнейшим средством всестороннего развития личности человека, тесно связанным с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием [2].
Концепция педагогического взаимодействия П.Ф. Лесгафта связывает воедино его представления о человеке как идеальном «продукте» и исходном «материале» педагогических преобразований. Наиболее детально эта взаимосвязь раскрыта в его концепции школьных типов, в системе физического, нравственного и умственного воспитания. Концепция педагогического взаимодействия обусловила специфику понимания П.Ф. Лесгафтом сущности семейного, физического, умственного и нравственного воспитания, которые в его системе образуют определенную целостность. Идеи П.Ф. Лесгафта о синтетическом пути постижения сущности человека, о гуманистической основе педагогического взаимодействия, о сознательной и активной роли во взаимодействии всех его участников были подхвачены другими представителями отечественной педагогической науки [2].
С нашей точки зрения использование педагогических идей Петра Францевича в современной педагогической теории и практике позволит сделать систему образования гуманной, соответствующей природе человека, и в связи с этим общество гармоничным, здоровым и процветающим в экономическом и общекультурном отношении. Поскольку все теоретические построения в педагогической области концентрируются на человеке, воспитывающем и воспитуемом, педагогическая теория, в том числе и теория педагогического взаимодействия, в своем дальнейшем развитии должна опираться на положения антрополого-педагогической концепции П.Ф. Лесгафта. Антропологические знания, отраженные в его педагогической концепции, имеют значение и для практической организации гуманного, личностно-ориентированного педагогического взаимодействия. Кроме того, они предоставляют возможность воплотить в жизнь принцип самостоятельности и активности воспитуемых, сделать содержание образования и используемые методы максимально соответствующими природе и сущности человека.
Библиографический список
1. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. - М., 1991. –365 с.
2. Памяти П.Ф. Лесгафта. Сборник статей / Под редакцией Е. Н. Медынского. – М: ФиС, 1947. – 256 с.
3. Таймазов, В. А., Курамшин, Ю. Ф. Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности / В. А. Таймазов, Ю. Ф. Курамшин. . – М., Печатный двор им. Горького, 2006. – 480 с.
4. Шахвердов, Г. Г. П.Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности / Г. Г. Шахвердов. – Л.: Лесгафт, 1950. – 398 с.
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА П.Ф. ЛЕСГАФТА:

  1. Раздел III. СОЦИАЛЬНАу ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИКИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ подход разработан Л.И.Боровиковым
  2. ТЕМА 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  3. Извлечение из Госстандарта ГОС ВПО специальности 050708 - «Педагогика и методика начального образования» и 031800 - «Логопедия» дисциплины «Специальная педагогика и коррекционная психология»
  4. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
  5. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
  6. 2. СИСТЕМНАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
  7. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КУЛЬТУ-РЫ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Б. Г. АНАНЬЕВА
  8. ПЕДАГОГИКА
  9. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  10. 6. ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  11. ТЕМА 2 . МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  12. Раздел II. ТЕОРИу СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  13. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОМЕ РЕБЕНКА
  14. Основные задачи специальной педагогики:
  15. Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  16. 1. Введение в специальную педагогику
  17. Педагогика духовного становления