ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХПКПССКОГО ЭТНОСА

К 15-16 годам хакасская молодежь достигала высокого уровня физического развития и обладала большим двигательным опытом. В связи с этим существенно менялась роль народных игр, состязаний и игровых упражнений для этого возраста.
Их задачами было не только развитие физических качеств и обучение специфическим умениям и навыкам, необходимых для ведения промыслов и домашнего хозяйства, но и дальнейшее их физическое совершенствование и поддержание его на более высоком уровне.
Целью нашей работы является исследовать национальные игры как средство физического и духовного совершенствования хакасского этноса. Материал для исследования собирался из архивных документов Красноярского края и Республики Хакасия, Хакасского музея им. Л.Р. Кызласова, Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова, археологических и этнографических материалов, сведений информаторов, научных исследований В.Я. Бутанаева, Е.К. Яковлева, Р.Я. Сунчугашева, Н.Ф. Катанова.
Народные игры, используемые хакасской молодежью, выполняли различные функции: во-первых, служили специальной подготовкой к ведению промыслов. Это подтверждают научные исследования историков, этнографов. Так, по историческим данным В.Я. Бутанаева доказано, что при подготовке охотников к зимнему сезону, они в начале зимы проводили состязания на лыжах - «Сана», тем самым проверяли свою физическую готовность к охотничьему сезону. В играх, как «Ноортпас» и «Миргенге атыс» молодежь состязались не только в беге на лыжах, но и добавляли еще и стрельбу из лука по мишеням. Эти игры развивали силу, ловкость, выносливость и формировали охотнические навыки. Кроме того, формировалось умение ориентироваться в лесу и на местности, что способствовало развитию психических функций. Разновидностью этой игры было следующее условие, что у поворотного пункта подвешивали «добычу», а охотник должен ее сбить из лука стрелой. С появление огнестрельного оружия лук заменили ружьем.
Игры с промысловой направленностью в этот возрастной период отличаются большой физической нагрузкой, сложными правилами, а также рассчитаны на то, что игроки обладают определенными знаниями и навыками ведения промыслов: охоты, рыболовства, скотоводства. Это подтверждается играми, проводимые, среди молодых хакасов, которые пользовались большой популярностью такие, как: «Ухчаа ойыны», «Салбыдан тастааны» и « Миргенге атыс» и «Ырахх атыс» - стрельба из лука по бабкам, в цель и на дальность и вверх. Игры, связанные с метанием аркана и пращи («Ходыр iнек», «Мечеек»-метание дротика, «Урух»-метание лассо, «Салбы»-метание пращи, остроги), которые вырабатывали двигательные навыки, необходимые в скотоводстве, рыболовстве и т.д.
Если в играх детей 7-14 лет использовались те же предметы (игрушечные лук и стрелы для метания, стрельбы), то в молодежных играх существовало настоящее оружие для метания и стрельбы. Кроме того, в играх были более строгие правила, усложнялось содержание и условия проведения игр, предъявлялись более сложные требования к исполнению упражнений: точность, меткость, скорость, количество попаданий, количество очков и др. Именно, эти игры закладывали тот мощный двигательный фундамент для совершенствования школы движений в игровой практике, а также проверки физической пригодности к трудовой деятельности и промыслам. Можно с уверенностью констатировать, что молодежные игры являются одним из ведущих средств физического совершенствования молодых людей.
Необходимо отметить, что молодежь приобретала уже навыки ведения домашнего хозяйства, а игры и состязания служили проверкой владения этими двигательными навыками. В конных состязаниях «Чарыс» необходима объездка необученных лошадей. Здесь, кроме силы и ловкости необходима своеобразная сноровка, знания о нраве и повадках лошадей, конечно же, смелость. Молодежь устраивала конные скачки «Атар чарызы», «Атнан чарыз» в воскресные дни, в праздники, на свадьбах, на встрече родов. По данным историческим сведениям до присоединения Хакасии к России местное население проводило турниры «чыда-сазыс» - поединки на конях с копьями. Турниры проводились летом во время общественных праздников. Как описывает В.Я. Бутанаев участники поединка одевались в войлочные и кожаные доспехи (хуях), голова закрывалась шлемом (тулафа). Турнирная пика (чыда) на ударном конце имела тупое деревянное утолщение. Всадники становились по разные стороны турнирной площадки, а затем по команде разгоняли лошадей и съезжались, держа на перевес пику. Согласно правилам, надо было на полном скаку сбить всадника с лошади. Наносили удары пикой только в закрытую броней грудь. В настоящее время память о них сохранилась только в фольклорных произведениях [2].
Народные игры и состязания способствовали совершенствованию двигательных навыков и воспитывали физические качества у молодежи. Каждый юноша мечтал стать сильным, храбрым, выносливым, смелым и эти качества развивались с помощью таких игр, как: «Хапчан тас» - камень соревнований, «Хайыс тартызах» - перетягивание ремнем, «Хозан азах» - заячья нога, «Кiзi хапханы» - поднятие партнера, «Хана азыра тастааны» - перебрасывание камня через забор, «Соортеп пазыс» - хождение с гирями, переноска бревна и др. Силовые игры сыграли большую роль в становлении личности молодого человека, в которых он должен проявлять не только физические способности, но и нравственные качества.
Умение вести честную борьбу, проявлять находчивость, терпимость к сопернику, проявлять волевые качества и др. Главное внимание в этих состязаниях и играх было направлено на результат своих действий. В выборе тактике и путей достижения победы они проявляли большую самостоятельность. Особенно это проявлялось в единоборствах. Например, поясная хакасская борьба «Курес» это не только демонстрация силы, но и совершенной техники, а главное – необычной пластичности всего тела. По древней традиции идти перед зрителями борец должен так, чтобы осанкой и движениями тела напоминать льва. В другом силовом состязании «Рукоборье» участие принимали девушки, женщины, молодые парни и мужчины.
Кроме того, игры выступали как средство развлечения. В зимние вечера большой популярностью пользовались игры-развлечения с нахождением предметов. Эти игры проводились в юртах. Игра нахождение кушака «Хур талазах», популярная игра «ис салызах» напоминает русскую игру «жгут», игра «Мелей тастазах» - поймай рукавицу, «Хазых табызах» - нахождение альчика, «Пас тудызах» - держание веревки и др. Увлекательные игры «Верхом на коне» и «Прыжок на спину» молодежь использовала на многих вечерних развлечениях, которые вызывали юмор, восторг и смех у всей молодежи и взрослых. Мы считаем, что молодежные игры имели большое воспитательное значение, которые воспитывали у молодежи нравственные качества: доброжелательность, смелость, находчивость, взаимопомощь, уважение к соперникам.
Педагогическое значение молодежных игр, проводимых в помещениях, заключалось в том, что они являлись активным досугом молодежи. Игры объединяли молодежь, способствовали сплочению коллектива и возникновению отношений между людьми, развивали творческие способности: интуицию, слуховую память, умению быстро реагировать на внезапно возникающие сигналы, умение самостоятельно в короткий срок принимать решения.
Игры, проводимые на открытом воздухе, имели больший оздоровительный эффект, способствовали закаливанию организма, увеличивали сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, повышали работу функциональных процессов в организме. Игры на открытом воздухе проводились с большой подвижностью, которые развивали физические качества. Это находит отражение в играх с метанием, бегом, прыжками.
В ходе исследования выявлено, насколько разнообразны увлекательны молодежные игры и состязания хакасов. Они не только воспитывают физические качества, но и способствуют развитию психических функций: памяти, воображению, преодолению трудностей, воспитывают волевые качества, умение проявлять хладнокровие, дружелюбие, находчивость, самообладание, выдержку и др. Это находит яркое подтверждение в проведении спартакиады Хакасии по национальным видам спорта и в национальном культурно-спортивном празднике «Тун пайрам», который считается одним из средств духовного и физического возрождения хакасских традиций, сохранения и развития национальных игр и видов спорта, взаимообогащения культур народов, проживающих на территории Республики Хакасия.
В заключении можно сделать выводы: молодежные игры являются частью общей культуры этноса; в основу игр заложены трудовые действия народа и подготовки молодежи к жизни; использование народных средств физической культуры в этнопедагогике способствовало позитивному воспитательному процессу на становление личности и совершенствованию духовных и физических ценностей хакасского этноса.
Библиографический список:
1. Бутанаев, В. Я., Верник, А. А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии / В. Я. Бутанев, А. А. Верник. - Абакан, 1995. - 53 с.
2. Фонд Библиотеки Минусинского музея Н. М. Мартьянова.
3. Фонд Хакасского государственного архива.
4. Швалева, Т. А. Роль национальных игр в формировании культуры межэтнических отношений народов в Южной Сибири / Т. А. Швалева // Сборник статей по материалам XII Международной научно-практ конф. Санкт-Петербург 20-21 мая 2010 . (Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока). - С. 382 — 387.
5. Швалева, Т. А. Истоки хакасских игр и их роль в системе воспитания / Т. А. Швалева. - Вестник ТГУ. Бюллетень оперативной научной информации №114, декабрь 2006. «Проблемы сохранения и развития языков и культур этносов саяно-алтайского региона в условиях развивающейся России. - Томск, 2006. - С. 62 - 65.
6. Швалева, Т. А. Педагогические направления физической культуры народов Хакасии на современном этапе системы образования / Т. А. Швалева. - Мат. II Международной науч. конф. «Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России», г. Абакан, 2008. - С. 277 - 281.
7. Швалева, Т. А. Роль игровой культуры в физическом воспитании как фактор сохранения этнической культуры народов Хакасии / Т. А. Швалева. Сборник мат. X Всероссийской научно-практ. конф: Физическая культура и спорт в системе образования.14-16 дек. 2007 г. Красноярск, 2007. - С.122 - 124.
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХПКПССКОГО ЭТНОСА:

  1. БОЛЬШАЯ КОНТАКТНАЯ ГРУППА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
  2. А.И. Янчий, Е.А. Андрейчик МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  3. Духовная смерть как результат фрустрации потребности в духовном
  4. 2.5.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВЫДВИЖЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ГИПОТЕЗ В ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
  5. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
  6. Н.Л. Ильина КОРРЕКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  7. Моисеева И.В. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  8. Ульянина О.А. ПСИХОЛОГ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
  9. ГАЙДУК С.А. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
  10. Гринштейн Э. А. Бутаков Д. Б. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ ОБРАЗА АЗАРТНЫХ ИГР У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
  11. Минова М.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  12. ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕХНИКА КАК МЕТОД СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ