МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СКАЗКА Г.Х. АНДЕРСЕНА «ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ» И МУЛЬТФИЛЬМ Р. АЛЛЕРСА «THE LITTLE MATCHGIRL»

Мультипликация близка детям, т.к. в современном мире дети предпочитают телевидение книгам. Часто первичное знакомство детей с литературными произведениями начинаются именно с просмотра мультфильма. К сожалению, в современном потоке создаваемых мультфильмов недостаточно таких, которые просто учили бы добру, были бы направлены на формирование целостного восприятия окружающего мира.
Чаще всего на детей с экранов смотрят непонятные существа, озлобленные на весь окружающий их мир. У детей формируется представление, что без драк и оружия мультфильм уже не интересен.
Часто ли дети смотрят старые, добрые мультики, такие как «Трое из Простоквашино» (1978), «Крокодил Гена» (1969), «Приключения Кота Леопольда» (1975-1987) и т.д.? Существует множество мультфильмов, созданных по мотивам произведений великих сказочников. Но современные школьники, если и обращаются к ним, то чаще с той целью, чтоб не читать оригинал, который «задали прочитать».
С одной стороны, мультфильмы могут служить замечательным средством для формирования полноценной личности ребенка. В них можно найти множество ответов на интересующие вопросы. Детям сложно делать объективный выбор между категориями добра и зла. Они еще не умеют, а точнее, у них еще недостаточно опыта в оценке своих и чужих действий. С другой стороны, мультфильм как синтетический вид искусства, необходимой составляющей частью которого выступает литературный текст, может помочь учителю разнообразить уроки литературного чтения, расширить кругозор детей и помочь им глубже понять произведение, показать специфику художественного образа, созданного в разных видах искусства.
Рассматривая проблему модернизации современного урока литературного чтения в начальной школе, мы создали серию уроков по работе с литературным текстом и мультфильмом по его мотивам. Уроки были проведены в 3 классе МБОУ «Гимназия № 69» г. Барнаула (программа «Гармония»). Литературным материалом для эксперимента выступила сказка Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» (1848) и одноименный мультфильм Роджера Аллерса («The Little Matchgirl», 2006) по мотивам данной сказки. Выбор текста был мотивирован его включённостью в основную программу по литературному чтению (программа О.В. Кубасовой), по которой занимается класс, а также наличием мультфильма по данному произведению.
В первую очередь нами была проведена работа с текстом сказки. В процессе анализа с детьми были отмечены особенности жанра рождественской сказки. Так, было акцентировано внимание на время действия, которое в сказке неслучайно. Андерсен описывает сочельник, чтоб в противопоставлении показать, насколько трагична судьба героини – девочки. Её одиночество на фоне общего счастья и веселья выделяется еще сильнее. И только в такой поистине волшебный праздник могут происходить чудеса, которые увидела девочка. В процессе анализа также было отмечено разделение художественного пространства сказки на два мира: мира мечты и мира реальности, что ещё раз подчёркивает трагичность произведения.
Воспитывая внимание начинающих читателей к художественному слову, мы отмечали, как с помощью точно подобранных слов автор создаёт образы героев, описывает, что их окружает: «маленькая нищая девочка», «белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам»; их чувства и эмоции: «робко вытянула одну спичку» и т.д. [1, с. 34]. Также была организована работа с символикой художественного текста. Было отмечено, что с помощью символов смысл всего произведения раскрывается глубже. Так, вместе с детьми мы пришли к выводам, что в сказке «Девочка со спичками» при зажжении каждой спички девочка видит не просто печь, не просто рождественскую елку и не просто богато накрытый стол. За описанием данных предметов скрыты самые заветные желания одинокой бедной девочки. Она в этот холодный рождественский вечер мечтает о тепле, еде и семье.
Очень важно показать детям – начинающим читателям, что каждый человек воспринимает прочитанное по-разному, у каждого читателя рождаются свои образы. Для этого в ходе наших уроков было предложено учащимся изобразить девочку и два разных мира, представленных в сказке. Результаты этого задания оказались различны, даже уже на этапе выбора того, какой из фрагментов изображали дети и какую цветовую гамму использовали. Большинство детей изобразили представленные в сказке Андерсена миры на одном уровне: девочку со спичкой, а перед ней – прозрачную стену. А некоторые дети мир мечты изобразили выше девочки. Аргументировано это было тем что, по мнению одних, мир мечты и мир реальности существуют параллельно, они очень близки, а другие отметили, что мир мечты чуть выше «потому что это нечто волшебное». А один ребенок аргументировал свой выбор тем, что «когда мы мечтаем, мы приподнимаем голову и смотрим вверх, значит, мир мечты выше нас».
Таким образом, подобное обращение к визуализации словесных образов, когда дети сами пытаются изобразить то, о чём прочитали, помогает глубже познать произведение. А открытие чего-то нового пробуждает в детях интерес, у них возникает желание взять уже другое произведение и проверить, сработает ли это в нем.
Следующий этап нашего экспериментального обучения был направлен на анализ мульттекста «Девочка со спичками» Р. Аллерса («The Little Matchgirl», США, 2006), созданный по мотивам сказки Г.Х. Андерсена. Мы посчитали целесообразным включить изучение мультфильма сразу после изучения самой сказки, чтобы у детей в памяти еще были свежи эмоции от её восприятия.
Мультфильм «Девочка со спичками» (англ. The Little Matchgirl) - короткометражный мультипликационный фильм, выпущенный студией Уолта Диснея совместно с компанией «Pixar». В мультфильме изображен некий большой город. Маленькая, нищая, бездомная и голодная девочка пытается продать прохожим спички. Но люди, словно глухие стены – никто не обращает на бедную девочку внимания. Девочка смотрит по сторонам – все спешат по своим делам. Далее изображается, как другие дети из богатых семей выходят с родителями из магазина игрушек. Об этом героиня может только мечтать. Оставив надежду продать спички, продрогшая девочка садится на землю в каком-то закоулке и начинает поджигать спички, чтобы согреться. При этом она видит то, чего лишена, о чём мечтает: вкусную еду, сани, запряжённые тройкой лошадей, любимый дом и бабушку, нежно прижимающую её к себе. Девочка сжигает оставшиеся спички, пытаясь продлить моменты видения счастья… И вот появляется бабушка, нежно берёт девочку и отправляется вместе с ней встречать Рождество на небеса…
Поскольку мультфильм короткометражный, это позволило посмотреть его на уроке полностью. Текст сказки Андерсена предварительно был разделён на смысловые части, что позволило сравнивать его с мульттекстом. В ходе сравнения было выявлено, что режиссер изменил некоторые детали (в мультфильме нет эпизода, как девочка теряет туфли, она сама тянется к жареной утке и т.д.). Самым значительным и самым заметным изменением в мультфильме является то, что бабушку девочка видит уже при зажжении третьей спички и к бабушке её увозит тройка лошадей. Но эти изменения не повлияли на основную мысль, на передачу трагизма, присущего сказке Г.Х. Андерсена. Также режиссер сохранил одну немаловажную деталь - «падающую звезду». В тексте девочка при виде падающей звезды вспоминает слова своей бабушки: «Когда падает звёздочка, чья-то душа отлетает к Богу» [1, с. 34]. Эта падающая звездочка символизировала не что иное, как смерть самой девочки.
При анализе мульттекста ребята обратили внимание на тот факт, что в нём нет слов. Объяснили они это тем, что в нём всё передаётся с помощью мимики, жестов и музыки. Наблюдения за девочкой позволяют понять, что она чувствует, о чем она думает. Подробное наблюдение за музыкой на протяжении всего мультфильма показало, что она меняется вместе с настроением и чувствами девочки, отражая и подчеркивая их. Девочка радуется при виде жареного гуся – музыка становится живее и веселее, девочка огорчается, что спичка погасла – музыка затихает.
Проведенная работа по сравнению рисунков детей и эпизодов из мультфильма показала, что у каждого своё восприятие. Разница была и в образе девочки, созданной Р. Аллерсом, и в цветовой гамме (начиная с одежды девочки до всего окружающего её быта).
Обращение к мультфильму по мотивам сказки Г.Х. Андерсена помогло проиллюстрировать детям возможности мультипликации, а также позволило отметить, что и без слов мультфильм может быть интересен. Наглядно дети увидели, как важно сначала «прочитать», а потом «посмотреть» (так как оригинал и мультфильм имеют различия). Режиссёр, являясь со-автором писателя, добавляет нечто своё и изображает всё так, как он представляет.
Библиографический список
1. Андерсен, Г. Х. Сказки / Пер. с дат. А. Ганзен; ил. А. Елисеева / Г. Х. Андерсен. – М.: Издательство АСТ: ЛЮКС, 2005. – 253 с.
2. Кубасова, О. В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 3 кл. В 4 ч. - Ч.3. / О. В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. – 165 с.
3. Фадеева, Л. А. Анализ детских иллюстраций как способ выявления сформированности восприятия младшими школьниками жанровой специфики волшебной сказки / Л. А. Фадеева // Актуальные вопросы начального образования: сборник научно-исследовательских работ студентов/под ред. Ю. С. Заяц и О. И. Плешковой. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – С. 22 — 27.
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СКАЗКА Г.Х. АНДЕРСЕНА «ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ» И МУЛЬТФИЛЬМ Р. АЛЛЕРСА «THE LITTLE MATCHGIRL»:

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  2. К вопросу о применении Интерактивных методов обучения в начальной школе
  3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
  4. МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПСИХОТЕРАПИИ
  5. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
  6. Романенко К. Р. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ИДЕНТИФИКАЦИЮ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЕМ
  7. МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ.
  8. Заманаева Ю.В. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОЧИНЕНИЯ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
  9. Е.Я. Сухорукова СКАЗКА КАК ТРЕНИНГ ЖИЗНЕННЫХ УМЕНИЙ
  10. ОПРОСНИК «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ»
  11. М.О. Кондратова, И. В. Николаева ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-СЕМЕЙНЫХ МОТИВОВ В СКАЗКАХ
  12. ОБРАЗ МАЛЬЧИКА И ДЕВОЧКИ
  13. Сокинина А.А. СКАЗКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  14. МЕТОДИКА «ЛЕСТНИЦА: МАЛЬЧИКИ-ДЕВОЧКИ»
  15. О.В. Ладыкова ИЗУЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ НА УРОКАХ