ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, с удовольствием готовиться к урокам внеклассного чтения, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи.
Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения?
В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции.
В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. Личностная мотивация выбора книги для самостоятельного чтения рождает у ребенка цель, которая увлекает возможностью учиться у терпеливых и мудрых помощников, советчиков и друзей, которых он сам находит себе среди книг.
В стандарте второго поколения большое внимание уделяется формированию читательской самостоятельности, которая основывается на:
1) формировании библиографических умений: умение ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, умение знакомиться с разными видами и типами книг, умение выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений;
2) реализации принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивационного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы. Отбор книг для чтения должен учитывать эстетической и нравственной ценности текстов, их жанровое и тематическое разнообразия, доступность для восприятия детьми 6-10 лет, читательские предпочтения младших школьников.
Читательская самостоятельность – самая убедительная и актуальная из всех известных целей обучения в начальных классах. Воспитание в детях любви к чтению – это проблема, которая стоит на сегодняшний день очень остро. На уроках внеклассного чтения необходимо пробудить у детей интерес к книгам, для повышения читательской самостоятельности организовать различные приемы работы с ними.
Однако далеко не любой урок внеклассного чтения развивает у детей читательскую самостоятельность. Учителя начальной школы проводят, как правило, занятия по внеклассному чтению регулярно (1 раз в 2 недели как предусмотрено программой), а книги читают дома единицы. В чем кроется причина отсутствия у детей интереса к чтению?
Раскрывая содержание понятия «читательская самостоятельность», Н.Н. Светловская отмечает, что «это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан».
Читательская самостоятельность характеризуется тремя существенными признаками:
- умением, желанием и привычкой читателя обращаться к книгам с разными целями и всякий раз осознавать свою цель;
- знанием того, к каким книгам ему надо обратиться, чтобы реализовать именно эту цель;
- умением найти нужную книгу (или нужные книги) и освоить их содержание на максимально доступном ему уровне с наименьшей затратой времени и оптимально высоким для него на данный момент результатом [1, c.161].
На основании теоретического анализа и синтеза мы пришли к выводу, что использование различных видов уроков и форм способствует развитию читательской самостоятельности младших школьников, а значит, и способствует повышению уровня подготовки учащихся к урокам внеклассного чтения.
Для подтверждения или опровержения этого вывода было проведено экспериментальное исследования в 2 классе в гимназии №5 города Барнаула. В исследовании принимали участие 12 детей.
Целью констатирующего эксперимента, была проверка уровня сформированности читательской самостоятельности младших школьников.
Для того, чтобы проверить у учащихся уровень читательской самостоятельности, мы предложили тест «Какой я читатель».
Тест составлен по следующим критериям определения уровней читательской самостоятельности младших школьников:
- мотивы, побуждающие ученика обращаться к книгам;
- устойчивость желания читать;
- читательский кругозор;
- самостоятельность в выборе книг;
- подготовка к урокам внеклассного чтения.
При помощи данной диагностики мы выяснили, что уровень читательской самостоятельности у младших школьников низкий.
Также мы провели интервьюирование учителей, с целью определения, как проводится организация младших школьников к подготовке к урокам внеклассного чтения.
В результате интервьюирования было выяснено, что уроки литературного чтения проводятся редко, и они не отличаются разнообразием форм, методов и приемов.
После констатирующего эксперимента, был проведен формирующий эксперимент, целью которого было формирование у учащихся читательской самостоятельности, а именно, формирование интереса к чтению, устойчивого желания читать, расширять читательский кругозор, формирование умений самостоятельно выбирать нужную книгу, готовиться к урокам внеклассного чтения, совершенствовать технику чтения.
При формировании у младших школьников интереса к чтению использовались групповые формы работы на уроках чтения. Учащиеся объединялись по интересам, готовились совместные творческие задания, а на уроке ребятам была представлена возможность обмениваться заданиями (кроссвордами, ребусами, рисунками с заданиями и т.д.).
Так же на уроках литературного чтения использовалась методика «Мозаика», которая предполагает обучение детей в группе на основе обмена знаниями, где каждый учащийся что–то усваивает сам, а затем передает свои знания другим.
Уроки внеклассного чтения создают условия для творчества, поэтому на своих уроках мы старались, чтобы каждый ребенок проявил себя.
На уроках внеклассного чтения мы предлагали учащимся следующие виды творческих занятий:
1.
Передача прочитанного по ролям;
2. Инсценировка отдельных сцен из прочитанной книги;
3. Составление диафильмов;
4. Составление кроссвордов, ребусов к понравившимся историям
С большим интересом и удовольствием дети на уроках литературного чтения занимаются экранизацией, т.е. составлением диафильмов.
Такая работа требует от учащихся знания содержания текста. В процессе работы над экранизацией мы вместе определяем кадры, подбираем подписи к ним, иногда и музыкальное сопровождение.
С ребятами, которые плохо читают, мы готовимся к чтению или краткому изложению определенного отрывка, который они сами выбирают, т.е. идет индивидуальная работа.
При формировании устойчивого желания читать, было предложкно детям помочь «распуститься дереву познания». Каждый ученик, придя в класс, вешал лепесток, на котором написаны названия книг, которые дети прочитали дома. Вначале урока отводилось время на то, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями, тем самым ребята, не подозревая о том, сами рекомендовали книги друг другу.
Расширяя читательский кругозор, мы использовали разнообразные формы организации уроков внеклассного чтения:
- литературная игра , например,на уроке «Сказочный мир А.С.Пушкина»;
- урок-исследование по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»:
- урок-дискуссия, тема такого урока «Былины»;
- урок-театр (спектакль, драматизация);
- урок-путешествие.
Также для расширения читательского кругозора, учащиеся вели читательские дневники, где обязательно составляли план прочитанного произведения.
Для того чтобы, учащиеся смогли самостоятельно выбирать нужную книгу, мы давали следующие задания:
1. Посмотри на обложку книги. Как ты думаешь, в книге пойдёт речь о твоих современниках или о давних временах? Почему ты так считаешь?
2. Прочитай название книги на её обложке (фамилию автора и заглавие). Что можно узнать о книге по обложке? О ком она? Сказочная она или нет?
3. Определите по заголовку и имени автора жанр произведения.
4. Обратитесь в кладовую своих знаний. Вспомните заголовки:
а) выражающие главную мысль произведения;
б) сформулированные в виде вопроса;
в) носящие иносказательный характер;
г) обозначающие место, время действия или имя персонажа.
4. Вспомните заглавия произведений:
а) соответствующие содержанию;
б) включающие выразительную деталь.
Дети учатся по внешним приметам, по фамилии автора определять жанр, эмоциональную окраску произведения. Эта работа помогает на основном этапе безошибочно выбирать книги для чтения с учётом своих интересов.
При работе с группой книг давалось задание назвать тему и жанр; выделить книгу из ряда предложенных; дополнить выставку своими книгами. Чтобы упражнения проходили эффективно, нужно, чтобы дети хорошо осознали цель каждого задания, умели правильно рассматривать отдельную книгу и сопоставлять 2 – 4 книги, объединённые жанром, темой, автором, аргументировано обосновывали своё мнение. Только так дети «накапливают» опыт выбора книги.
При подготовке детей к урокам внеклассного чтения на каждом уроке мы организовывали работу по рекомендации новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: обмен мнениями, прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, небольшие выставки в классе - тематические или авторские, прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, показ иллюстраций.
Также мы проводили индивидуальную помощь и повседневный контроль: беседовали с учащимися о книгах, сравнивали книги с кинофильмом, обсуждали иллюстраций.
Для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения, мы проводили следующие упражнения:
I. Упражнения, которые помогают увеличить темп чтения.
1. Многократное прочтение
а) учителем
б) учеником (1 минута отметить)
в) повторное чтение (1 минута отметить)
2. Упражнение «Молния», где чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния»
3. Чтение скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп)
4. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Для проверки эффективности формирующей работы был проведен контрольный эксперимент, результаты которого позволяют сделать вывод, что у учащихся данного класса, действительно, не наблюдается низкого уровня сформированности читательской самостоятельности, учащиеся с удовольствием стали готовиться к урокам внеклассного чтения. Хотя средний уровень преобладает над высоким уровнем, но можно говорить о результативности проведенного исследования.
Библиографический список
1. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению : практическая методика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — М. : Академия, 2001. 286 с.
2. Пиче-оол Т.С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению / Т. С. Пиче-оол. // Начальная школа. – 2005 - №2.
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ:

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ЕГЭ
  2. С. А. Шаповал К УСТАНОВЛЕНИЮ ГРАНИЦ «КОРИДОРА ПОНИМАНИЯ» ПРИ РАЗРАБОТКЕ ДИАГНОСТИКИ ЧТЕНИЯ
  3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИКИ В ИЗУЧЕНИИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАСПОЗНАВАТЬ СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
  4. 7.2 Анализ процессов чтения
  5. МОТИВАЦИЯ ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
  6. РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
  7. 7.7.8. ДИЗАЙН ЗНАКОВ ЭРГОНОМИКА ЧТЕНИЯ
  8. ДИАГНОСТИКА ДЕФИЦИТАРНЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
  9. Бахтин В.В. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
  10. 7.2.2 Модели и нейропсихология чтения
  11. 7.2.1 Развитие навыков чтения
  12. Новикова А.А. эффективностЬ чтения И воздействиесубсенсорной графической стимуляции
  13. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
  14. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ В ПЕДВУЗЕ
  15. 4. Выработка системы чтения.