ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

Не смотря на наличие достаточно большого количества академических исследований по проблемам восприятия представителей различных культур, для нас при определении темы исследования было интересно обратиться и к результатам современных эмпирических исследований.
Так, напрмер, оказалось, что согласно результатам социально-психологических исследований, опубликованных американским журналом «Тайме Мирроу Сентер», поляки и немцы не любят друг друга; немцы, в свою очередь, высокомерно относятся к туркам; французы питают недоверие к американцам; русские и украинцы недолюбливают азербайджанцев; венгры плохо воспринимают румын и арабов, а в Словакии то же самое наблюдается в отношении к венграм. В Европе наиболее отвергаемой является этническая группа цыган: их активно не любят большинство чехов, венгров, немцев и испанцев.
Анализ литературы позволяет сделать предположение о том, что все эти предубеждения предопределены историческими предрассудками и прочно вошли в сознание множества людей. Иногда они имеют место даже у родственных народов. «В национальном самосознании арабов нередко присутствует недоверие друг к другу. В силу этого европеец порой с большим успехом добьется взаимопонимания с арабом, чем арабы между собой, так как они друг другу доверяют меньше» [2, с. 76].
Становится очевидным, что в любого рода контактах, – от туристических поездок до деловых и дружеских отношений, – людям важно правильно понимать, как воспринимают их представители иной культуры, как лучше себя вести и как говорить для более успешного и продуктивного взаимодействия. Восприятие другой нации, народности, этноса – сложный процесс, основанный на усвоении сложившихся стереотипов, оценке собственного опыта общения с иной культурой и её носителями, на использовании собственного размышления и анализа. Этот процесс включает и эмоциональную, и рациональную составляющую, поэтому невозможно, исследуя этот вопрос, быть однозначным при интерпретации данного вопроса.
В настоящее время очень большое внимание уделяется проблемам поликультурного общества, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В средствах массовой информации и в научных трудах поднимаются проблемы межнационального взаимодействия, чаще всего проявляющегося в стереотипизации восприятия других культур, а также и в межнациональных конфликтах. Если рассматривать данную проблему с точки зрения социальной психологии и межкультурной коммуникации, то можно увидеть, что в основе межнационального взаимодействия лежат такие феномены, как восприятие, взаимодействие и общение.
Межнациональное общение происходит на различных уровнях: межгосударственном, межгрупповом и межличностном. В данной работе, опираясь на достижения современных социально-психологических исследований, мы рассмотрим особенности механизмов восприятия человека человеком, психологию межличностного взаимодействия и особенности общения представителей различных культур.
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и относится к перцептивной стороне общения. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на процесс восприятия. В настоящее время под социальной перцепцией понимают процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности, то есть в качестве субъекта социальной перцепции может выступать не только отдельный индивид, но и группа [4].
Межличностная перцепция, или межличностное восприятие представляет особую важность в жизни человека, так как именно этот процесс непосредственно включен в общение. Проблема восприятия человека человеком из всех аспектов общения является наиболее изученной. Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному восприятию целесообразно использовать системный подход к этому процессу, элементами которого являются субъект, объект и процесс познания человека человеком.
Субъект межличностного познания, являясь элементом названной системы, одновременно представляет собой развивающуюся динамическую систему со многими характеристиками. Он может выступать в роли общающегося, участника эксперимента, психолога и т.д.
Объект восприятия включен во многие системы действительности. Многообразие подсистем, в которых находится воспринимаемый, предопределяет разнообразные формы его поведения и проявление психологических характеристик. Будучи активно действующей личностью, объект стремится изучить субъекта и в отдельных случаях квалифицированно организовать свою самоподачу.
Процесс познания человека, с одной стороны, есть элемент названной системы, а с другой – будучи целостным многомерным явлением, может исследоваться как самостоятельная подсистема. Процесс познания – это не одновременный акт. Он включает обратную связь от объекта восприятия и иногда – элементы коммуникации и взаимодействия.
Особенности воспринимающего зависят от его объективных и субъективных характеристик. Они влияют на глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека. К ним относятся пол, возраст, национальность, темперамент, социальный интеллект и пр. В нашем исследовании нас интересует национальная особенность воспринимающего. Остановимся на ней более подробно.
Любой человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни, т.е. через сформировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и пр. В этом просматривается «внутренняя структура личности», связанная с этнической субкультурой. Характер восприятия в межнациональном общении как самих людей, так и тех отношений, которые складываются между ними, как представителями разных наций более нюансирован, чем в однонациональной среде. Если воспринимающий имеет опыт общения с представителями разных культур, как отмечает С.К. Рощин, то влияние национальности на формирование представления о воспринимаемом будет сказываться меньше [цит. по 4, с. 509].
Необходимо также учитывать механизмы межличностного познания, которые влияют на адекватность формирования образа воспринимаемого. К данным механизмам относятся: функционирование имплицитной структуры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация и этноцентризм.
К механизмам, наиболее ярко демонстрирующими процесс межнационального восприятия, относятся стереотипизация и этноцентризм.
Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением или человеком. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может иметь два различных следствия. С одной стороны, она ведет к определенному упрощению процесса познания другого человека. При этом стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не всегда происходит «сдвиг» в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Возможен просто упрощенный подход, который хотя и не способствует точности построения образа другого, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, так как помогает сокращать процесс познания. С другой стороны, стереотипизация способствует возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта и этот опыт был негативным, то всякое новое восприятие представителя той же группы часто окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп, строятся предвзятые выводы относительно всей группы.
Так, например, «торговцы-воротилы» для центра европейской части России – «кавказцы». Для Сибири подобные предубеждения вызывают «зашибающие» большие деньги строительные бригады представителей Украины, немцы, корейцы, евреи, традиционная рачительность, трудолюбие, способность к освоению новых специальностей которых позволяют им достигать более высокого среднего уровня жизни [2, с. 88].
Рассмотрим механизм этноцентризма. Этническая принадлежность приводит в действие так называемый фильтрующий механизм личности, через который пропускается вся информация о воспринимаемом объекте. Суть данного механизма заключается в пропуске всей информации о другом человеке через фильтр, связанным с этническим образом жизни. В случае принадлежности объекта и субъекта к одной и той же национальности происходит завышение положительных особенностей о другом воспринимаемого, а в случае принадлежности к другому этносу – занижение или объективная оценка [4].
Итак, если перейти непосредственно к рассмотрению вариантов взаимодействия представителей различных культур на межличностном уровне, то можно увидеть, что эти контакты способны оказывать положительное влияние, когда понижается враждебность, уменьшается выраженность негативного восприятия представителей других этнических общностей, уменьшается внутренняя напряженность человека. Но эти контакты могут также оказывать и отрицательное воздействие, когда усиливаются предубеждения и неприятие «чужих» людей, появляются невротические и психосоматические расстройства.
Различают несколько возможных результатов контактов с представителями других этнических общностей.
1. Человек не принимает по каким-то соображениям свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип поведения можно назвать конформным, а его носителя в психологии именуют «перебежчиком». Он встречается обычно тогда, когда человек с детства воспитывается в другой этнической общности, а потом отказывается возвращаться к своему народу.
2. Человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Этот тип людей называют «националистами». И хотя в последнем отражается определенный негативный смысл, такое поведение является распространенным и закономерным, поскольку совершенно очевидно, что интересы своей нации и ее культура всегда более предпочтительны.
3. Человек колеблется между двумя культурами. Его принято называть «маргиналом». Такой тип поведения и личности довольно часто встречается в местах совместного компактного проживания разных национальных общностей. Иногда к таким людям относятся как к несколько ненормальным, «ущербным». На самом деле это просто результат длительного влияния нескольких культур.
4. Человек как бы синтезирует в себе две культуры. Психологи называют этот тип людей «посредниками», каковыми они и являются на самом деле, поскольку в силу длительного проживания человека в среде двух народов каждый из них стал для него одинаково родным и знакомым [2, с. 90].
Совершенно очевидно, что напряженность в межнациональных отношениях – результат различий между народами, но не просто различий, а различий в их восприятии друг друга. Но какими бы они ни были, они не должны выступать причиной межнациональных трений и тем более конфликтов. В межличностных отношениях между людьми разных национальностей должны доминировать общечеловеческие нормы общения и взаимодействия, хотя и опосредованные специфическими привычками восприятия, принятыми в том или ином народе.
Основа для определенного дискомфорта во взаимоотношениях между представителями разных наций появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности, т.е. национальную психологию.
У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам психологии народов, которые проявляются в контактах между представителями различных этнических общностей, хотя бы на первый взгляд они и казались отжившими, даже смешными.
Библиографический список
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для студентов вузов / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 363 с.
2. Крысько, В. Г. Этническая психология. / В. Г. Крысько. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
3. Пак, Е. Россия и русская культура в восприятии испанцев./ Е. Пак // Вопросы культурологи.. – 2008. – №1. – С. 51 - 53.
3. Современная психология / под ред. В. Н. Дружинина – М.: Инфра-М, 1999. – 688 с.
4. Социальная психология / под ред. А. Л. Журавлева. – М.: Пер Сэ., 2002. – 351 с.
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ:

  1. Малышева К.А. тип школы И восприятиЕ учениками себя и представителей других культур
  2. Тарасюк Н.Ю. коммуникативные и организаторские качества у представителей различных профессий
  3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСПОЗНАВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАТУРЩИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
  4. Лопарева Н.А. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ОБЩЕНИЯ
  5. ЛОПАРЕВА Н.А. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ОБЩЕНИЯ
  6. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
  7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
  8. Притула Ольга Сергеевна ИЗУЧЕНИЕ ПВК У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРОФЕССИЙ
  9. ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯ-НИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
  10. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ИНЫХ КУЛЬТУР У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  11. Демидов Александр Александрович. ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ВЫРАЖЕНИЮ ЕГО ЛИЦА В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ВОСПРИЯТИЯ, 2009
  12. Паксютова Валерия Викторовна ОТНОШЕНИЕ К РЕКЛАМЕ КАК К СОЦИАЛЬНОМУ ЯВЛЕНИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ КУЛЬТУР
  13. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЮЖЕТНЫХ СЦЕН У ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ И БОЛЬНЫХ ПАРАНОИДНОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ
  14. 18.3. Культура общения
  15. ГЛАВА ВИЗУАЛЬНЫЙ ПАТТЕРН И ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ: БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ
  16. Колобова А. А. Управление трудовой мотивацией в различных типах органи-зационной культуры
  17. Акамова К. С. Чернобровкина С. В. КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ С РАЗЛИЧНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ