ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. И. ГЕРЦЕНА: 200-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Успешное решение задач модернизации современного образования невозможно без изучения и творческого использования богатого историко-педагогического наследия. В связи с юбилейной датой (200-летие со дня рождения) А.
И. Герцена, мы решили обратиться к рассмотрению именно его вклада в педагогику.
ГЕРЦЕН Александр Иванович, псевдоним – Искандер (1812 – 1870), прозаик, публицист, критик, философ. Родился 25 марта (6 апреля) в Москве. Он был внебрачным сыном богатого русского помещика И. Яковлева и Генриетты-Луизы Гааг, дочери мелкого чиновника из Штутгарта. Мальчик получил вымышленную фамилию Герцен (от немецкого слова "сердце"). Герцен родился в грозовое время. Участие в освободительной борьбе с Наполеоном содействовало пробуждению в России свободолюбивых настроений. Поколение героической эпохи Отечественной войны 1812 года осознавало, что рабское положение народа находится в противоречии с его исторической ролью. Так зародились настроения, послужившие основой для декабризма. Сам Герцен впоследствии считал, что декабризм имел решающее значение для его идейного формирования.
Александр Иванович получил хорошее образование, знал сочинения французских просветителей, читал запретные стихи Пушкина, Рылеева. Прочитанное он непрестанно соотносил с тем, что видел вокруг себя.
Вскоре Герцен познакомился с Николаем Платоновичем Огарёвым. Их дружба с годами крепла и превратилась в содружество единомышленников и соратников по борьбе. Юношеское свободолюбие укрепилось в годы учения в Московском университете, куда Герцен поступил в 1829 г. на физико-математический факультет, окончив его со степенью кандидата в 1833 г. В стенах университета вокруг Герцена и Огарева сгруппировался кружок передовой молодежи, серьезно занимавшейся политикой и социологией. Идеи свободы, равенства, братства, просвещения, идеи равноправия, в том числе женского, занимали внимание Герцена. В глазах начальства Александр прослыл смелым вольнодумцем, весьма опасным для общества.
В 1834 г. А.И. Герцен и некоторые кружковцы были арестованы по ложному обвинению в пении антимонархических песен, а на самом деле за вольнодумство. В 1835 г. Герцен был сослан в Пермь, а потом в Вятку, где служил в губернской канцелярии, позднее служил во Владимире. Только в 1842 г. Герцен с семьёй вернулся в Москву. Но и здесь, не чувствуя себя свободным, не имея возможности высказать то, о чем он думает, Герцен был обречён на постепенное духовное угасание. Герцен добился снятия полицейского надзора и уехал за границу. 22 февраля вспыхнуло восстание в Париже, но вскоре революция во Франции была разгромлена, республика пала. Герцен убедился, что революционному делу надо учиться. Недостаточно одного желания помочь народу – необходимо постигнуть закономерности, в соответствии с которыми развивается революционное движение.
В 1853 году вместе с Огаревым Герцен основал в Лондоне Вольную русскую типографию и приступил к изданию запрещённых в России произведений. Через «Колокол» он стал добиваться элементарных свобод – свободы голоса и убеждений, сосредоточил силы на политической борьбе. Герцен полагал, что она должна сочетаться с просвещением народа. Именно в борьбе, просвещаясь, мужая, приобретая новые знания, народ закалится, и сможет сам за себя постоять, и выдвинет вождей из собственной среды. Когда Герцен обращался к образованным верхам, он надеялся, что через них, с их помощью слово правды дойдёт до народа.
Герцен временно оказался между двумя валами освободительного движения в России. Он продолжал двигаться далее в своём идейном развитии, желал принять активное участие в революционном движении на новом этапе. Однако оно было оборвано смертью в 1870 году [3].
Педагогические взгляды Герцена были продолжением его революционно-демократического философского мировоззрения, составляли с ним одно неразрывное целое. Они были изложены в литературных произведениях, в статьях публицистического характера, в переписке с друзьями и своими детьми. «Я всегда, всегда готов говорить о воспитании и оторваться от политики не только на пять минут, но и на пять часов» – писал Герцен воспитательнице его детей М. Мейзенбург [2].
Борьба за народное образование становится для Александра Ивановича Герцена частью общей борьбы с самодержавием и крепостничеством. Борьба с религией обозначала борьбу с освобождением сознания людей от рабской психологии, от «принижения личности», от «нравственной неволи». «Все религии основывали нравственность на покорности, т. е. на добровольном рабстве», – писал Герцен. Чувство собственного достоинства, уважение в себе самом права на свободу, стремление сохранить нравственную самобытность – вот что характеризует, по мысли Герцена, человека, ставшего личностью.
Сочетание личностного с общественным – одна из основных проблем этического учения Герцена и его педагогических воззрений. Революционный патриотизм – такова высшая этическая норма по Герцену. Нравственными должны быть и отношения человека, которые складываются у него с людьми его ближайшего окружения – с членами своей семьи, товарищами, друзьями. Нравственными эти отношения будут, когда они основаны на чувстве любви и уважения к людям, когда они гуманны и вместе с тем принципиальны. Поэтому дружба предполагает как основное условие единство идейного направления, единство убеждений и взглядов. В отношении к женщине эти отношения должны быть основаны на уважении к ней, на признании её прав как человека. Гуманным должно быть и отношение к детям, на которых нужно смотреть как на будущих граждан общества, а такое отношение к детям требует не только любви и уважения к ним, но и тонкой и чуткой заботы о них [2].
Герцен утверждал: «Воспитание должно быть климатологическим; для каждой эпохи, так же как и для каждой страны, ещё более для каждого сословия, и может быть, для каждой семьи должно быть своё воспитание» («Кто Виноват?»). Герцен верил в силу воспитания и вместе с тем был против недооценки роли наследственности. Своеобразие детской природы объясняется динамикой её развития под влиянием движущих сил, определяющих это развитие [1]. Герцен исходит из того положения, что, наряду с появлением новых интересов, новых занятий и новых переживаний, в каждом последующем возрасте сохраняются следы предыдущего.
В высказываниях А.И. Герцена ярко отразилось его критическое отношение к получившей в то время большое влияние и распространение на Западе и в России теории изолированного от общественной среды воспитания “человека вообще”, предложенной Руссо.
В произведении «Кто виноват?» Герцен показал, что применение этой теории на практике дает весьма печальные результаты [4].
Целью воспитания Герцен считал подготовку борцов за революцию, против старого порядка, которому он объявляет «войну не на жизнь, а на смерть». Он постоянно подчёркивал идею всестороннего гармоничного развития личности, в основе которого лежит гражданское воспитание, подготовка человека к участию в общественной жизни [1].
Сущность и основная функция правильного воспитания, по мысли Герцена, заключается в том, что воспитание должно обеспечить передачу опыта предшествующих поколений молодому поколению.
Семейное воспитание детей Герцен считал «делом общественным, делом величайшей важности». Родители ответственны перед обществом за воспитание детей. «Величайшее дело начального воспитания, принадлежит матери», – указывал Герцен. Он был горячим поборником равноправия женщины с мужчиной, не ограничивал деятельности женщины только воспитанием детей. Воспитывая своих детей, Герцен осознавал «огромность дела отцовского», указывал, что судьба детей зависит и от отца: «Если дети пойдут в дурную сторону, – писал он, – это будет моя вина» [2].
Герцен ставит перед воспитанием следующие задачи: воспитание людей идейных и принципиальных, готовых к деятельности, к жизни, воспринявших революционные традиции и преданных им, готовых к самоотверженной революционной борьбе за благо родного народа и к труду на его пользу. Но важно также развить у них чувство жалости, горечи, страдания и негодования – это тоже важные задачи воспитания, по Герцену. Свобода для Герцена есть свобода в дисциплине. Дисциплина в воспитании, с его точки зрения, совершенно необходима [2]. Герцен мыслил нравственное воспитание в тесной связи с другими видами воспитания. Он понимал, какое огромное значение для нравственного воспитания имеют умственное образование, трудовое, физическое, эстетическое воспитание.
Герцен предлагал новую систему знаний. В ней первое в порядке изучения место должна занять наука о природе – естествознание. Естествознание, по его мнению, способствует формированию материалистического мировоззрения и выработки правильных методов познания. Новые способы познания требуют обращения к наблюдениям и опыту с последующей умственной переработкой добытых данных: метод науки обусловлен её содержанием.
Когда отроческий ум окрепнет и возмужает на здоровой пище этих наук, перед ним должен быть раскрыт «мир человеческий», мир истории. Ознакомление с историей способствует лучшему пониманию современности, для определения исторических задач, встающих перед новым молодым поколением, оно необходимо для отыскания правильного направления его деятельности в условиях сегодняшнего дня. В сознании учащихся науки о природе и истории человечества не должны быть отделены одна от другой «каменной стеной». Они должны видеть в них проявление общих законов возникновения и развития природы и человечества.
Задачей учения является усвоение результатов науки, её достижений, установленных ею законов. Для их познания требуется упорная самостоятельная умственная работа ученика. Понимание и правильное усвоение языка науки, языка формул, терминов, условных словесных обозначений требует предварительного ознакомления с фактами. Не связанные с реальным миром, эти термины и обозначения становятся ненужным словесным хламом, заполняющих ум учащихся, которые, пользуясь ими, легко могут скрыть своё незнание и полное невежество. Поэтому Герцен предостерегает от преждевременного сообщения учащимся терминов и формулировок. Иначе у них создаётся иллюзия, что они обладают знаниями, в то время как они усвоили лишь слова. Осуществлённый Герценом тонкий и глубокий анализ сущности вербализма в преподавании и причин, его порождающих, критика его и в настоящее время представляет живой и актуальный интерес.
В целостной системе общеобразовательных знаний должны быть объединены и весь цикл естествоведческих наук и на равных правах с ними гуманитарные учебные дисциплины. К числу последних, помимо истории, относятся литература и иностранные языки. Герцен признавал неразрывную связь между обучением и воспитанием, рассматривал учение как существенный источник формирования у учащихся передового мировоззрения и «очеловечивания» личности учащегося. Тем самым он развивал идею воспитывающего обучения.
Герцен высоко ценил деятельность учителей, в которой он видел выполнение общественного долга исключительно важного значения. Хорош тот учитель, который обладает знанием не только своей специальности, но и разносторонним образованием, утверждал Герцен. Однако знания эти должны быть тесно связаны с жизнью: «неведение мира реального» снижает ценность педагога. Преподаватель должен учитывать возраст и возможности ученика [2].
Вклад А.И. Герцена в педагогику велик, его идеи сохранили свою актуальность до сегодняшнего дня. Это: идея о всестороннем гармоничном развитии личности, в основе которого лежит гражданское воспитание, подготовка детей к участию в общественной жизни; о процессе формирования личности и её мировоззрения в деятельности; о вреде наказания; о важности семейного воспитания; о равноправии женщины с мужчиной; о воспитательной значимости установления в семье дружеских отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу; о необходимости обращения к наблюдениям и опыту с последующей умственной переработкой результатов познания; о важности ознакомления с историей для наилучшего понимания современности; о значении системности знаний и систематичности в обучении; о целесообразности предварительного ознакомления с фактами для осознанного понимания языка науки; о необходимости реализации идеи воспитывающего обучения. Изучение и использование педагогических идей А.И. Герцена в современном педагогическом процессе, несомненно, будет способствовать его эффективности.
Библиографический список
1. История педагогики и современность. / Под ред. Ганелина Ш. И. – Л., 1970. – 349 с.
2. Зейлигер-Рубинштейн, Е. И. Педагогические взгляды А. И. Герцена / Е. И. Зейлигер-Рубинштейн. – М., 1962. – 192 с.
3. Шаталов, С. Е. А.И. Герцен: жизненный и творческий путь / С. Е. Шаталов. – М.: Изд-во «Детская литература», 1980. – 158 с.
4. http://www.gala-d.ru/parts/1093-part12.html
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. И. ГЕРЦЕНА: 200-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ:

  1. Я.А. КОМЕНСКИЙ – «КОЛУМБ ПЕДАГОГИКИ» (420-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
  2. К 70-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда
  3. Памяти Августы Викторовны Ярмоленко(к 100-летию со дня рождения)
  4. 3.6. РОЖДЕНИЕ ИДЕИ ПРОГРЕССА – ИЛИ ВЫХОД ИЗ ТУПИКА ПРОБЛЕМ
  5. 2.2 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ.
  6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (Симпозиум, посвященный 90-летию со дня рождения Е.С. Кузьмина, основоположника Санкт-Петербургской школы социальной психологии)
  7. Е. Б. Мезенцева, Т. С. Харитонова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Ж.-Ж. РУССО: ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ XXI ВЕКА
  8. Герцена О.А. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
  9. Планирование рабочего дня по методу «Альпы».
  10. 13.3. Самоконтроль результатов недели и дня
  11. АЛЬТЕРНАТИВНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАЧИ ДНЯ САМОКОНТРОЛЯ
  12. Батуев А.С. ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
  13. А МОЖНО ЛИ ПРОСТО В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ОТМЕЧАТЬ НЕГАТИВ И ЕГО ПРИПЕЧАТЫВАТЬ КЛЮЧЕВЫМ СЛОВОМ?
  14. От рождения до 1 месяца
  15. ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
  16. ПОВТОРНОЕ РОЖДЕНИЕ.
  17. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ РОЖДЕНИЕ ТРАВМИРУЮЩИМ?