РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ПУТЬ К ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ

Человек использует язык в качестве средства общения, а в языковых единицах отражается сам человек. Язык находится между миром объектов и миром человека: возникший для коммуникации (общения), язык означает тот мир, который окружает человека.
Известно, что язык – это психический, идеальный феномен, это саморазвивающаяся концептуальная система, передающаяся от поколения к поколению вместе с социальным опытом. В. Гумбольдт говорил о том, что язык принадлежит как миру, так и человеку, стремясь передать их взаимодействие. Однако язык – это комплекс абстракций, реализуясь в человеке, он является лишь сложным отражением внеязыковой действительности в сознании носителей данного языка [2]. «Сущность человека покоится в языке», – писал М. Хайдеггер. «Границы моего языка означают границы моего мира», – замечал Л. Виттгенштейн. «Что не удаётся выразить в знаке, показывает его употребление. Что проглатывают знаки, договаривает их применение» [1, с. 13].
Употребление и применение современного русского языка в речевой практике означает границы мира нашего современника. Речь определяет множество психологических нитей, ведущих к состоянию и коммунитативным интенциям собеседников, к приоритетам современного общества в целом. Явления, нормативные и ошибочные, воспринимаемые в качестве наиболее характерных для речи современного россиянина, на самом деле обозначают и показывают круг его представлений, мыслительные формы и стереотипы, способ и своеобразие отношения к миру, а также образ самого мира [4, с. 13-14].
«Слово – конденсатор воли, конденсатор внимания, конденсатор всей душевной жизни : оно уплотняет её..... Слово с усиленной властью действует на душевную жизнь сперва того, кто это слово высказывает, а затем и на тот объект, куда произносимое слово направлено» [5, с. 264]. Ничто не ранит человека больнее, чем слово. Люди давно уже обратили внимание на то, что слова воздействуют на их духовное и физическое состояние. В Библии сказано: «Смерть и жизнь – во власти языка». По мнению ученых, каждое произнесённое или услышанное слово несёт в себе энергетический заряд, воздействующий на гены человека. Психоневрологи В.М. Бехтерев и К.И. Платонов утверждают, что слово может вызвать физиологические реакции, сходные с воздействием окружающей среды. Бранные слова «взрываются» в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, подобные радиоактивному излучению. Слова влияют на молекулы наследственности ДНК, грубые и вульгарные слова разрушают хромосомы. Отсюда болезни – психические и физические [7]. Когда спрашивают о нашем здоровье, обычно имеют в виду здоровье физическое. «Как ваше здоровье? Как вы себя чувствуете?» – вопросы в основном про тело. Однако здоровье человека не сводится только к телу, специалисты различают разные виды здоровья. Кроме физического, говорят о психическом, духовном, личностном, нравственном (социальном) здоровье. Немецкий философ А. Шопенгауэр говорил, что здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. Здоровье не купишь и взаймы его не возьмешь. Известно, что на 20% здоровье человека зависит от наследственности, ещё на 20% здоровье определяется экологией и состоянием окружающей среды, а в остальном здоровье зависит от самого человека. Восточная медицина, например, к факторам здоровья относит: образ мыслей (70 %), образ жизни (20 %), образ питания (10 %) [8].
Психологи уже давно говорят о том, что нельзя хранить груз прошлых обид, поскольку это может привести к серьезному эмоциональному срыву, депрессии и даже некоторым тяжелым психическим болезням [9]. Все это происходит в обществе людей, которые находятся в постоянном взаимодействии, в общении. Антуан Экзюпери сказал, что на земле есть самая большая роскошь, доступная любому нищему – роскошь человеческого общения. Однако умению общаться нужно учиться. Для этого существует речевой этикет – правила, регулирующие речевое поведение собеседников, которые по-другому именуют максимами общения. В словарях Т.Ф. Ефремовой и Д.Н. Ушакова максима определяется как правило поведения; в БЭС максима - вид афоризма; в историческом словаре максима – это краткое изречение, формирующее нравственные правила [10]. П. Грайс и Дж. Лич установили максимы общения: максима количества содержит не меньше и не больше информации, чем требуется; максима отношения не отклоняется от темы разговора; максима согласия избегает конфликтных ситуаций; максима качества предполагает, чтобы высказывание было истинным; максима одобрения не осуждает других; максима такта не затрагивает темы, которые опасны потенциально для собеседника [6, с.
96-107].
Резкие изменения в современной речи россиян вызывают ожесточённую критику со стороны общества. Русскую речь (напомним: язык и речь - разные системы) критикуют сразу по нескольким параметрам, потому что она в настоящее время оказалась в глубоком кризисе, симптомами которого являются: СМИ размывают границы норм литературного языка (в их индивидуально-речевой деятельности много ошибок); бесконтрольное внедрение англицизмов в русскую речь (менеджер, мерчендайзер, веб-дизайнер, маркетолог, стрип - дансер); активизация молодёжного сленга, жаргона и арго.
Сленг – молодежная речь – явление не только лингвистическое, но прежде всего психологическое. Это средство дистанцирования от окружающих «отстойных пиплов», вербальной агрессии, корпорирования в близкие по речевому самопроявлению возрастные, социальные, субкультурные, территориальные группы. Именно стремление «забивать стрелку», «подсаживаться на хи-хи», «кромсать поляну», «торчать как лом», «прибарыживать шишеру» – явление, деформирующее речевой облик нашего современника, сам этот облик превращающее в «бубен», «витрину», «афишу», «мурло», «харитон», «хлеборезку», «фейсину», «дыню» и столь же выразительные и яркие предметы, которые, однако, не есть лицо. С лингвистической точки зрения - это разрушение норм; с культурологической – разрушение культурных устоев нации; с психологической – изменение ценностной системы личности. Расширение сленга в молодёжной среде – это своего рода отклик на социально-психологическую ситуацию в стране. Сленг консолидирует молодёжь, он значительно оптимизирует; его лексика – интересный и отточенный метафорический код. Сленг никому не навязывается, он просто существует. Он по-своему кодирует, сохраняет и передает информацию от одного молодого человека к другому (хорошо = прикольно, лафа, ништяк, зашибись, люто). И всё же сленг – средство вербальной агрессии, и в этом есть угроза обществу (разборки, стрелки, лужи крови). Сленг оказывает влияние на человека, подчиняет его себе. Л.П. Крысин пишет: «...в наши дни чрезвычайно высок уровень агрессивности в речевом поведении людей. Активизировался жанр речевой инвективы – от экспрессивных слов до грубо просторечной обсценной лексики. Это следствие негативных процессов внеязыковой действительности» [3, с. 385-386].
Каковы же пути выхода из кризиса? Как уберечь детей и подростков от вербальной агрессии? Речевое поведение взрослых должно служить духовному становлению, творческому росту, способствовать привитию интереса к литературному языку. Нужно читать вместе с детьми умные книги, которые помогут воспитать в человеке и толерантность, и вежливость, и культурное поведение, сделать человека доброжелательным, уступчивым, снисходительным, сдержанным, мягким, миролюбивым, добрым [6, с. 117].
Библиографический список
1. Виттгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Виттгенштейн. – М., 1994. – 612 с.
2. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. – М.: Прогресс, 1984. – 400 с.
3. Крысин,Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). Языки русской культуры. / Л. П. Крысин. – М., 1996. – 220 с.
4. Мурашов, А. А. Личность и речь: эпоха кризисов: Учебное пособие / А. А. Мурашов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005. – 504 с.
5. Флоренский, П. А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. – М.: Правда, 1990. – Т. 1, 2. – 316 с.
6. Формановская, Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика / Н. И. Формановская. – М.: Издательство «ИКАР», 2007. – 480 с.
7. http://www.vitamarg.com/article/vliynie/404-vliynie-mata-na-cheloveka
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/
9. http://health.mail.ru/articles/84765/
10. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2669/
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ПУТЬ К ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ:

  1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИСЛЕДОВАНИЯ)
  2. ПРОЦЕСС КОДИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ. ПУТЬ ОТ МЫСЛИ К РАЗВЕРНУТОЙ РЕЧИ
  3. Дипак Чопра. Как преодолеть вредные привычки. Духовный путь к решению проблемы, 0000
  4. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА
  5. СПОРТ – ЗДОРОВЬЕ – НРАВСТВЕННОСТЬ
  6. А.И. Янчий, Е.А. Андрейчик МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  7. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ
  8. Метод культуры здорового смеха.
  9. ПУТЬ ХИТРОГО ЧЕЛОВЕКА, ИЛИ ПУТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЗНАНИЕМ
  10. Глава 3 МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
  11. ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ И ПУТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
  12. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
  13. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  14. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННОГО ВОС-ПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
  15. Духовная смерть как результат фрустрации потребности в духовном
  16. Духовный мир и духовное тело
  17. УДК 159.А. А. БОЧАВЕР ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КАК МЕТАФОРА РАССМАТРИВАЕТСЯ ПОНЯТИЕ «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» — КАК МЕТАФОРА, НЕРАЗРЫВНО СВЯЗЫВАЮЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ С ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОСТРАНСТВА.
  18. Единство смыслового содержания и формы является еще одной важной характеристикой речевой деятельности. Мысль как предмет речевой деятельности имеет несколько характеристик:
  19. Глава 3. Исторический этап смены «Культуры Работы» на «Культуру Досуга»