СПЕЦИФИКА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

На современном этапе научно-техническое развитие общества достигло небывалых высот. Сейчас люди имеют больше возможностей в самореализации, способах развития своей личности, имеют доступ к самым разнообразным товарам и услугам.
Жизнь человека, с одной стороны, стала намного легче и проще, так как появились мобильные телефоны, нэтбуки, электронная почта, интернет и многое-многое другое. Но с другой стороны, человек постоянно находится в движении, постоянно торопится, спешит, опаздывает и из-за всего этого он не замечает элементарных вещей, не видит (или не хочет видеть), что происходит рядом с ним. Он начинает жить в какой-то «другой» реальности, где традиционные человеческие ценности замещаются псевдоценностями (сиюминутная нажива, выгода, обман и т.п.). Абсолютно очевидно, что такие ценности, становясь доминантными в обществе, вступают в противоречие с подлинно духовным совершенствованием человека.
Что представляет собой наше современное общество? Почему в последнее время мы все чаще и чаще сталкиваемся с такими аморальными, безнравственными, девиантными проявлениями как: беспризорничество, алкоголизм, наркомания, насилие, надругательства, убийства, изнасилования и т.п.? Над этими вопросами в последнее время уже мало кто задумывается. Люди в массе своей стали толерантными к ненормальным событиями, о которых почти ежедневно сообщают СМИ. Многие при этом не понимают основную причину всего происходящего. В действительности она очевидна и лежит на поверхности, просто люди не хотят признаться самим себе в том, что они становятся безнравственными. Сейчас для большинства людей личность другого человека не представляет ценности, каждый «сражается» только за себя и за свою выгоду, и чтобы ее достичь многие идут «по головам» других и не задумываются об этом.
Безнравственность прослеживается во всех слоях населения: от крупного чиновника, берущего взятки, до рядового гражданина, порою осуждающего этого чиновника, но при этом дающего взятки учителю, врачу, инспектору ГИБДД и т. д. Падение нравственного уровня общества является общей причиной многих социальных проблем. И спад этот связан не столько с экономическими трудностями, сколько с изменившейся психологией современного человека. Именно поэтому, психология как наука о человеке не может проходить мимо вопросов нравственности, общественной морали, добра и зла, долга и добродетели. Исследуя природу человека, психология сталкивается с такими феноменами, как моральный выбор, моральное или, наоборот, аморальное поведение, агрессия и так далее. Всё это объективные феномены, имеющие реальное содержание, а потому они могут и должны быть объектом пристального внимания психологии, наравне с феноменами физиологического и социального характера, уже давно прочно занявших своё место в психологии. Наступило время теснейшего взаимодействия психологии не только с медициной, образованием, политикой, педагогикой и экономикой, но и собственно с этикой.
В психологии проблемой нравственности занимались такие ученые как: Ж. Пиаже, Л. Кольберг, П. Айзенберг, Д. Реста, К. Гиллиган, Д. Кребс, Э. Хиггинс, Э. Туриэль, Л.И. Божович, С.Г. Якобсон, Б.С. Братусь, С.Н. Карпова и др. Основной акцент в своих работах они уделяли условиям, факторам и закономерности морально-нравственного развития личности. Методологической базой нашего исследования выступила теория Л. Кольберга об уровнях нравственного развития человека: доконвенциональном, конвенциональном и постконвенциональном.
Наиболее актуальна проблема нравственности для подросткового возраста, так как именно в этот период закладывается и формируется система ценностей человека, которая будет с ним на протяжении всей его дальнейшей жизни. Значит необходимо приобщать ребёнка к культуре, знакомить с нормами и ценностями жизни. Но в настоящее время это редкость. Современные подростки не интересуются подобными вещами, они либо пропадают целыми днями в интернете, либо являются членами самых разнообразных молодёжных группировок, такие как скинхеды, готы, хиппи, панки, эмо, мажоры, хакеры, которые совершают антиморальные поступки, ведущие к разрушению нравственности (осквернение памятников культуры; преступления, совершенные на национальной почве). И никто из нас даже не задумывался о пресечении происходящего. Все удивляются, осуждают, но в тоже время проходят мимо, «закрыв глаза».
Сказанное выше обусловило и цель нашего исследования, заключающейся в выявлении особенности нравственного сознания современных подростков. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что большинству современных подростков характерен низкий уровень развития нравственного сознания, обуславливающий специфику их ценностно-смысловых ориентиров.
Для достижения цели и доказательства гипотезы нами было организовано и проведено исследование в лицее г. Барнаула. В исследовании приняли участие 40 учеников 9-х классов. Были использованы следующие методики: методика оценки уровня развития морального сознания «Дилеммы Л. Кольберга», тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева и тест ценностных ориентаций М. Рокича.
Сначала мы представим результаты, полученные по методике оценки уровня развития морального сознания – Дилеммы Л. Кольберга. Согласно результатам этой методики все испытуемые были распределены на 3 группы.
Первой группе (27% испытуемых) соответствует вторая стадия доконвенционального уровня развития моральных суждений (характерного для детей 4 – 7 лет). Второй группе (40, 5 % от всей выборки) соответствует 3 стадия конвенционального уровня развития моральных суждений (характерно для детей в возрасте 7 -10 лет). Третьей группе (32,5%) испытуемых соответствует четвертая стадия конвенционального уровня развития моральных суждений (характерно для детей в возрасте 10-12 лет).
Самое худшее положение занимает первая группа испытуемых (27% всей выборки), которые находятся на второй стадии доконвенционального уровня.
Можно утверждать, что эти подростки в целом являются потребителями, общаются с теми, с кем им выгодно общаться, совершают лишь те поступки, за которые знают, что получать вознаграждение. При этом они опасаются проступков во избежание наказания. У испытуемых этой группы еще не сформировалась обратимость моральных суждений (операций): они не могут принять на себя роль другого человека, встать на его точку зрения. Такое свойство как реципрокность выступает в качестве взаимного обмена одобрения или упрека. Однако, согласно результатам, полученными этой группой испытуемых по методике ценностных ориентаций М. Рокича, главной ценностью они выбрали счастье других людей и чуткость, следовательно, предпосылки к взаимопониманию других людей у них все-таки имеются.
Большая часть наших испытуемых, а именно 40, 5 % от всей выборки находится на 3 стадии конвенционального уровня. Это свидетельствует о том, что у данной группы учащихся еще не сформировалась целостная система ценностей, они имеют абстрактное представление о нравственных преобладающих правах и нормах. Можно утверждать, что это эти подростки совершают различные действия, руководствуясь при этом личностными мотивами и субъективной выгодой. При совершении каких-либо дел, они пытается извлечь при этом выгоду и для себя. Для данной группы подростков главными ценностями явились такие ценности как независимость, счастливая семейная жизнь, непримиримость к недостаткам. Только 32,5% испытуемых находятся на четвертой стадии конвенционального уровня развития. Такие подростки выбирают ценности, которые преобладают в их референтной группе, даже если они идут в разрез с общепринятыми ценностями в обществе. Главный мотив их поведения – стремление повиноваться общим законам и поддерживать социальный порядок. Они ориентируются на мнение авторитета, чтобы избежать неодобрения. При этом именно эти испытуемые получили более высокий балл, чем все остальные по методике «СЖО» (шкала «локус - контроля»), что указывает на стремление быть сильной и свободной личностью. Главными ценностями в своей жизни такие подростки считают свободу и твердую волю. Им характерно желание иметь свою точку зрения и поступать, так как хочется, но их подавляют более сильные личности и порой они боятся их ослушаться.
Анализируя результаты, полученные по методике «Смысложизненные ориентации» (СЖО) всех трех групп можно констатировать, что наши испытуемые в целом имеют низкий уровень смысложизненных ориентаций, в среднем выборка набрала 4 балла (в норме должно быть 19 баллов). Это свидетельствует о том, что испытуемые нечетко представляют разницу между названными полюсами в данной методике, то есть у них на данный период жизни отсутствуют четко сформулированные цели, которые придают осмысленность, направленность и временную перспективу жизни. Они живут сегодняшним или вчерашним днём и неудовлетворенны своей прожитой жизнью. Испытуемые убеждены, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно загадывать что-либо на будущее.
Согласно результатам теста ценностных ориентаций М. Рокича, все испытуемые среди терминальных ценностей на первое место поставили: «общественное признание» (28%), на второе (15%) – материально обеспеченную жизнь (отсутствие материальных затруднений) и на третье – «свободу», это ценность стала значима для 10% испытуемых.
Инструментальные ценности распределились следующим образом: первое место- независимость, как способность действовать самостоятельно, решительно (20%), второе место занимает такое качество как жизнерадостность (12%). Третье место разделили такие ценности как эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) и твёрдая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) по 9% соответственно.
Проведенное практическое исследование в целом подтвердило нашу гипотезу о том, что для большинства современных подростков характен низкий уровень нравственного сознания, обусловленный спецификой их ценностно-смысловых ориентиров. Подростки, принимавшие участие в нашем исследовании, еще не достигли постконвенционального уровня морального развития, а значит, они не способны действовать как автономные, свободные люди, которые руководствуются высшими ценностями – уважением к жизни человека и его достоинству. В их жизни существуют обстоятельства, которые служат помехой для выполнения истинно морального, добродетельного поступка. Можно смело сделать вывод о том, что наши подростки при совершении нравственных поступков, преследуют свои цели – либо они боятся неодобрения со стороны лидеров, авторитетов группы, к которой они принадлежат, либо же видят в этом поступки выгоду для своей личности. Большинство из таких подростков эгоистичны, преследуют лишь свои цели, во всем ищут выгоду. Для них важным является материальная обеспеченность, свобода, общественное признание, а не счастливая семейная жизнь или счастье других людей. Многие подростки совершают девиантным поступки лишь потому, что все его друзья поступают подобным образом и для них это норма, либо же боятся неодобрения со стороны авторитетного для него человека.
Библиографический список
1. Анцифирова, Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Кольберга и его школы) / Л. И. Анцифирова // Психологический журнал. – 1999. – Том 20. – №3. – С. 5-17.
2. Гарбера, Е. И. Общая психология / под ред. Р. Х. Тугушева / Е. И. Гарбера. – М.: Наука, 2005. – С. 12–19.
3. Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников / В. Е. Гурин. – М.: Педагогика, 1988 – 136 с.
4. Романов, Е. С. Психодиагностика / Е. С. Романов. – М.: Педагогика, 1989. – 128 с.
5. Суханова, А. Н. Прикладная социальная психология / под ред. А.А. Деркача. / А. Н. Суханова. – М. - Воронеж, 1998. – 511 с.
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме СПЕЦИФИКА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ:

  1. 3.1. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
  2. Посаженникова А.О. НРАВСТВЕННАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
  3. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
  4. Анищенкова Юлия Николаевна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БЕЛОРУССКИХ ПОДРОСТКОВ
  5. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В ПОВЕДЕНИИ
  6. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ
  7. Кузнецова Е.А. СПЕЦИФИКА АСТЕНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ПОДРОСТКОВ С СОМАТОФОРМНОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ (СВД)
  8. Ю.Д. Башкина СПЕЦИФИКА ГРУППОВОГО РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ПРЕВЕНТОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  9. Джумагулова А.Ф., Дьяченко И.В. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ в терапевтических группах с девочками-подростками
  10. РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ