СТАНОВЛЕНИЕ ИМИДЖА ЛИЧНОСТИ В ЖИЗНЕННОМ САМООСУЩЕСТВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

С последней трети XX века прослеживается устойчивый интерес педагогической науки к исследованию феномена имиджа, связанный как с тенденциями гуманизации, определяющими приоритет общечеловеческих ценностей, так и социокультурными изменениями, обусловливающими потребность как общества, так и личности быть успешной.
Одной из тенденций социокультурного движения России, по мнению А.П. Булкина, является формирование новой культурной парадигмы и системы ценностей изменяющейся России [2]. В этих условиях возникает необходимость в выработке новых «личностных образцов» (М. Оссовская, А.П. Булкин), ценностей и имиджей, лежащих в основе социально-воспитательной деятельности современного российского общества. Таким образом, целью образования в современном обществе является становление человека культуры (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, М.А. Половцева, А.В. Рогова, А.И. Субетто). Следовательно, педагогической наукой актуализируется поиск определенного «образа человека культуры», «личностного образца человека культуры», «имиджа человека культуры». Педагогически значимые ориентиры воспитания человека культуры формулируются исследователями в таких характеристиках, как сформированная потребность в преобразующей себя деятельности (саморефлексия, самосозидание, самоактуализация и т.п.), духовность, способность и стремление к жизнетворчеству, достижение личностью своей целостности и становления ее позиции как субъекта культуры через механизмы смыслопостижения и смыслопорождения ценностей в пространстве своего жизненного самоосуществления.
Б.С. Братусь, определяет самоосуществление, как возможность «полноты своего существования как человека» [1, с. 48]. Различные проблемы жизненного самоосуществления человека изучаются в аспекте исследования стратегии жизни, (К.А. Абульханова-Славская), где человек выступает субъектом собственной жизни с доминирующей потребностью в продуктивной реализации своих способностей (С.Л. Рубинштейн), устойчивого развития человека (А.И. Субетто). Проблема жизненного самоосуществления связана с исследованиями смысла жизни и предназначения человека (Н. А. Бердяев, В.С. Соловьев, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др.), смысла жизни как модусов «иметь» и «быть» (Э. Фромм), полюсов «культуры полезности» и «культуры достоинства» (А.Г. Асмолов), а также рассматривается в контексте творческой деятельности личности, раскрытия ее творческого потенциала (Э. Фромм, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс). В научной школе В.Е. Клочко теории жизненного самоосуществления человека разрабатываются в контексте системно-антропологических идей в процессуально-динамических характеристиках. В рамках синергетического подхода, понятие «самоосуществление» выступает как «постоянное движение в сторону усложнения» и «открытия новых мерностей» [3]. В системной антропологической психологии жизненное самоосуществление человека рассматривается и как проблема устойчивости человека, как существа неравновесного, обретающего в ней основания устойчивости своего бытия. И.О. Логинова (2010) раскрывает эту проблему через такие характеристики, как хронотопичность, континуальность (непрерывность), протяженность «место-времени», проявляющиеся в разнообразии жизненных стратегий [4]. О.В.Лукьянов (2009) определяет самоидентичность в качестве основного условия устойчивости человека, жизнь которого представляет собой постоянный процесс перехода возможности в действительность. В качестве объяснительного понятия автор предлагает термин «транстемпоральность», указывающий на эффект «перекрытия», взаимной вложенности, согласования, симфонизации времен (множественности смыслов прошлого, настоящего и будущего). По его мнению, самоидентичность есть проявление эффекта транстемпоральности: человек определенным образом предуготовлен к будущему его присутствием в настоящем [5]. В концепции М.Ш. Магомед-Эминова обосновывается идея транзитного субъекта, рассматривающая личность в движении, переходе и становлении, при этом культурно-исторические жизненные отношения человека с миром, реализуемые в разнообразных деятельностях, связываются в единство человека (его идентичность) [6].
Таким образом, идеи психосинергетики позволяют понять жизненное осуществление человека с точки зрения стохастичности, а становление идентичности в динамике самоорганизации рассматривать как условие устойчивости человека в динамично меняющемся мире. Современный человек вынужден идентифицироваться не с событиями в прошлом, а с изменениями в настоящем и будущем. Идентификация представляет собой процесс согласования темпоральных идентичностей, которые существуют в виде возможных «Я»: каким я мог бы быть, каким я могу быть. Отсюда, жизненный путь человека представляется как трансформации личности в онтологии собственного бытия и в структуре смыслопророждения и смыслопостижения ценностей, как постоянный переход возможности в действительность. В педагогическом контексте жизненное самоосуществление раскрывается в идее непрерывного образования на протяжении всей жизни. Главная цель каждой из ступеней образования – обеспечить каждому субъекту образования тот уровень развития, который позволит ему быть успешным на последующей ступени, при этом важно не только выявить, но и развить его индивидуальные, творческие способности.
Исходя из вышесказанного, процесс жизненного самоосуществления в непрерывном образовании понимается нами как достижение личностью своей целостности и становления ее как субъекта культуры через механизмы смыслопостижения и смыслопорождения ценностей в процессе трансформации возможности в действительность, чем достигается устойчивость (идентичность) личности. Становление имиджа личности тесно связано со структурой идентичности. Идентичность личности в движении, переходе и становлении может быть описана в терминах темпоральности, транстемпоральности. Отсюда, имидж личности, как атрибут идентичности, так же может быть представлен с точки зрения тенденциональности, предуготовленности к будущему его наличием в настоящем на каждой из ступеней непрерывного образования.
В связи с вышеизложенным, мы определяем становление имиджа в непрерывном образовании, как категорию переменную, как изменение и становление, когда имидж личности неизбежно трансформируется и усложняется на протяжении жизненного самоосуществления в связи с выбором и проектированием себя на каждой из ступеней системы образования, обретением новых возможностей, выступающих в качестве позитивного итога самоосуществления в различных планах человеческого бытия (возрастном, личностном, социальном, гражданском, профессиональном, гендерном, конфессиональном, этническом, семейном). Поскольку уже в дошкольном возрасте начинается процесс самоидентификации личности, социально-личностной, семейной, культурной, гражданской (А.Г. Гогоберидзе), можно утверждать о становлении имиджа личности уже на дошкольной ступени образования. В связи с процессами социализации – индивидуализации, опредмечивания – распредмечивания элементов культуры, ребенок-дошкольник начинает обретать свой имидж, транслируя, предъявляя его окружающим.
В дальнейшем имидж трансформируется, усложняется в процессе становления ребенка как человека культуры, отражая интенциональность движения и способность к взаимодействию с миром с целью реализации жизненных выборов. С этой точки зрения имидж можно рассматривать как форму самоорганизации человека в жизнеосуществлении, обеспечивающую устойчивость человека в изменчивом мире, когда тенденционный, темпоральный имидж, выражающий в концентрированной форме различные аспекты бытия (будущий первоклассник, будущий студент, будущий специалист профессиональной сферы и т.п.) трансформируясь (первоклассник, студент, специалист профессиональной сферы и т.п.), усложняется, обогащается, переходит в новое качество и на новом витке своего становления снова становится тенденцией, потенциальной возможностью качественной трансформации. Отсюда имидж личности в жизненном самоосуществлении человека можно определить как постоянно обновляемую «превращенную форму» (М.К. Мамардашвили). В связи с этим, возникает необходимость в педагогической поддержке становления имиджа личности на ступенях как дошкольного, так и начального образования, что является неразработанным аспектом педагогики.
Средства, педагогической поддержки представлены в концепции научной школы О.С. Газмана (Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, H.H. Михайлова, С.М. Юсфин), в трудах Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневича и других. Исследователи рассматривают помощь и поддержку как средство индивидуализации развития ребенка, как в образовательном процессе, так и в процессе жизненного самоосуществления развивающегося человека. Создавая благоприятную культурную среду для самореализации воспитанника, педагог стремится обеспечить ему полноценное проживание возрастных этапов в соответствии с индивидуальными особенностями.
Педагогическую поддержку становления имиджа личности в аспекте процессов жизненного самоосуществления в непрерывном образовании человека необходимо осмыслить также и в контексте целостного человека. В нашем исследовании целостность личности выступает системой координат, сближающей концепцию воспитания человека культуры, в рамках которой мы рассматриваем имидж личности, и идеями системной антропологической психологии, осмысляющей процессы жизненного самоосуществления человека с позиций его целостности. Целостность при этом трактуется как единство многообразия личности человека, с одной стороны, изменчивого, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство (идентичность) в динамично меняющемся мире современной действительности. Категория транстемпоральности позволяет отмечать тенденции саморазвития имиджей человека, их трансформацию, симфонизизацию различных временных порядков (прошлое, настоящее и будущее).
Отсюда, сущность педагогической поддержки становления имиджа личности на этапах дошкольного и младшего школьного возраста заключается в создании условий для раскрытия индивидуальности, развития уникальности каждого ребенка, его самореализации, самоактуализации в обществе и культуре, содействию развитию творческой, субъектной позиции в смыслопостижении и смыслопорождении ценностей ребенка как человека культуры с тенденцией саморазвития его имиджа.
Формирование имиджа на этапах подросткового и юношеского возраста представлены работами по психологии Э.Б. Теймуровой (2004) и Н.П. Плехановой (2007). Осмысление имиджа как научной категории педагогической наукой на ступени высшего образования представлено исследованиями имиджа будущего специалиста в аспекте его формирования у: будущего учителя (Н.А. Тарасенко, 2002), будущего социального педагога (С.А. Маскалянова, 2005); будущего специалиста по связям с общественностью (Л.М. Семенова, 2010), будущего переводчика Ю.З. Матюшина (2010), обеспечивающего конкурентоспособность в профессиональной среде. Более всего представлены исследования имиджа на этапе профессиональной деятельности специалистов в работах Е.А. Орловой (1997), М.В. Апраксиной (2000), Л.Г. Поповой (2003), Н.О. Автаевой (2006), А.А. Калюжного (2007), Т.Н.Бушуевой (2007), М.Р. Варданян (2007), Л.А. Безнисенко (2008), О.О. Елисеевой (2011). Изучение имиджа в системе повышения квалификации ведется Л.Г. Поповой (2003).
Таким образом, проанализировав становление имиджа личности в жизненном самоосуществлении человека с позиций педагогики, мы можем сделать некоторые заключения. Имидж личности позволяет фиксировать существенные аспекты жизненного самоосуществления человека (возрастной, личностный, профессиональный, культурный, социальный) на каждой из ступеней непрерывного образования, а также его теденциональность, возможность трансформации и переход в качественно новый имидж на следующей ступени образования. Поэтому в имидже личности в концентрированной форме выражаются проявления различных планов человеческого бытия как форм жизненного самоосуществления в контексте индивидуального и социокультурного развития. Сущность педагогической поддержки в становлении имиджа личности заключается в создании условий для раскрытия индивидуальности, развития уникальности личности, ее самореализации, самоактуализации в обществе и культуре, содействию развитию творческой, субъектной позиции в смыслопостижении и смыслопорождении ценностей человека культуры на каждой ступени непрерывного образования с тенденцией саморазвития его имиджа.
Однако нами выявлена недостаточная разработанность педагогической наукой становления имиджа на ступенях дошкольного, начального и среднего образования. Имидж рассматривается большинством исследователей с точки зрения профессиональной компетентности и недостаточно с позиций личностных и социокультурно значимых ценностей и не рассматривается с позиций воспитания человека культуры, что и будет являться предметом нашего дальнейшего исследования.
Библиографический список
1. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь –М.: Мысль, 1988. – 304 с.
2. Булкин, А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России / А. П. Булкин. – Дубна: Феникс+ 2005. - 208 с.
3. Клочко, В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский / под ред. Г. В. Залевского. - Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1999. - 154 с.
4. Логинова, И. О. Жизненное самоосуществление человека: системно-антропологический контекст: автореф. дис. … докт. психол. наук. Томск, 2010. 41 с.
5. Лукьянов, О. В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в динамично меняющемся мире: автореф. дис. … докт. психол. наук. Томск, 2009. - 41 с.
6. Магомед-Эминов, М. Ш. Деятельно-смысловой подход к психологической трансформации личности: автореф. дис.…докт. психол. наук. Москва, 2009. - 53 с.
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме СТАНОВЛЕНИЕ ИМИДЖА ЛИЧНОСТИ В ЖИЗНЕННОМ САМООСУЩЕСТВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА
  2. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ — САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  3. Васильков В.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
  4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТАНОВЛЕНИИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА
  5. УДК 159.Е.В. НЕКРАСОВА СТАНОВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
  6. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТОМ СОБСТВЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  7. ДЕСТРУКТИВНАЯ ФАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
  8. А.С. ЦАРЕГРАДСКАЯ ШАДРИНСК, ШГПИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  9. СРЕДИ МНОЖЕСТВА РАЗНОРОДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ С. Л. РУБИНШТЕЙН ОСОБО ВЫДЕЛЯЕТ ЛЮБОВЬ КАК ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ.
  10. 2.5. Развитие человека как субъекта труда. Профессиональное становление личности
  11. САМООСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕДШЕСТВУЕТ ДЛИТЕЛЬНАЯ И НАПРЯЖЕННАЯ ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА ЛИЧНОСТИ
  12. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
  13. Гужва Е.А., Живаев Н.Г. ИМИДЖ СПЕЦИАЛИСТА: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И ГАБИТАРНЫЙ АСПЕКТЫ
  14. СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ «КОНДЕНСИРУЕТ» ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ.
  15. Берёзкина О.П. ЭФФЕКТИВНЫЙ ИМИДЖ ЛЕГИТИМНОГО ЛИДЕРА: КАРНАВАЛЬНО-СМЕХОВОЙ АСПЕКТ
  16. БАБАЯН Т.Г. ФЕНОМЕН ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ КАК АТРИБУТ ИМИДЖА
  17. ТЕМА 3. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  18. 3.1 ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
  19. Федосеева Т. С. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ