К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Для современного российского общества толерантность становится одним из условий социальной стабильности и все чаще встает вопрос о необходимости ее развития у подростков. В данный период своей жизни подросток преодолевает большое множество проблем на пути становление зрелой личности.
Для формирования гражданского общества необходимо воспитание гражданина – человека, обладающего соответствующим этому обществу ценностными ориентациями.
Одним из важных качеств, присущих такому человеку является этническая толерантность – умение терпимо, а главное - с пониманием относится к людям других национальностей, к их обычаям, традициям, культуре, образцам поведения, образу жизни [1].
Одной из важнейших характеристик межэтнических отношений является этническая толерантность. Так как, этническая толерантность включает в себя два отдельно существующих друг от друга понятия, в связи с этим необходимо разобраться в значении понятий: «толерантность» и «этнос». Под толерантностью в межэтнических отношениях или этнической толерантностью в отечественной этнопсихологии понимается «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной».
Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям [1].
Теперь остановимся на термине «этнос». В этническом словаре термином «этнос» обозначается такое понятие, как «пламя», «родовой союз», «народ», «народность», «нация».
Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве.
Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов [4].
В рамках данной проблемы нами было проведено исследование на тему особенностей этнической социализации подростков, и становления идентичности в частности, мы провели исследование среди подростков, в возрасте от 11 до 13 лет, в количестве 42 человек, среди которых по национальному составу подростки делятся следующим образом: грузины - 2%, азербажданци - 2%, украинци - 2%, беларусы - 2%, узбеки - 2%, таджики - 2%, адыгейци - 2%, евреи - 2%, армяне - 2%, русские - 82%. В ходе исследования была использована Методика на выявление уровня социокультурной идентичности Солдатовой Г.У.., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.
«Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков».
По результатам проведенного исследования был выявлен достаточно низкий уровень этнической толерантности среди подростков. Так уровень расизма составляет 95%.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что подростки испытывают трудности во взаимоотношении с представителями своего и чужого этноса и сталкиваются с проблемами идентификации себя как члена общества. Следовательно, при положительном развитии идентификации возрастает уровень толерантности личности, а при отрицательной идентификации и толерантность находится на низком уровне.
Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции [3].
События социальной и личной жизни нередко требуют от человека пересмотра системы ценностей, отношения к себе и своему окружению, побуждают к поиску идентичности, которая помогла бы восстановить его внутреннюю целостность и определенность. Социальная нестабильность, как показывают исследования, резко актуализирует потребность в присоединенности и социальных связях – солидарности, идентичности, принадлежности к группе. Этнос зачастую оказывается аварийной группой поддержки. Этническая общность устойчива во времени, ее характеризует стабильность состава. Каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, из этноса невозможно "исключить" [2, с. 48].
На современном этапе этническая принадлежность по значимости называется вслед за категориями частной жизни, смыкаясь с базовыми принадлежностями (семейной, половой, профессиональной, возрастной) – главными опорами адаптации и выживания в кризисные периоды развития общества [2, с. 47].
Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Библиографический список
1. Белинская, Е. П., Стефаненко, Т. Г. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко // Этнические проблемы в практике психолога–педагогической работы. - М., 2000. - С. 138–163.
2. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998. - С. 47-48.
3. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г. У. .Солдатова, Т. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. - М.: Генезис, 2000. – 14 с.
4. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. - М., 1998, вып.1. – 8 с.
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА:

  1. ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  2. О НЕОБХОДИМОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  4. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЕЕ ПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ НИДЕРЛАНДАХ
  5. ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
  6. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  7. А. В. Краева СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  8. Т. В. Слотина ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
  9. РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ
  10. А. Ш. Гусейнов ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРОТЕСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
  11. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
  12. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  13. ИНТОЛЕРАНТНЫЕ ТЕКСТЫ ТОЛЕРАНТНЫХ АВТОРОВ: ПАРАДОКС СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
  14. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  15. ГРАЖДАНСКИЙ КОНТЕКСТ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СОЦИУМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  16. ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ