К вопросу об изучении категории времени в психологии

Издревле категория времени и пространства были важны для понимания жизни человека и мира в целом, однако, начиная с прошлого века, особую значимость приобрела категория времени. Данная тенденция была связана со значительным ускорением процессов общественного развития, кроме того, возросли темпы технологического прогресса и глобализации.
В нашем 21 веке вопрос времени стал ещё наиболее актуальным – значительно возраста скорость нашей жизни. По данным Н.Н. Толстых западные люди конца 20 века в 95% случаях связывали свои стрессы с нехваткой времени, и есть все основания полагать, что ситуация в этом отношении только обостряется [8].
В повседневном жизни мы привыкли рассматривать время как некоего рода длительность, последовательность моментов, которые называются минутами, секундами, часами, годами и т.д. [4]. Из Энциклопедии Кругосвет: «Время – понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т.е. позволяющее определить на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого» [12].
Однако, ученые и философы различных эпох и цивилизаций в процессе изучения категории времени заметили, что оно является для нас не только длительностью, но и нашим личным переживанием, нечто субъективным. Все мы живем во времени, которое является для нас средой, где существуют вещи, события, явления, живые существа и т.п.
Формирование и развитие представлений о времени шло значительно медленнее, чем формирование представлений о пространстве [9]. Если проблема пространства была носительницей основной психологической проблематики на рубеже 19 -20 вв., то проблема времени стала одной из центральных проблем современной философии и психологии [7].
Психологическое время считается одним из важных атрибутов самосознания личности и условий ее существования. Данная позиция была ярко отражена в работах В.С. Мухиной [6]. Люди чувствуют прохождение времени в их личном опыте. Они живут и думают в ходе времени, они действуют в нем. Овладевают им в достаточной, либо в недостаточной степени. Физически и вместе с тем психически наблюдают его в окружающей среде, как социальной, так и природной. Г.П. Аксенов поддерживает точку зрения В.С. Мухиной. Так же он говорит, что время есть однонаправленное движение, темп которого достаточно медленен для того, чтобы его различить [1].
Изначально психологические закономерности переживания человеком времени были сформулированы в 18 веке И. Кантом. В его концепции время представлялось как некая форма внутреннего чувства или время есть не что иное, как «чистая последовательность» [5]. Проще говоря, для И. Канта время – это форма внутреннего созерцания, которое субъективно и находится в рамках человеческого мироощущения. Отношение ко времени и его переживание находятся в зависимости от характера деятельности субъектов [4]. Так же И. Кант соотносит способности человека вспоминать и предвидеть в решении вопроса о соотношении прошлого, настоящего и будущего. Таким образом, И. Кант заложил фундамент субъективизации понятия времени.
К концу 19 века, началу 20 века разработки проблемы психологического времени в философии, а так же возникновение психологии как самостоятельной науки, подготовили хорошую почву для развития научных исследований временных отношений в психике человека. Наибольшее распространение получили концепции B. Дильтея и A. Бергсона. Они противопоставляли время как реальность, которая фиксируется внутренним чувством человека, и становятся критиками «калькулятивного подхода», в соответствии с которым время можно нарисовать в виде прямой линии, разбить на точки и измерить количественно. Психологи стремились понять время как содержательный принцип, а не формальный. Кроме того, они отрицали возможность объективного и рационального познания времени, ведь время течет не только внутри нас, но и благодаря нам [3].
В. Дильтей придавал особую значимость познанию социально-культурного, исторического содержания как связи прошлого и настоящего. Он считал, что содержание времени есть человеческая реальность, выраженная в присущем человеку способе жизни, который называется историей или культурой. Таким образом, В. Дильтей определял время как конкретную форму протекания жизни, отмечая единство времени с содержанием, его наполняющим [2].
В одно время, вместе с В. Дильтеем и А. Бергсоным, свою теорию разрабатывал основополагатель феменологии Э. Гуссерль. Одним из важнейших понятий в его концепции являлось «временность». Под временностью он понимал, прежде всего, фундамент актов сознания, реальных фаз переживания, актов восприятия, воспоминания и т. д. На основе этого Э. Гуссерль утверждал, что рефлексия не порождает временность, а проявляется как временность, она в своей основе и есть время, которое является основой связи рефлексии и сознания [4]. Таким образом, это говорит о том, что время не имеет никакого случайного, преходящего содержания для самосознания. Оно относится к смысловой определенности и смысловой структуре сознания.
Позднее, помимо философии В. Дильтея, А. Бергсона, Э. Гурселя, данная проблема стала активно разрабатываться в экзистенциализме М. Хайдеггера [5]. В работах М. Хайдеггера был отражен анализ взаимоотношений таких феноменов, как бытие и время. Он называет три формы времени: прошлое, настоящее и будущее – «три экстаза времени». При чем термин «экстаз» употребляется в его этимологическом смысле – «стоящий за пределами». Сущностная характеристика человеческого бытия – это способность выходить за пределы данной формы времени. С точки зрения М. Хайдеггера наше беспокойство об объективном времени на самом деле – бегство. Люди предпочитают видеть себя с точки зрения объективного времени, объективной статистики, в количественном измерении, так как они боятся открыто постичь свое существование. Более того, объективное время, у которого есть свое место среди количественных мер, можно понять только на основе мгновенно пережитого времени, а не наоборот [5].
Важнейшим моментом проанализированных концепций стала окончательная субъективизация времени, а так же отождествление его единства в прошлом, настоящем и будущем с временным единством сознания.
Существенное место категория времени заняла и в психологических теориях.
К примеру, в психоанализе 3. Фрейда развитие личности и основные функциональные законы ее формирования определяются прошлым, как индивидуальным, так и социально-историческим. Таким образом, как справедливо заметил позднее К. Левин, человек неразрывно связан со своим прошлым. В бихевиористской психологии функционирование психики основано на категории настоящего. Главная формула Д. Уотсона: «стимул - реакция» (S-R), в своей сущности, описывает сиюминутное взаимодействие субъекта и внешней среды. С точки зрения представителей гуманистической психологии: Г .Олпорта, А. Маслоу, Ш. Бюлер и др. одной из важнейших движущих сил человеческой деятельности является направленность личности в будущее [10].
В середине 19 века К. Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени. Кроме того, он утверждал, что данные единицы имеют различный масштаб, который обусловлен масштабами жизненных ситуаций и определяющих границы «психологического поля в данный момент» [10].
В отечественной психологии Л.С. Выготский настаивал на том, что нельзя до конца понять человеческую личность, если рассматривать ее вне жизненного плана, превращающего историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный и единый биографический процесс [4]. Таким образом, он наделял большой значимостью категорию времени. На значимость временного плана указывал и С.Л. Рубинштейн, который говорил, что каждый человек имеет как бы историю своего жизненного пути [7].
Исходя из всего вышесказанного, легко заметить, что исследования психологического времени изучались в достаточно ситуативном масштабе. В попытках определить жизненный путь человека, бытие и время, было получено весьма ограниченное представление о том времени, в котором живет только человек, обладающий сознанием долговременной перспективы и ретроспективы.
В концепции современных психологов Е.И. Головаха и А.А. Кроника психологическое время составляет внутренний план реального времени жизни. Оно является важнейшим атрибутом самосознания личности и одним из условий ее существования. Жизненный путь личности исчисляется в параметрах особого исторического времени и его событийных доминант: психологический возраст и зрелость. Психологическое время характеризуется отсутствием строгой метрики, линейности, непроницаемости и необратимости [3]. В последующем данную точку зрения подтвердил Б.И. Цуканов и др. [11].
Вопрос о направлении течения субъективного времени является весьма сложным. Человек как биологическое существо живет в одном направлении - из прошлого через настоящее в будущее. Исходя из данного факта, многие психологи И.Р. Пригожин, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова и др., пришли к заключению, что индивидуальное время субъекта тесно связано с биологическим и их направление согласовано [11].
Однако дальнейшее изучение понятия времени А. Бергсоном, Е. Минкоским и др. подвергло критике данную позицию. Они высказывали мысль, что в психике индивида есть субъективное время «движущееся по образцу сознания», так называемая переживаемая «чистая длительность», которая никак не связана с физическим временем.
Как утверждает Б.И. Цуканов, субъективно переживаемое время не согласовывается, расходится со «стрелой внутреннего времени» организма, и возникает кажущаяся независимость субъективного времени от «физического времени», «объективного времени» [11].
Большой вклад в изучение личностного времени внесла К.А. Абульханова-Славская. В её концепции внутреннее время человека по мере становления личности становится все более психологическим и личностным. Внутреннее время обладает следующими свойствами: изменение хода времени (замедление или ускорение внутреннего времени относительно внешнего), обратимость времени, параллельные времена, появление дополнительного времени [4].
Итак, сделаем выводы. Благодаря изучению понятия «время» учеными, философами, психологами была выявлена не только физическая сторона его существования, но и психологическая. У каждого человека существует своё психологическое, субъективное время. Оно обладает индивидуальной скоростью протекания и движется из прошлого через настоящее в будущее. Процессы воспоминания, рефлексии способствуют связи прошлого, настоящего и будущего в единое целое, а жизненный путь человека вытягивается в прямую линию. При этом настоящее сжимается буквально до точки, до мига, становится скоропроходящим, невозвратным, неуловимым. «Длина» прошлого же зависит от насыщенности настоящего и по мере сохранения в памяти наиболее значимых мигов. Таким образом, память прошлого значительно сжимается до отдельных моментов жизни. Будущее выступает как перспектива в дальнейшее. Его протяженность, как правило, зависит от целей и направленности личности.
Библиографический список
1. Аксенов, Г. П. Причина времени / Г. П. Аксенов. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. –302 с.
2. Болотова, А. К. Психология организации времени / А. К. Болотова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 254 с.
3. Головаха, Е. И., Кроник, А. А. Психологическое время личности / Е. Н. Головаха, А. А. Кроник. – Киев: Наукова Думка, 1984. – 208 с.
4. Камнева, Е. В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе Я субъекта (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет): Дисс... канд. психол. наук / Е.В. Камнева . – Калуга, 2002. – 191 с.
5. Маслоу, А. Экзистенциальная психология: пер. с англ. / А. Маслоу, Р. Мэй и др. – Спб.: Питер, 2002. – 712 с.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: монография / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 712 с.
8. Толстых, Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Монография / Н. Н. Толстых.. – Смоленск-Москва: МГППУ, 2010. – 312 с.
9. Хасанов, И. А. Время: природа, равномерность, измерение / И. А. Хасанов. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 303 с.
10. Холл Кэлвин, С. Теории личности: пер. с англ. / С. Холл Кэлвин., Линдсей Гарднер и др. – М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 591 с.
11. Цуканов, Б. И. Время в психике человека / Б. И. Цуканов. – Одесса: АстроПринт, 2000. – 219 с.
12. http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/VREMYA.html.
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме К вопросу об изучении категории времени в психологии:

  1. К вопросу о содержании категории «личность» в психологии
  2. К вопросу о содержании категории «личность» в психологии
  3. Цыганова Н.И. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИЙ СЧАСТЬЯ И НЕСЧАСТЬЯ В ПСИХОЛОГИИ
  4. Зотова В.А. К ВОПРОСУ О КАТЕГОРИЯХ ОЦЕНКИ ПОСЛОВИЦ В ПАТОПСИХОЛОГИИ
  5. Снетков В.М. Базовые категории психологии
  6. Б.А. Еремеев О КАТЕГОРИЯХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  7. ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
  8. 1.2. Категории «деятельность» и «труд» в психологии
  9. «КАРТИНА МИРА» КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
  10. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КАТЕГОРИИ «ПЕРЕЖИВАНИЕ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  11. Задание 9. Изучение временной динамики УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
  12. Чеплагина Е. С. ОБРАЗ «ИДЕАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА» У ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ
  13. КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  14. КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  15. Е. Е. Соколова О ФУНКЦИИ КАТЕГОРИИ «СНЯТИЕ» В УЧЕБНОМ КУРСЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ»
  16. ПО МНЕНИЮ В. В. ЗНАКОВА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЕЙ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ЯВЛЯЕТСЯ