ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК ИНСТРУМЕНТ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Восприятие – это отражение в сознании человека целостных комплексов, свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта.
В восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его психические свойства, отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства.
Музыкальное искусство, открывая огромные возможности для познания душевного мира человека, развивает способность понимать людей, сопереживать и сочувствовать им. Практически все люди проходят этапы увлечения музыкой. Но воздействие музыки зависит не только от свойств исполняемого музыкального произведения, но и от характера его восприятия. В свою очередь, искусство восприятия музыкального произведения требует определенных психологических навыков, от которых зависит, станет ли музыка серьезным увлечением или этот глубинный пласт человеческой культуры останется невостребованным.
Большое значение всеми исследователями придаётся первой стадии музыкально-слуховой деятельности, содержанием которой является формирование установки – готовности к восприятию. Установка в значительной степени зависит от слушательских ожиданий и от ситуации музыкального восприятия. По-разному люди воспринимают музыку в условиях концерта и слушая её по радио или по телевидению, индивидуально или испытывая эффект эмоционального влияния и присутствия других людей. С различной установкой воспринимают музыку композитор, исполнитель, музыковед. Установка определяется отношением к данной музыке, социально-психологическими и индивидуально-типологическими особенностями личности, уровнем образования и специальной музыкальной подготовки воспринимающего субъекта.
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы.
Развить музыкальное восприятие – значит научить ребенка переживать чувства и настроения, выражаемые композитором с помощью игры звуков, специальным образом организованных; включить его в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам. Для умения слушать серьезное музыкальное произведение необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей – слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий, как-то: пение в хоре, игра на инструменте, прослушивание одних и тех же музыкальных произведений, разучивание мелодических тем, которые встречаются в прослушиваемом произведении, изучение биографий композиторов и особенностей их творческого пути. Развитие восприятия предполагает умение вычленять из общей ткани отдельные средства музыкальной выразительности — мелодию, гармонию, фактуру, темп, ритм и другое; освоение принципов творческого преобразования и отражения действительности в звуках музыки; выявление ассоциаций, которые вызваны тем или иным средством.
Восприятие музыки на уроке является самостоятельным видом деятельности на уроке. Оно определяется как слушание или слушание-восприятие. Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них интерес и музыкальный вкус.
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
Музыкальное искусство с позиций нравственного просвещения должно служить выполнению главной цели нашего общества – формированию человека практичного, но с высокой духовной культурой.
Каждый тип искусства, отражая объективную действительность с помощью своих специфических средств выразительности, по-разному воздействует на человека. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Таким образом, музыкальное воспитание должно рассматриваться как важная составная часть нравственно-эстетического просвещения и образования.
Целенаправленное воздействие музыкального искусства на учащихся предполагает активность и глубину его восприятия, а также формирование и развитие самостоятельной художественной деятельности. Важная роль отводится музыкально-нравственному воспитанию учащихся на уроках. Нравственное воспитание на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности: беседы, утренники, клубы друзей искусства, выходы в музеи, картинные галереи, концертные залы.
Методика музыкального воспитания как педагогическая наука подчиняется закономерностям общей педагогики и, подобно любой методике, опирается на дидактические принципы. Принцип воспитывающего обучения; научность и доступность осваиваемого материала; наглядность при его преподнесении; прочность знаний, умений, навыков; активность музыкальной деятельности учащихся, их самостоятельность; связь музыкального воспитания с жизнью, интересами детей – все эти принципы лежат в основе методики музыкального воспитания. Необходимость принципа единства эмоционального и сознательного обусловлена спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия. Развитие восприятия музыки требует осознания вызываемых ею эмоциональных впечатлений, а также ее доступных выразительных средств.
Нравственное воспитание – одно из средств развития творческой активности человека. Нравственность и эстетику объединяет одна цель – создание высокого нравственного идеала, в котором будут органически слиты два начала – нравственное и эстетическое.
Таким образом, нравственное воспитание направлено на развитие способностей младших школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщать тем самым к различным видам художественной деятельности. И музыкальное искусство является одним из ярких средств нравственного воспитания младших школьников. Чтобы оно выполнило эту важнейшую функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность.
Библиографический список
1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе / Ю. Б. Алиев. – М.: Педагогика, 1998. – 138 с.
2. Апраксина, О. А. Современный ребенок и музыка / Музыкальное воспитание в школе / О. А. Апраксина. М.: Педагогика, 1985. – 57 с.
3. Асафьев, Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе / Избранные статьи о музыкальном просвещении в образовании / Б. В. Асафьев. М.: Педагогика, 1986. – 86 с.
4. Гартман, Н. Эстетика / Н. Гартман. – М.: Просвещение, 1988. – 284 с.
5. Кабалевский, Д. Б. Музыка в школе / Д. Б. Кабалевский // Искусство и школа. – М., 1981. – 197 с.
6. Коломиец, Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание / Г. Г. Коломиец. – Оренбург: ООИПКРО, 2001. – 240 с.
7. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. – М.: Педагогика, 1997. - 387 с. 8. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей / Л. В. Школяр. – М.: Флинта – Наука, 1998. – 360 с.
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ КАК ИНСТРУМЕНТ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:

  1. Шипилкина Т.А. ИГРА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
  2. Логинова М. В. РАЗВИТИе ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
  3. Кононова О.Б. О КРИТЕРИЯХ УМЕНИЯ РЕШАТЬ НРАВСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
  4. А.И. Янчий, Е.А. Андрейчик МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  5. Неволина В.В. воспитАНИЕ вне семьи: особенности младших школьников
  6. Григорьев Д.В. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
  7. Заходякина К.Ю. КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
  8. Роль оптимизма в воспитании позитивного отношения младших школьников к другому человеку
  9. 13.3 ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (ПО Л.И. БОЖОВИЧ)
  10. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРЕДМЕТ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  11. Сокинина А.А. СКАЗКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  12. Смирнов Н. В. САМООЦЕНКА КАК РЕГУЛЯТОР СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  13. ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  14. Устинов В.П. СНИЖЕНИЕ ОБУЧАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ НАСИЛИЯ
  15. УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  16. РАБОТА С МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ТОЧНОСТИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
  17. ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
  18. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ