Я.А. КОМЕНСКИЙ – «КОЛУМБ ПЕДАГОГИКИ» (420-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)


Начиная с XIII века Восточную Европу охватили децентрализационные процессы. Объединенные в течение тысячи лет единой религией и общими врагами люди и народы обратились к новым ценностям. Этот поворот произошел не вдруг.
Католическая церковь, пытавшаяся унифицировать мир по принципам, которые она считала изначально и единственно правильными, за эту тысячу лет превратилась в огромную империю, носящую политический, религиозный и культурный характер.
Именно в эту, одну из самых бурных эпох европейской истории, полностью испытав на себе те беды, которые несет людям война, жил выдающийся представитель мировой науки – Ян Амос Коменский. У древних китайцев существовало проклятье: "Чтоб ты жил в эпоху перемен". Коменский не просто жил в эпоху перемен, он был одним из творцов перемен, одним из строителей современного мира .
Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в Чехии, в провинции Южная Моравия. Родители Коменского входили в общину богемских братьев, которые выступали как протестантское направление в сектантских движениях. В идейных установках этой секты наиболее характерными были требования об установлении всеобщего равенства людей, антикатолическая направленность, борьба против сословных привилегий. Все эти демократические тенденции отразились в мировоззрении Коменского. С общиной богемских братьев связана его жизнь и деятельность. После обучения в латинской школе и университете, в возрасте 22 лет он стал учителем школы и проповедником, а затем епископом в общине. Вскоре Коменский покидает родину, всвязи с войной между Чехией и Германией, и находит приют в небольшом польском городе Лешно. Здесь и были созданы его основные педагогические произведения: «Великая дидактика», первая в истории педагогики книга для родителей и целый ряд учебников. В Лешно Коменский реализует свою идею о создании пансофии – своеобразной энциклопедии знаний о мире в сочетании с основами христианского вероучения.
В 1650 г. Коменский был приглашен в Венгрию для усовершенствования школьного дела. Именно здесь он закончил свою замечательную книгу «Мир чувственных вещей в картинках» и написал некоторые другие работы. В 1654 г. Ян Амос возвращается в Лешно, на родине были изданы его дидактические труды, выход которых явился эпохой в истории педагогики [3].
Говоря о Яне Амосе Коменском, мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию.
«... Главенствующей идее философии Коменского и его понимания человека является старое представление его "еретических" предшественников о том, что человек может и должен достичь совершенства, утраченного много веков назад низвережением в пучин, прежде всего, антроподицеей (оправданием существования человека в бурном мире). Еще обучаясь в Гернборнском университете у профессора Альштеда, он формулирует три основы: «Прежде всего, это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий, который в ту эпоху действительно переливался через край прямо на глазах. Второе – необходимость подчинить необъятные масштабы науки определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему. И наконец – стремление при всей разнородности познаваемого "материала" прийти в его понимании к общей гармонии, которая, особенно на превых порах, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной» [6, с. 19].
Философия ученого зачастую соприкасается с обучением. Невероятное взаимопроникновение идей философии и педагогики можно пронаблюдать в «Дидактике» Коменского.
Коменский признавал божественное происхождение человека и целью воспитания считал подготовку его к жизни вечной. Вместе с тем он считал, что человек есть часть природы и подчинен ее законам. Коменского можно отнести к такому философскому направлению, как реализм, ибо его философские взгляды имели своей основой «естественную философию» Ф. Бэкона, утверждающую опытное, чувственное познание действительности. Однако следует учитывать, что реализм Коменского как философское основание его педагогического учения сосуществовал с учением о божественном происхождении всего сущего и оценкой предназначения воспитания с позиций глубоко религиозных [3, с. 87].
Всю задачу обучения и воспитания Коменский зачастую сводит к пользе прежде всего государства. «Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы... У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента» – писал Коменский в трактате "О развитии природных дарований" [6, с. 182]. Основываясь на примерах детей-Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем войн и эпидемий, Коменский доказывает, что человек "без воспитания становится не чем иным, как только зверем" [1, с. 283]. Он утверждает, что воспитание и образование нужно всем категориям людей, богатым и бедным, умным и глупым, начальникам и подчиненным, мужчинам и женщинам. Ни один человек не может избежать образования, ибо именно оно делает человека настоящим человеком.
В школах нужно стремиться к тому, чтобы: при посредстве наук и искусств развивались природные дарования, совершенствовались языки, развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями [1].
Через все педагогические сочинения Коменского, в особенности же, через его главное сочинение – «Великую дидактику», красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание должно согласовываться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется главнейшим всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека [4, с. 31].
Так, исходя из природы человека, основываясь на возрастных физиологических особенностях детей, Коменский делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по 6 лет каждый: "детство – от рождения до 6 лет включительно, отрочество – от 6 до 12 лет, юность – от 12 до 18 лет, возмужалость – от 18 до 24 лет" [6, с. 32]. «Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области – академия» [6, с.
32].
Целесообразность данной системы заключается не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего, каждая из них имеет определенное содержание обучения. Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения. В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире. Основные науки, зачатки которых развиваются в ребенке – это естествознание, астрономия, география. Эти знания не должны носить характер зубрежки, они вырабатываются в ходе каждодневного общения ребенка с окружающим миром. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой. «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям» [6, с. 32].
Школа родного языка, по Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности. Отметим, что это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку. Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.
Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике), учащиеся переходили к изучению реальных наук – естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический [6].
Коменский не ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время оно было традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних факторов. «Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшем много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного и т.д.)» [6, с. 39].
Будучи сенсуалистом и рационалистом по своим философским воззрениям Коменский "...в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности" [6, с. 33]. На этой основе Коменский сформулировал «золотое правило» дидактики: «...все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами» [3, с. 91]. Коменский настаивал на системности обучения, он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. Большое значение, по Коменскому имеет последовательность обучения. Все предлагаемое надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Ценные указания дал Я. А. Коменский, выдвинув дидактические требования посильности и прочности усвоения обучения. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту, а для прочного усвоения огромное значение имеют упражнения и повторение усвоенного материала учащимися [3].
В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям [5]. Слова Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо и актуально: «Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удастся изгнать из школ косность...» [6, с. 189].
«Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности – примером бодрости и трудолюбия, в поведении – скромности и благонравия, в речах – искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни» [2, с. 155].
Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 – 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы. Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру. Коменского по праву можно считать «колумбом», первооткрывателем педагогики как науки.
Библиографический список
1. Адольф, А. Что такое школа по воззрениям Коменского / А. Адольф. – М. 1992. – 169 с.
Альт, П. Прогрессивный характер педагогики Коменского / П. Альт. – М., 1959. – 150 с.
2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред З. И. Васильевой. – М., 2001. – 429 с.
3. Константинов, Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с.
4. Кратохвил, М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского / М. В. Кратохвил. – М.: 1991. – 191 с.
5. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский / В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982. – 656 с.
6. Коменский, Я. А. Избранные педагогические произведения / Я. А. Коменский / В 2-х т. Т.2. - М.: 1982. – 576 с.
<< | >>
Источник: АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. 2012

Еще по теме Я.А. КОМЕНСКИЙ – «КОЛУМБ ПЕДАГОГИКИ» (420-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ):

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ А. И. ГЕРЦЕНА: 200-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
  2. К 70-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда
  3. Памяти Августы Викторовны Ярмоленко(к 100-летию со дня рождения)
  4. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (Симпозиум, посвященный 90-летию со дня рождения Е.С. Кузьмина, основоположника Санкт-Петербургской школы социальной психологии)
  5. Раздел III. СОЦИАЛЬНАу ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИКИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ подход разработан Л.И.Боровиковым
  6. ТЕМА 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  7. Извлечение из Госстандарта ГОС ВПО специальности 050708 - «Педагогика и методика начального образования» и 031800 - «Логопедия» дисциплины «Специальная педагогика и коррекционная психология»
  8. Планирование рабочего дня по методу «Альпы».
  9. 13.3. Самоконтроль результатов недели и дня
  10. АЛЬТЕРНАТИВНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАЧИ ДНЯ САМОКОНТРОЛЯ
  11. Батуев А.С. ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
  12. А МОЖНО ЛИ ПРОСТО В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ОТМЕЧАТЬ НЕГАТИВ И ЕГО ПРИПЕЧАТЫВАТЬ КЛЮЧЕВЫМ СЛОВОМ?
  13. От рождения до 1 месяца
  14. ПЕДАГОГИКА
  15. ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
  16. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА