ДОМИНАНТЫ И СТЕРЕОТИПЫ

Итак, нервная система работает по принципу рефлексов, то есть имеет возможность осуществлять обратную связь. Концевые участки нейрона, воспринимая раздражение, передают полученный импульс в головной мозг, а оттуда после анализа поступает команда исполнителю (чаше всего — мышце) — схватить, отдернуть, ударить и т.
д. Так же работает и вегетативная нервная система. Например, поступила пища в желудок, анализаторы определили ее качество, сообщили в мозг, тот дал команду выделить желудочный сок, желчь.
Несколько иначе работает нервная система, обеспечивающая волевые действия. Например, управление действием руки. Иногда нужно не отдернуть ее от горячего, а держать, пусть даже крича от боли. Здесь уже имеет место подчинение ординарных условных рефлексов приказам высшей нервной деятельности.
Безусловные рефлексы (инстинкты) обеспечивают определенные преимущества в борьбе за существование. Не приходится каждый раз тратить время на анализ ситуации, заново учиться тому, что имеет первостепенное значение для жизни: сосание, глотание, выкармливание детенышей и т. д. Но безусловные рефлексы препятствуют научению, приспособлению к изменяющимся условиям. В этих ситуациях мозг человека способен устанавливать временные нервные связи, то есть условные рефлексы.
Одним из фундаментальных свойств центральной нервной системы является ее способность создавать очаги торможения (застойные очаги) и очаги активности (доминанты). Доминанта носит характер универсального биологического закона, который одинаково важен для человека и животного. Она обеспечивает хищнику добычу, а его жертвам — спасение от зубов хищника; она руководит тысячекилометровыми перелетами птиц; является праматерью всех открытий и изобретений человека. Доминанта может служить причиной многих негативных явлений как в жизни общества, так и отдельных личностей, если захватившая кого-то идея является неверной, порочной или реакционной.
Уход человека в болезнь или депрессивные состояния — это тоже доминанта.
Между прочим, высокая эффективность санаторно-курортного лечения может быть объяснена еще и тем, что путешествие на курорт, приятные впечатления от новых мест, природы, новых знакомств способствуют разрыву порочных доминант, а положительные эмоции аннулиругот образованные этими доминантами "черные дыры".
Доминанта — это очаг активности в головном мозгу, подчиняющий себе все остальные нервные клетки, которые находятся в состоянии возбуждения. Благодаря способности мозга работать в режиме доминанты посторонние факторы не только не отвлекают, но, напротив, усиливают стремление достичь главной цели.
У людей творческого труда доминанта может служить причиной бессонницы.
Особенно разрушительной для здоровья организма может стать доминанта, целью которой служит причинение боли или страданий другому человеку, основанное, например, на чувстве зависти или мести.
Если область доминанты появилась в подкорковых образованиях, то есть связана с физиологическими потребностями — жаждой, голодом, сильным половым влечением, то она проходит сразу же после удовлетворения этих потребностей. Если же доминанта возникла в коре головного мозга и касается интеллектуальной деятельности, то она может стать длительной и способна даже изменить характер человека.
Вокруг активного очага мозга всегда образуется зона торможения, которая препятствует безграничному распространению возбуждения. "Паника" в мозгу, связанная с отсутствием торможения, бывает чаше у детей, людей преклонного возраста или с нарушенной психикой. Способность мозга ограничивать очаги возбуждения совершенствуется с возрастом, но до определенного предела, а к старости вновь понижается.
Процессы торможения тоже могут охватывать обширные участки мозга. Есть даже такая форма торможения, называемого запредельным, когда, охраняя нейроны от перенапряжения или истощения, мозг чуть ли не полностью отключается, что приводит организм к оцепенению или даже мнимой смерти. Именно так иногда спасают свои жизни некоторые животные, причем они не притворяются мертвыми, а на самом деле умирают мнимо из-за сильнейшего страха.
Часто повторяющиеся действия, особенно если последовательность их выполнения долго остается неизменной, вырабатывают устойчивые связи между нейронами, что позволяет выполнять эти действия в полуавтоматическом режиме после того, как совершено действие, лежащее в начале цепочки. Это называют динамическим стереотипом. Он очень важен и благотворен для человека.
Ряд действий обыденной жизни и профессиональной деятельности (одевание, умывание, принятие пищи, вождение автомобиля, печатание на машинке и др.) есть динамический стереотип. Автоматическая работа не загружает мысли, позволяет быть внимательным к другим раздражителям.
Однако, если при создании динамического стереотипа была заложена неверная программа, то из блага он может превратиться во зло: неверная осанка при ходьбе, неправильное пользование столовыми приборами. Нередко отрицательно он сказывается и на интимных отношениях супругов.
При усилии воли динамический стереотип можно и поломать, однако старые тропинки в мозгу исчезают очень трудно. Перенаучиться правильно играть в настольный теннис или правильно печатать на машинке значительно сложнее, чем овладеть этим вначале.
Стереотипы, возникшие при овладении плаванием или ездой на велосипеде, не утрачиваются в течение всей жизни.
Особенно часто стереотипы способны принимать негативный характер в социальной сфере.
Формы их выражения могут быть разными. Это социальные установки, стереотипы мышления, предрассудки.
Социальная установка содержит три обязательных компонента: 1) знание о ком-либо или о чем-либо; 2) эмоционально-оценочное отношение к объекту установки; 3) готовность действовать определенным образом в соответствии с первыми двумя компонентами.
Стереотип и предрассудок являются разновидностями социальной установки. Стереотипом можно назвать такой вид социальной установки, в которой знание носит неполный характер или же "устарело", то есть перестало отражать изменившееся реальное положение вещей.
Последнее особенно часто происходит в переломные периоды в развитии общества. В результате то, что вчера считалось нормальным с точки зрения общества и самого человека, сегодня становится застывшим стереотипом, который мешает сознанию перестроиться в соответствии с новыми условиями. Устойчивость стереотипа обусловлена недостатком уличности критичности по отношению к собственным представлениям и убеждениям и вследствие этого неспособностью ее пересмотреть свое отношение к жизни. Любые трансформации социальной установки являются сложным внутренним процессом. Человеку предстоит не просто "усвоить" новое знание, а заставить себя принять это знание как руководство к действию. Но это уже много сложнее, поскольку система старых установок заставляет его (и это часто происходит па подсознательном уровне) давать новым знаниям такую интерпретацию, которая больше соответствует старым представлениям, не требуя их пересмотра и ломки. Стереотип — это не только привычный образ мыслей и действий, это прежде всего застывшая форма видения мира, восприятия действительности и ее осмысления. Осознанная борьба с собственными стереотипами и есть психологическая перестройка, то есть перестройка своего сознания и мышления.
Вышеизложенная психологическая характеристика стереотипа и его роль тормоза в социальном прогрессе неизбежно приведет к заключению, что, как правило, это социально-психологическое явление носит негативную окраску. Тем не менее распространено мнение о полезности некоторых стереотипов. Хотя этот вопрос остается в целом дискуссионным, ясно одно: в идеологической сфере не может быть полезных стереотипов, поскольку здесь то, что было полезно сегодня, становится устаревшим завтра и, следовательно, мешает движению вперед.
В качестве главного аргумента в защиту полезности стереотипов приводится соображение о том, что они являются своеобразным способом "экономии мышления". Это действительно так, но только в ограниченных рамках. Стереотип полезен на уровне сравнительно простых знаний, незыблемо установленных истин, да и то лишь на обозримое будущее, а также на уровне бытовых норм поведения. Там же, где речь идет о восприятии и понимании действительности, особенно социальной, главным критерием мышления становится его диалектичность, отражающая противоречивость и непрерывное развитие жизни, а также творчество, составляющее необходимое условие поиска решения новых проблем, постоянно выдвигаемых жизнью. Диалектическое мышление и творчество несовместимы со стереотипами, поскольку первое связано с движением жизни и знания, а второе как бы фиксирует лишь отдельные точки в процессе этого движения.
Другое свойство стереотипов, которое кажется очень привлекательным сторонником идеи их полезности, — их устойчивость. Однако в данном случае не учитывается очень важная психологическая особенность этого свойства, а именно: устойчивость стереотипов основывается на некритичности восприятия и мышления, поскольку компонент знания в стереотипе является незыблемой догмой. А с позиций догмы все новое в жизни игнорируется или просто отвергается.
Стереотипное мышление весьма сходно с конформным, хотя это и не одно и то же. Общее заключается в том. что конформизм означает приспособленчество, пассивное принятие порядка вещей, нежелание воспринимать действительность критически и подходить к решению задач творчески. Но если склонность к стереотипам отражает в какой-то мере естественные особенности человеческой психики, то конформизм мышления навязывается сверху. Человек приучается безоговорочно принимать на веру все, что ему предписывают.
В периоды социальных перемен крайне нужны люди, способные к самостоятельному и творческому мышлению. Привычка к стереотипному мышлению становится бессознательной, а потому труднотрансформируемой. По этой причине честные добросовестные люди в периоды перемен и перестроек часто заблуждаются, полагая, что они уже перестроились и помогают делать это другим, тогда как в действительности они продолжают оставаться тормозом на пути перестройки всего общества.
Предрассудки отличаются от стереотипов тем, что этот вид социальной установки опирается на извращенные, искаженные, вообще не соответствующие действительности представления, которые в то же время обычно сочетаются с сильным эмоционально-оценочным компонентом. Для предрассудков характерен крайне низкий уровень критичности. Такого рода сочетания компонентов социальной установки часто составляют основу для бездумного, иррационального поведения. Расизм, шовинизм, религиозный фанатизм, национализм во всех их формах и проявлениях могут служить наиболее яркой иллюстрацией социальных установок — предрассудков.
<< | >>
Источник: СУХАРЕВ. ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. 2005

Еще по теме ДОМИНАНТЫ И СТЕРЕОТИПЫ:

  1. Матчина В.В. Тематика популярных песен как индикатор доминант в общественном со-знании
  2. МАТЧИНА В.В. ТЕМАТИКА ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН КАК ИНДИКАТОР ДОМИНАНТ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
  3. СТЕРЕОТИПЫ
  4. СТЕРЕОТИПЫ.
  5. ПОЛОРОЛЕВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
  6. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
  7. СТЕРЕОТИПЫ ЭКСПРЕССИИ.
  8. ЭЙДЖИЗМ И СТЕРЕОТИПЫ
  9. Трансляция гендерных стереотипов в семье
  10. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ
  11. стереотипы противоправного поведения молодежи
  12. СТЕРЕОТИП ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  13. ПОЛОРОЛЕВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
  14. Функциональный стереотип эмоционального поведения
  15. 2.2. НЕГАТИВНАЯ РОЛЬ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ
  16. Пискарев Д.П. ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  17. КОВАРСТВО СОЦИУМНЫХ СТЕРЕОТИПОВ