ДРУГИЕ КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Хотя методы решения задач различными учеными индивидуальны, тем не менее напрашивается вопрос, а не существуют ли какие-то общие принципы и подходы к решению научных проблем? Да. такие принципы, накопленные опытом предшествующих поколений ученых, существуют в каждой области науки, но особенно широко они разработаны в математике, служащей универсальным языком для многих областей науки.
Единым считается принцип подобия, в соответствии с которым различные по своей природе процессы или явления стремятся описать одинаковыми, но представленными в безразмерной форме уравнениями. В таком случае коэффициенты этих уравнений трактуют как критерии подобия описываемых процессов. Принцип подобия широко используют и в областях науки, далеких от математических форм выражения. Так, главенствующим в гомеопатии является следующий принцип подобия: если растение, минерал или продукт, созданный человеком, вызывает состояние, подобное какой-либо известной болезни, то малые дозы этого вещества должны способствовать излечению человека от этой болезни.
При решении многих задач используют метод математической индукции. В связи с развитием электронно-вычислительной техники большое значение при математическом описании проблем уделяют вопросам алгоритмизации и применению численных методов. Численные методы, реализуемые на ЭВМ. как правило, весьма сложны, и из них не всегда ясен физический смысл получаемых результатов. Поэтому опытный ученый обязательно пытается получить параллельно более простое аналитическое решение задачи, максимально упрощая ее постановку. Делается это для того, чтобы в другой задаче, где встретится подобная ситуация и сложный метод откажет, можно было использовать более простой подход, но основанный на глубоком понимании сути проблемы. К тому же надо иметь в виду, что численные методы неудобны для реализации решения обратных задач. При отыскании аналитических решений используют разложения в бесконечные ряды. Для сходимости последних необходимо существование малого параметра, по степеням которого осуществляется разложение в ряд. В каждой решаемой задаче следует установить наличие такого параметра.
Любую сложную задачу целесообразно свести к совокупности гораздо более легких задач. Движение к окончательному результату должно сводиться к последовательному преодолению сравнительно небольших трудностей, к движению шаг за шагом. Прежде всего задача упрощается до предела так, что остаются только ее главные черты (постепенно усложнить уже решающую задачу всегда гораздо легче, чем первоначально решить более сложную). Затем выясняется возможность решения задачи в предельных частных случаях. Кроме того, прежде чем пытаться получить количественное решение, нужно найти результаты грубо, качественно, что сделать несравненно проще. И, наконец, на всех этапах следует пытаться опровергнуть полученный результат, используя все известные до того соотношения, к которым результат должен сводиться в частных случаях. Надо организовать также проверку логической структуры полученных результатов. Могут ли они следовать из принятых посылок; не противоречат ли каким-либо общим принципам, которые могли быть незаметно нарушены при выводах; совпадают ли границы их применимости с теми ограничениями, которые были сделаны при выводах. Нередко результаты оказываются справедливыми при более широких предположениях, чем те, которые пришлось вводить в процессе их получения. В этом случае результаты можно экстраполировать за пределы сделанных допущений. Если результаты получились слишком легко, то следует проанализировать, не нарушен ли при этом "закон сохранения трудностей". Суть последнего состоит в том, что если при каком-либо подходе выясняются принципиальные трудности решения, то они, как правило, должны себя проявить и при другом подходе к решению. Если в результате остроумного обходного приема трудности исчезли, то надо выяснить, почему это произошло. Обычно после такого выяснения задачу либо удается решить и прямым способом, либо обнаруживается ошибочность обходного приема.
Результат должен удовлетворять требованию красоты. Если в выведенной формуле содержатся очень большие или неправдоподобно малые числовые множители, она смотрится некрасиво. Здесь следует заподозрить ошибку. И эти подозрения нередко оправдываются. Некрасиво, если формула содержит много коэффициентов, которые требуют экспериментального определения. Часто такие результаты получают исследователи, имеющие невысокий теоретический уровень. Иногда "красота" сводится к тому, что выражение имеет простой вид и этим радует глаз.
Одним из признаков правильных выкладок является сокращение сложных промежуточных выражений, что упрощает конечный результат и придает ему красивый вид. Но гораздо важнее не внешние, а более глубокие, внутренние, признаки красоты результата. Красиво, если выражение связывает в простой форме разнородные явления или устанавливает неожиданные связи между физическими параметрами.
Творческой личности присуща способность быстро увязывать вновь полученные сведения с прежним научным багажом. Без этого воспринимаемая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта.
Чрезвычайно важна способность к оценке, выбору одной из альтернатив до ее проверки. На эту особенность творческого процесса впервые обратили внимание шахматные мастера.
Существует такое понятие, как гибкость интеллекта. В пего вкладывают способность вовремя отказаться от скомпрометировавшей себя гипотезы. Слишком долгое упорствование в отказе от такой гипотезы ведет к потере времени, а слишком ранний отказ от нее — к потере возможности вообще получить решение проблемы.
Для творческой личности мыслительные способности и память ни в коем случае не противопоставляются.
Память включает в себя умение запомнить, опознать, воспроизвести немедленно или с отсрочкой. При решении научной проблемы можно рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимаешь, и па ту, которую сумеешь извлечь из памяти. Преимущество при решении получает не тот, у кого эрудиция богаче, а кто быстрее извлечет из памяти нужную в данный момент информацию.
Еще одна черта творческой одаренности —легкость генерирования идей. При этом вовсе не обязательно, чтобы каждая идея была правильной. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие. Как правило, лучшие идеи приходят в голову не сразу.
Едва ли нужно доказывать, как важна склонность творческой личности к доработке деталей, к совершенствованию первоначальных замыслов. Она позволяет довести работу до такого уровня, когда последняя приобретает практическую значимость и общественную ценность.
Швейцарский психолог Карл Юнг считал, что человеческая природа подчиняется принципу дополнительности: каждой черте, которая проявляется в сознательном поведении, соответствует прямо противоположная черта в подсознании, в том пласте личности, который не получил развития. Эти личностные черты и особенности остаются в подсознании и не выделяются в поведении, поскольку ими пренебрегали, не уделяя должного внимания в процессе формирования характера, или умышленно подавляли, считая их проявление неприятным для себя. Вывести эти черты в сознательное поведение — болезненная и пугающая процедура для взрослого человека. Поэтому большинство людей живет неполной жизнью, раскрывает себя лишь частично.
Творчески одаренная и активная личность не боится показать все противоречия своей натуры. Отсюда следует, что главенствующая черта творческого человека — смелость ума и духа. Смелость, которая позволяет сомневаться в общепризнанном, следовать своей интуиции вопреки логическим рассуждениям. Смелость противопоставить себя большинству и, если нужно, вступить в конфликт с ним. Бесстрашие мысли позволяет высказывать догадки, даже если нет абсолютной уверенности в их правильности.
Хотя для успешного решения научной проблемы требуется высокая концентрация мысли, но, с другой стороны, излишняя концентрация внимания в одном направлении может оказывать негативное влияние на судьбу сделанного открытия. История знает немало примеров того, как выдающийся ученый, сделав крупное открытие, не смог, из-за большой концентрации мыслей, вывести на базе этого открытия еще несколько законов или следствий, имеющих для практики первостепенное значение. Это делалось другим ученым, чье имя и носили сформулированные законы. Для такого' феномена существует даже специальное название — "умение думать около".
Таким образом, после получения научного открытия необходимо всесторонне обдумать вопрос о том, какие еще важные результаты в смежных областях можно получить, используя сделанное открытие.
В связи с этим предпочтительно быть компетентным во многих областях знаний, а не замыкаться в рамках только одной из них.
Творческие люди не ограничивают себя одним ремеслом, одной научной дисциплиной, одним жанром. Отсутствие комфортности у них проявляется в независимости суждений. В ученье эти люди проявляют критическое отношение к своим учителям, сами решают, что им следует изучать, а чем пренебречь. Поэтому если студент блестяще успевает по одной-двум дисциплинам, а в остальном идет на уровне середнячка, то именно на него, а не на круглого отличника следует обратить внимание, — не талант ли это?
Склонность к играм — непременная черта одаренных людей. Они. как правило, ценят юмор, остроумие и восприимчивы к смешному. Нередко юмор служит для разрядки, для кратковременного отключения и отдыха даже в минуты сильнейшего творческого напряжения и сосредоточенности.
Творческие натуры хорошо чувствуют себя в сложных ситуациях, не спешат выносить окончательное суждение (привычка к категоричным преждевременным суждениям ограничивает восприимчивость к новому и потому обедняет личный опыт). Они отличаются жизнелюбием, а
также некоторой женственностью вкусов и привычек (впечатлительность, эмоциональность, широта интересов). Проявляют огромное трудолюбие в тех вопросах, которые их интересуют (неспособность увлечься чем-либо — признак духовной скудости и убожества). Часто прибегают к помощи энциклопедических словарей. Отыскивая нужное слово, попутно застревают на других словах и толкованиях.
Известно несколько типологий творческих личностей. Одна из них принадлежит американским психологам Гоу и Вудвортсу:
пионер — создатель новых школ и направлений;
фанатик — увлечен до одержимости какой-либо идеей или областью исследований;
эрудит — образован и начитан, но лишен побуждения искать что-либо нозое;
диагност — критичен, обладает зорким умом, легко замечает чужие недостатки, уязвимые места теорий;
техник — успешно решает поставленные задачи, доводит идеи до завершения, до реального результата;
эстет — любит утонченные интеллектуальные проблемы и особенно ценит изящество в их решении;
методолог—придает важность не самой проблеме, а методике ее решения, любит обсуждать свои проблемы с коллегами;
независимый — ученый-одиночка, не любит работать в коллективе, избегает руководящих постов и уклоняется от необходимости подчиняться.
<< | >>
Источник: СУХАРЕВ. ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. 2005

Еще по теме ДРУГИЕ КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:

  1. Творческое мышление
  2. Зубанов Д.А. Влияние совместной деятельности на творческое мышление
  3. Логика и интуиция в творческом мышлении
  4. В.В. Горич ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ
  5. ИЗОМОРФНОСТЬ ОБРАЗА И МЫШЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
  6. МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА
  7. Засекина Л.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
  8. 12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление
  9. ЗАЩИРИНСКАЯ О.В., СЕМИНА О.Б. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
  10. Паршина М.В., Басалаева Н.В. ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
  11. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  12. М. М. Кашапов НАДСИТУАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
  13. Е. С. Ермакова ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ