ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

Повторяйте уже освоенное разотождествление с различными элементами до возникновения состояния чистого Я.
Постарайтесь как можно четче ощутить это состояние и как можно дольше удержать его.
Создайте в своем воображении образ того идеа.льного Я, каким вы мечтали бы себя видеть.
Однако помните, что этот образ не должен слишком отрываться от вашего реального внешнего и внутреннего (хотя и лучшего) облика. То есть вы должны представить не просто образ идеального человека, а именно образ своего лучшего Я, того, как вы бы хотели выглядеть и вести себя, чувствовать и мыслить.
Как можно глубже прочувствуйте «себя лучшего».
Опишите в рабочей тетради этот образ как литературного героя, от одежды и внешности до внутренних мыслей и чувств. Постарайтесь нарисовать его.
На этом этапе важно почувствовать, что представленная вами модель одновременно совершенна и реалистична (то есть в пределах ваших же лучших возможностей).
После этого начинайте путем многократных сеансов (которые вы можете проводить самостоятельно с закрытыми глазами) вживаться в образ своего идеа.льного Я, сливаться с ним, становиться одним целым. Ассаджиоли рекомендует повторять это упражнение ежедневно, прямо в постели, сразу после того, как вы проснулись и еще не «заразились» суетой повседневных тревог и забот. Завершать каждое такое упражнение надо решительным самовнушением, что вы будете действовать, мыслить и чувствовать в соответствии с образом вашего лучшего Я независимо от складывающихся обстоятельств.
Очень важно быть заранее готовым к тому, что не все сразу будет получаться гладко, поэтому полезно вести рабочую тетрадь, в которой накапливать положительный опыт, и анализировать причины временных неудач и срывов с «высоты своего лучшего Я».
Как мы уже говорили, это упражнение и его модификации в настоящее время широко используются как самостоятельный психотерапевтический метод имаготерапия (от англ. image — образ).
Аналогичные подходы по вживанию актера в образ применял К.С. Станиславский, с той разницей, что актер вел поиск не в сторону своего лучшего Я, а в сторону наиболее органичного воплощения своего Я в роль своего героя (который мог оказаться не только положительным, но и отрицательным) Однако психофизический механизм такого воплощения здесь тот же, что и у Ассаджиоли.
Синтез
Некоторые специалисты считают это упражнение самостоятельным, другие видят в нем завершающую часть предыдущего упражнения по формированию идеальной личности.
В основе этого упражнения лежит подчеркнутое еще Адлером стремление каждого человека к обретению внутренней гармонии.
Для этого Ассаджиоли предлагает сначала обнаружить в себе противоречивые чувства и качества личности, а затем начать работу по их примирению.
Мы нередко можем обнаружить в себе и в других (особенно в период юности и молодости) чередование черт грубости и сентиментальности, цинизма и возвышенных чувств, любви и ненависти, уважения к себе и самоуничижения, застенчивости и наглости.
Ассаджиоли считает, что гармония личности может быть обретена только примирением этих полярностей, а не предпочтением одной из них за счет вытеснения другой.
Ведь Ассаджиоли был последовательным учеником Фрейда и считал, что именно вытесненные из сознания нежелательные для нас чувства, мысли и образы самих себя и являются главными причинами формирования и углубления неврозов.
Для примирения наших «полярностей», противоположностей в психосинтезе применяется много упражнений.
Одно из начальных, наиболее простых и популярных упражнений — рисование образов своих собственных противоположностей.
Для этого вы берете чистый лист бумаги, делите его на две половины.
На одной половине символически изображаете одно из противоположных ваших чувств, настроений, восприятии себя, а за чертой — их «полярности».
Затем, внимательно вглядываясь (и психологически вживаясь) то в одну полярность, то в ее противоположность, начните искать в них что-то общее или хотя бы «примиряемое».
Теперь ниже нарисуйте символическое взаимодействие этих противоположных образов: дерутся, ругаются, угрюмо молчат, жмут друг другу руки, играют в мяч друг с другом или в одной команде, помогают друг другу и т.п.
Неоднократно применяйте это упражнение, стараясь находить с каждым разом все больше вариантов взаимодействия и все меньше раздоров.
Старайтесь с позиции одной стороны понять другую, ее точку зрения, переубедить или хотя бы убедить в необходимости поиска мирных решений — ведь поле их битвы вы сами, а результаты — ваши страдания и проблемы в общении как с собой, так и с другими.
На обороте этих рисунков (в вашей рабочей тетради) ведите записи всего того, что вы чувствуете и думаете в процессе этой работы.
Такой анализ позволит быстрее выявить типичные повторяющиеся ошибки и провоцирующие их ситуации, продумать решения по предотвращению таких ситуаций, поиску разумных компромиссов.
Задание В течение 7 дней делайте дневниковые записи в рабочей тетради с использованием практикума (не менее одной техники в день). Сформулируйте общий вывод: «Что изменилось за прошедшую неделю».
<< | >>
Источник: Хаменя A.B.. Психотерапия : практикум. 2011

Еще по теме ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ:

  1. ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
  2. РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» КАК ФАКТОРА БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НА ТРЕНИНГЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
  3. Основные этапы формирования личности
  4. 20.3. Формирование и развитие личности
  5. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ТИПОЛОГИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ
  6. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ТИПОЛОГИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ
  7. 9.6. Проблема формирования личности профессионала
  8. 9.6. Проблема формирования личности профессионала
  9. 6. Проблема формирования личности профессионала
  10. Иванова А.И. Влияние субкультуры на формирование личности
  11. ИВАНОВА А.И. ВЛИЯНИЕ СУБКУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
  12. ТЕМА 8. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ