О лучших качествах человеческой души

Благородство, откровенность, сдержанность, гордость составляют сокровенные свойства души человека. Благородство так тесно бывает связано с бескорыстием, что эти два качества характера нередко трудно отличить друг от друга.
Порой благородство проявляется в тайном самопожертвовании, не думающем заявлять громко о своем подвиге и не требующем ответной благодарности. В другом случае благородство принимает вид особого внимания к несчастным и отверженным. Оно же побуждает прощать нанесенные обиды, отвечать добром на зло и отказываться в пользу других от своих прав.
Порядочный человек не будет злословить в отношении отсутствующих и говорить о людях за глаза то, чего нельзя сказать им прямо в лицо. Верность данному слову обязана своим происхождением тому же началу. Во имя благородства человек, которому присуще это качество, никогда не позволит себе грубого обращения с лицами, с которыми ему пришлось разойтись вследствие идейных убеждений или интересов. Он деликатно оберегает самолюбие даже своих врагов и удерживается от причинения им вреда и неприятностей: доверяет иной раз таким людям, которым нельзя по-настоящему оказывать доверие; наконец, все то же чувство благородства удерживает его в границах умеренности при пользовании наслаждениями и удовольствиями.
Самым великодушным человеком следует признать только того, кто, несмотря па веские основания быть недовольным своими ближними, все-таки остается расположенным к ним и даже жертвует собой во имя их блага.
Благородство иной раз способно выразиться под формой гордости, хотя этот его вид не всегда принимается окружающими. История знает немало примеров такого благородства. Так, Сципион, будучи бездоказательно обвиненным в Римском сенате в лихоимстве, разорвал свой оправдательный вердикт в знак того, что считал ниже своего достоинства даже одно только подозрение в подобном поступке.
К чести женщин нужно сказать, что, будут совершенно равными с мужчинами в великодушии, они превосходят их в утонченности проявления этого качества. Женское предупредительное внимание и такт в мелочах жизни, как правило, бывают недоступны для мужчин. Женское благородство проявляется даже во внешней манере обращения: спокойствие души выражается веселостью, а чистота души — искренностью тона и разговором, свидетельствующими о том, что им нечего скрывать или чего-либо бояться.
Симпатии и привязанности сами себя выдают нежностью и лаской во взглядах и жестах, а вся внешность женщины непременно наводит на заключение о благородстве души, причем заключение это редко бывает ошибочным.
Откровенность является следствием чистоты человеческой души, не боящейся обнаружить свои качества, или следствием твердости характера человека, уверенного в правоте своих взглядов и потому мало заботящегося о том, что о нем будут думать и говорить другие.
К сожалению, современные понятия людей о хорошем и плохом сильно искажены, а доброжелательность к людям во многих столь мало заметна, что откровенность зачастую является опасным качеством для тех, кто ею обладает.
Наблюдательному человеку часто бывает нетрудно обнаружить под маской слов и поступков истинные, вызывающие их причины. Одни уверяют, что добиваются каких-либо общих целей, а в сущности хлопочут лишь о своей личной выгоде. Другие кажутся идущими по вполне определенному пути, а между тем их случайно можно встретить совсем на другой дороге.
Чем прямее человек, тем менее боится он откровенно высказывать свои убеждения.
Разговор со многими людьми очень часто бывает невыносимым потому, что они не решаются высказывать откровенно то, что хотят. Трусливые и льстивые люди обыкновенно считают честных и откровенных людей неблагоразумными и даже действующими против своих интересов.
Откровенность запечатлена характером силы, достоинства и доброжелательства. Ей нечего бояться быть заподозренной в чем-то дурном. Она чужда всякой принужденности, поскольку казаться тем. кто ты есть в действительности, гораздо легче, чем притворяться, играть не свою роль. Возбуждая доверие, откровенность способствует взаимопониманию в деловых и межличностных отношениях и нередко выводит из затруднительных положений тем, что рисует прямо и истинно как хорошие, так и негативные стороны ситуации, в которой мы находимся, ничего не скрывая и не приукрашивая. Она в то же время красноречива и убедительна, потому что идет всегда рука об руку с правдой; ее путь, прямой и твердый, гораздо лучше и скорее приводит к цели там, где хитрость теряется в лабиринтах окольных обходов, которые, как известно, никогда не удаются людям, не обладающим достаточным рассудком, и оказываются ненужными для тех. кто обладает действительными способностями.
Как внутренняя черта характера откровенность нередко ищет проявления в чем-нибудь твердом или даже жестком во внешнем выражении.
Откровенность не должна быть чужда и некоторой благоразумной сдержанности. Если, с одной стороны, нехороши скрытность и притворство, то, с другой стороны, излишняя доверчивость или грубость также способны принести вред. В откровенности надо уметь остановиться на той точке, когда она может перейти в неприятную для окружающих неделикатность или даже дерзость. Причем этого правила особенно целесообразно придерживаться в тех вопросах, которые не имеют для вас большой важности.
Необходимо также помнить, что один из лучших видов откровенности составляет признание своих собственных недостатков.
Природа в достаточной мере наделила большинство людей готовностью считать себя выше других. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на своих сослуживцев, знакомых и близких: мы непременно увидим, что каждый из них ценит себя выше того, что стоит в действительности. Это непременно приводит к мысли о том, что и мы сами не свободны от этого недостатка. Однако не следует приходить в отчаяние от столь неутешительного вывода, а, напротив, мобилизовать себя к тому, чтобы стремиться завоевывать общественное уважение исключительно только истинными заслугами.
Если считать гордость прямым следствием слишком высокого мнения о себе, то едва ли найдется хоть один человек, кто не был бы заражен ею. Каждый из пас непременно смотрит на себя как на замечательного в каком-то смысле человека. При этом предмет собственного почитания могут составлять как черты своего характера, поведения, образа жизни, так и деловые или профессиональные качества, которые отличают или выделяют нас из нашего окружения. Как бы много ни было на свете людей ничтожных или глупых, ни один из них наверняка добровольно не поставит себя в этот ряд. Заносчивый часто отличается от скромного только тем, что говорит громко то, что тот думает, и выставляет напоказ то, что скромный скрывает.
Есть вид гордости, которой дают название благородной. Гордые в этом смысле люди ставят выше всяких похвал собственное внутреннее сознание исполненного долга, тогда как люди пустые гоняются за похвалами окружающих. Первые хотят, чтобы их дела и поступки действительно заслуживали похвалы, вторые же довольствуются тем, чтобы они только казались заслуживающими похвалы; первые стараются проявить себя в чем-то действительно достойном, вторые — в мелочах.
Горд не тот, кто хочет казаться таковым: последний, пожалуй, может достичь своей цели, но он скоро собьется с этой роли.
Ибо лишь прочное, внутреннее, неколебимое убеждение в своих превосходных качествах и своей особенной ценности делает человека действительно гордым. Даже если убеждение это ошибочно и основано на чисто внешних и условных преимуществах — это не вредит гордости, если только она существует в действительности и серьезно.
Злейшим врагом гордости служит тщеславие, которому сначала нужно добиться одобрения других, чтобы основать на нем собственное высокое мнение о себе; между тем как гордость предполагает, что такое мнение уже вполне прочно в нас утвердилось. Гордость часто вызывает против себя осуждение, исходящее от тех, у кого пет ничего, чем бы он мог гордиться.
Человек, обладающий отличительными достоинствами, поступает правильно, сохраняя их у себя на виду, чтобы не давать им прийти в полное забвение. Ибо тот, кто простовато игнорирует свои достоинства, рискует получить аналогичное же отношение к себе самому со стороны окружающих. Недаром прекрасная арабская пословица гласит: "Пошути с рабом, и он скоро повернет тебе зад". Нужно помнить слова Горация: "Являй гордость, заслуженно добытую".
Самолюбие принадлежит к числу тех черт нашего характера, которые нуждаются лишь в хорошем направлении, но отнюдь не в искоренении. Думать о себе и о своих делах больше, чем они этого заслуживают, полезно в том смысле, что тем самым поддерживается энергия к деятельности и стремление к достижению цели. Всякий новый вид деятельности вызывается, как правило, горячей верой в то, что будет получено нечто лучшее в сравнении с уже существующим. Не будь этого, люди бы только машинально повторяли уже достигнутое. Твердая уверенность в своих силах служит вернейшим залогом успеха в новом начинании. Вера в себя особенно похвальна в юности. "Если успеха могли добиться другие, то почему этого не могу сделать я?"—таково правило, которого следует придерживаться каждому. Мы должны подражать стрелку, который, дабы попасть в цель, целится обязательно чуть выше.
Самолюбие и уверенность могут быть залогом многого хорошего, если только эти качества не перерастают тех достоинств, которыми человек обладает в действительности. В противном случае они способны сделать его только смешным в глазах окружающих. Что же касается внутреннего влияния на нас самих, то самолюбие, развитое выше присущих нам достоинств, превращается во вредоносный яд, подтачивающий наши душевные силы.
Человек, считающий себя выше того, что он заслуживает в действительности и потому ожидающий от других гораздо большей благодарности и больших знаков уважения, чем их получает, проводит всю свою жизнь среди терзаний и беспокойств. Противоречия и неудачи мучают его гораздо сильнее, чем обычного человека, поскольку каждая допущенная в отношении него несправедливость кажется ему имеющей гораздо большее значение. Напротив, скромность нас успокаивает, смягчает неудачи и увеличивает значение радостей.
Самолюбие и гордость, существующие без подкрепляющих достоинств, должны рассматриваться как пороки нашего характера. Даже если эти черты сочетаются с другими положительными качествами, тем не менее окружающие люди даже в этом случае выносят их в нас неохотно в силу того, что каждый человек, тайно или явно, непременно обладает собственным самолюбием и потому не очень-то склонен к признанию хороших качеств в других.
Что касается самолюбия, развивающегося на базе более или менее высокого занимаемого официального положения, то здесь нередко бывает, что это самолюбие переходит в глупое высокомерие, причем тем чаще, чем сомнительнее достоинства этого человека.
Если же кто-то пользуется своим высоким положением для притеснения своих подчиненных, то такого человека нужно признать общественно вредным и низким существом. Сдержанность в высказывании собственных достоинств часто придает этим достоинствам особо выгодный для нас блеск, увеличивает их значение и, показывая немного, заставляет предполагать существование большего. Человек, одаренный талантом, будет держать себя скромно в кругу равных ему по уму людей. Человек ничтожный будет задаваться среди личностей еще более ничтожных. Людское самомнение доходит иной раз до того, что многие люди, даже признавая превосходство других над собой в уме, знаниях и твердости характера, тем не менее стараются доказать, что люди эти склонны ошибаться в тех или иных случаях. Талантливые люди вообще обладают более страстной натурой и потому чаще увлекаются даже в мелочах. И вот тут-то, в этих ничтожных ошибках, их и стараются поймать личности, хотя и уступающие им по уму, но более хладнокровные в выводах.
Бывают ситуации, в которых человек, даже скромный по натуре, может заразиться самомнением более, чем того стоит. Это случается, когда окружающие почему-то отказываются признавать те его достоинства, которыми он действительно обладает. Возникает чувство оскорбленного самолюбия, заставляющего человека заняться самооценкой даже выше существующих достоинств. В таких случаях возвращение к природной скромности происходит сразу же после того, как истинные достоинства человека будут оценены по заслугам. Но чтобы это случилось, недостаточно только иметь те или иные достоинства, надо еще уметь выставлять их напоказ в таком виде, чтобы они, в свою очередь, не оскорбляли ничьего самолюбия. В противном случае, если ваши качества будут колоть людям глаза, вы возбудите к себе только зависть и ненависть. Последние же действуют тайно и рано или поздно найдут случай унизить вас в свою очередь. Все средства для этого будут употреблены, а если не хватает фактов, в дело пойдет и клевета. Ваши мелкие недостатки будут раздуты, вас будут преследовать и карать с такой беспощадностью, что вы сами будете не в состоянии понять, чем вы их заслужили. Напрасны будут все ваши жалобы на несправедливость ваших врагов и на то, что вас дурно понимают. По этой причине возникает и та бездна булавочных уколов, которые выносит всякий человек, заявивший себя стоящим чем-то выше своего окружения. Человек скромный и не старающийся первенствовать во что бы то ни стало и потому не оскорбляющий ничьего самолюбия, напротив, мирно живет в кругу своих знакомых, не гоняясь за славой. Скромность в этом случае составляет лучшее лекарство против всех бед, порождаемых излишними порывами страсти. Однако и в выражении скромности не должна быть перейдена известная грань. Излишняя скромность не только бесполезна, но и положительно вредна. Слишком робкий и уступчивый человек никогда не поднимется выше уровня обыденной посредственности. Господствующими во всех отношениях личностями всегда были те, кто умел смело и прямо, без излишней скромности, проводить в жизнь свои взгляды и настойчиво добивался достижения поставленных целей.
<< | >>
Источник: СУХАРЕВ. ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. 2005

Еще по теме О лучших качествах человеческой души:

  1. КОНФЛИКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ: ИНТРАПСИХИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
  2. 11.2.1. Проблема "лучших" и "худших" людей в психологии профессионального и личностного самоопределения
  3. Проблема «лучших» и «худших» людей в психологии профессионального и личностного самоопределения
  4. ДУША ДУШИ
  5. ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА (MIND—BODY PROBLEM)
  6. СЛУЖАТ ЛИ ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА ОКНАМИ ЕГО ДУШИ
  7. О СТАРОМ АФОРИЗМЕ «ГЛАЗА – ЗЕРКАЛО ДУШИ» ПО ИРИДО-ПУПИЛЛЯРНЫМ ДАННЫМ
  8. Жизненный мир производится в процессе человеческой ПРАКТИКИ И ПРОИЗВОДЕН ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.
  9. ВЫ ЧИТАЕТЕ ПО БУМАЖКЕ ИЛИ ПРОИЗНОСИТЕ/ДУМАЕТЕ НАИЗУСТЬ... ИЛИ ЖЕ ТОЧНОСТЬ ФОРМУЛИРОВОК СТОППЕРОВ, ПРОЩЕНИЯ И Т. П. НЕ ПРИНЦИПИАЛЬНА, МОЖНО ОТ ДУШИ ГОВОРИТЬ, ЧТО ДУМАЕШЬ?
  10. Человеческий фактор
  11. 9.3. ПАРАМЕТРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
  12. Анатомия человеческой деструктивности