P3 – ПОТРЕБНОСТЬ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ

Лучше молчать и казаться дураком, чем загово-рить и не оставить на этот счет никаких сомнений.
Люди не только биологические, но и общественные существа, живущие в особом мире – социальном обществе.
Человек рождается с набором биологических черт, при-сущих ему как некоторому биологическому виду, разумным созданием он становится под действием общества. Общаясь с себе подобными, человек учится языку, восприни-мает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценно-стями, выполняет определенные общественные функции. Он учится оценивать мир по законам, которые сложились в данном обществе.
Межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей. Ос-новная цель любого общения – желание установить контакт, способствующий наиболее полному самовыражению личности, поддерживающий и стимулирующий развитие ее неповторимой индивидуальности. Общение близких людей – это взаимодействие друг с другом, обмен информацией, духовный контакт. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых общение включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и многое другое. Удовлетворенность интеллектуальным общением зависит от степени совместимости взглядов и ценностей. В литературе мы часто сталкиваемся с термином «высокие отношения», подразумевающим, что между двумя людьми существует устойчивая психологическая связь, основанная на глубоком интеллектуальном родстве и характеризующаяся взаимным уважением.
Все люди, реагируя на свое положение в обществе, стремятся положительно вы-глядеть в глазах окружающих. Общественное мнение, оценивая личные качества чело-века, часто оперирует простыми категориями – умный или глупый, а определяя отно-шение к личности – уважаемый или не пользующийся уважением. Эти качества напря-мую связаны с уровнем интеллектуального развития человека. Исследователи расхо-дятся в определении понятия интеллекта, нет ни одного стандартного определения, с которым бы все согласились. Одни изучают интеллект как способность к приобрете-нию новых умений, другие акцентируют внимание на его социальных аспектах. Я яв-ляюсь сторонником теории множественного интеллекта американского психолога Го-варда Гарднера. Он определяет интеллект как способность человека решать проблемы или создавать что-то новое – ценное в рамках одной или нескольких культур, а также ставить задачи как фундамент для приобретения новых знаний.
Интеллект – это не одно явление, состоящее из множества способностей, наобо-рот, существует много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других. Теория множественного интеллекта базируется на двух важных утверждениях. Первое: люди обладают всеми видами интеллекта. Второе: они отличаются преобладанием различных интеллектуальных профилей, так же как, например, отличаются внешностью и чертами темперамента. В настоящий момент насчитывают восемь интеллектуальных профилей:
языковой – искусное владение языком, любовь к словам и стремление их исследовать;
логико-математический – рассмотрение и оценка предметов и понятий в их взаи-моотношениях и взаимосвязях;
музыкальный – способность воспринимать, сочинять и исполнять произведения в разной тональности, ритме и тембре;
пространственный – способность точно воспринимать зрительные объекты. Спо-собность создавать в уме модель пространственного расположения предмета и исполь-зовать эту модель;
телесно-кинестетический – совершенное владение телом и искусное манипулиро-вание предметами;
интраперсональный – умелое распознавание своих чувств и настроений;
интерперсональный – умелое распознавание чувств, настроений, душевных со-стояний других людей, а также использование этой информации для управления их поведением;
интеллект естествоиспытателя – распознавание и классификация природных объектов.
Многие исследователи предпочитают определять музыкальный и телесно-кинестетический интеллект как талант.
Интеллект – прекрасный инструмент познания и взаимодействия с окружающим миром. Но многие мужчины заворожены своими интеллектуальными возможностями, интеллект для них выступает мерилом всего душевного содержания. Они часто недо-оценивают интеллект женщин и необъективно его воспринимают. Это связано с традиционным воспитанием. С раннего детства мальчики становятся членами так называемого мужского клуба и начинают верить, если они сильнее девочек, то значит они умнее и лучше. Поведение отцов, дедов и старших братьев только подтверждает такие выводы. Свою лепту вносит и устное творчество в виде анекдотов о женщинах за рулем, тещах и «глупых» блондинках. Но мужчинам следует знать, что большинство женщин, согласно социологическим опросам, испытывают раздражение, когда это слышат.
У мужчин гораздо более приземленные устремления в области образования, они реже, чем молодые женщины, стараются закончить высшее учебное заведение. Более высокие цели в карьере, которые ставят перед собой юноши, объясняются завышенной самооценкой и отсутствием реального понимания вещей. Устремления девушек более реалистичны, среди них значительно меньше мечтающих стать звездами кино, шоу-бизнеса, большого спорта, что свидетельствует о более ранней зрелости. Девушкам надо знать, что женщина, посвящающая себя развитию интеллектуальных спо-собностей, углублению профессиональных знаний, воспринимается большинством мужчин излишне эмансипированной. Они неуютно себя чувствуют с партнершей, ко-торая зарабатывает больше, лучше водит автомобиль, лучше разбирается в технических устройствах.
Мужчины, как правило, считают, что в первую очередь женщины должны вдох-новлять и поддерживать партнеров, а уже потом думать о своем совершенствовании. Поэтому, милые дамы, не спешите при первом знакомстве демонстрировать ваши вы-дающиеся способности, это может отпугнуть потенциального партнера, нанеся удар по его самолюбию.
У мужчины интеллект – всегда достоинство, а у женщины очень часто – недостаток, мешающий проявлению ее женских начал. Развитый интеллект парализует в ней женственность. Она пытается рационально решить свои проблемы, но интеллект хорош и необходим в решении объективных задач и беспомощен в поисках выхода из чувственных тупиков души. Ум сердцу не приказчик! Интеллект плодотворен только в сочетании с другими сторонами личности, непропорционально развитый он вредит межличностному общению.
Проведенные учеными исследования показали, что в общении супругов и близких людей их интеллектуальные особенности занимают одно из важнейших мест. Совпадение интеллектуальных интересов является важнейшим фактором гармонии, обогащает человека, расширяет его кругозор, благоприятно сказывается на общении. Высокий интеллектуальный уровень партнеров позволяет согласовать жизненные позиции, взгляды на окружающий мир и свое место в нем. Наиболее показательными признаками интеллектуальной гармонии являются взаимопонимание, одобрение жизненных позиций партнера, уважение к нему как к члену общества. Здесь очень уместны слова Антуана де Сент-Экзюпери, сказавшего, что любовь – это не когда вы смотрите друг на друга, а когда смотрите в одном направлении.
Причинами интеллектуальной дисгармонии являются различия в образовании, возрасте, культурном развитии, что ведет к отсутствию интереса общения, неприятию жизненных ценностей, непониманию и неуважению. В отличие от других видов дис-гармонии интеллектуальная отчетливо осознается партнерами. Уровень интеллектуаль-ного общения не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают са-ми партнеры, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагопри-ятным. Каждый отдельно взятый человек – это личность, уникальная и неповторимая, со своим мировоззрением, влияющим на установление гармоничных взаимоотношений.
Интеллектуальная совместимость чаще всего – плод нашей воли, сознания и по-ведения. Создавать ее приходится без перерывов, ведь все меняется – привычки, взгля-ды, пристрастия, уклад жизни – и ко всем этим переменам надо приспосабливаться. Всесторонняя совместимость встречается редко, но и неполной совместимости обычно хватает для хороших отношений, если к ней бережно относиться. Необходимое взаи-мопонимание обеспечивается сходством представлений о мире, жизни, ситуации, а способности, навыки и опыт могут быть различными. Вероятно, вы замечали, что ваши друзья во многом похожи на вас. Они, как правило, обладают одинаковым с вами уровнем интеллекта и образования, сходными интересами, возможно, работают в одной области. Интеллектуальное общение с другом позволяет затронуть любую волнующую тему, высказаться и услышать мнение человека, которого ты уважаешь. Такое общение доставляет моральное удовлетворение и не напрягает потому, что его участники, зная личностные качества друг друга, интересы, убеждения, могут предвидеть возможные негативные реакции на обсуждаемые вопросы и не доводят дело до конфликта.
Настоящее уважение и желание общаться возникает с того момента, когда пред-полагаемые партнеры начинают видеть друг в друге людей с интересным внутренним миром, не противоречащим, а дополняющим их собственный мир. Как мужчинам, так и женщинам внушают доверие люди, являющиеся специалистами в тех областях знаний, которыми они занимаются на работе и в свободное время. Всегда хочется встречаться с тем человеком, с которым интересно вместе проводить время.
Старайтесь обсуждать с партнером то, что кажется ему интересным – его работу, хобби, отдых. Если ваша подруга интересуется стихами, домашними животными, не-традиционной медициной – поспешите в библиотеку и не выходите оттуда, пока не станете экспертом в этих вопросах. Если друг любит футбол, автогонки, компьютеры – срочно выписывайте спортивную газету, регулярно смотрите по телевизору репортажи с этапов гонки «Формулы -1», запишитесь на курсы по программированию. И говорите, говорите об этом! Демонстрируя интерес к тому, что дорого партнеру, вы выделяете себя среди всех остальных его знакомых, увлеченных только своими де-лами.
«Гибкость ума может заменить красоту», – считал Фредерик Стендаль. Кто-то скажет, что это не ум, а хитрость. Но то и другое является проявлением интеллекта, а добросовестно приобретенные знания не обман, они позволяют вам подняться на более высокую ступеньку общения, как с партнером, так и с другими людьми. Многие, от-крыв для себя новое увлечение, становятся его фанатом даже в большей степени, чем тот человек, который их к этому приобщил.
Ученые считают, что оптимальное межличностное общение устанавливается у партнеров с глубоким интеллектуальным родством и близкой половой силой. Но отсутствие интеллектуального родства, следовательно, и привычки к интеллектуальному общению не критично и, как правило, не ведет к разрыву. Недаром Франсуа де Ларошфуко говорил: «Ум всегда в дураках у сердца». Чаще люди расстаются вследствие проблем в эмоциональном общении.
Двое любящих людей могут сохранять и углублять привязанность друг к другу несмотря на противоположность мнений практически по любому вопросу. Противопо-ложность интеллектуальных суждений не будет препятствием для любви до тех пор, пока один или оба партнера не потеряют эмоциональный контакт. Не многим из нас удается добиться широкого признания обществом своего труда. Особенно болезненно к этому относятся мужчины, ставящие в отличие от женщин более высокие цели в работе и творчестве. Милые дамы, для многих из вас это шанс. Не оценило по достоинству общество вашего мужчину – оцените вы! Перевод интеллектуальной составляющей общения в эмоциональную сделает вас незаменимой для человека, нуждающегося в моральной поддержке.
<< | >>
Источник: Сушко Е. И.. ФОРМУЛА ЛЮБВИ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ. 2007

Еще по теме P3 – ПОТРЕБНОСТЬ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ:

  1. Потребность в общении
  2. P2 – ПОТРЕБНОСТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ
  3. P1 – ПОТРЕБНОСТЬ В СЕКСУАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ
  4. КУЗНЕЦОВА И.В. ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДОВЕРИТЕЛЬНОМ ОБЩЕНИИ
  5. Ю.В Хаматвалеева, Э.А. Кузнецова ЗНАЧИМОСТЬ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЛИЦ
  6. Ложечкина Анна Дмитриевна ИЕРАРХИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОГНИТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАРУШЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ГЕНЕЗА
  7. Потребности. Виды потребностей
  8. Потребности
  9. ПОТРЕБНОСТИ.
  10. ПОТРЕБНОСТЬ В ДУХОВНОМ
  11. 2.4.1. ПОТРЕБНОСТИ
  12. Удовлетворение потребностей
  13. Потребность в осознании
  14. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОИДЕНТИЧНОСТИ