ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ.

Программирование двигательных действий должно, во-первых, предусматривать параметры движений (пространственные, скоростные, темповые, величину необходимого усилия) и, во-вторых, ход движений в деталях.
Первая функция коррелирует с задающим механизмом, вторая — обеспечивающая «кинетическую мелодию» — с программирующим механизмом (Л. В. Чхаидзе [1965]). И принятие решения, и программирование связаны со способностью человека «заглядывать вперед», т. е. экстраполировать будущее.
Частным видом экстраполяции является антиципация, или упреждающее реагирование на какие-то сигналы, движущиеся объекты.
Предвидение во многих случаях не может быть абсолютным, а носит вероятностный характер: даже при безусловно- и условно-рефлекторном реагировании статистический аппарат мозга вычисляет наиболее вероятный вариант действия, позволяющий достигать цели, или вариант ответа на сигнал.
Способность сопоставлять поступающую информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о прошлом опыте и строить на основании всех этих данных гипотезы о предстоящих событиях, приписывая им ту или иную вероятность, названа вероятностным прогнозированием (И. М. Фей- генберг, В. А. Иванников [1978]).
Различают объективную и субъективную вероятность. Первая характеризует, например, частоту возникновения той или иной ситуации. Вторая — это ожидаемая частота события. Субъективная вероятность может не соответствовать объективной. При отсутствии информации, когда, например, человек приступает к выполнению незнакомой задачи, он исходит из осознанного или неосознанного допущения, что события равновероятны; в действительности же, например, какое- то одно событие может случаться чаще других. Это приводит к тому, что сначала человек допускает при прогнозировании много ошибок. Приобретая опыт, он начинает приближать субъективную вероятностную оценку событий к объективно существующей вероятности, в результате чего его поведение становится адекватным ситуации. Память, участвующая в программировании, должна хранить сведения не только о минувших событиях, но и о вероятности их наступления, и о связях между наступлением разных событий (И. М. Фейгенберг, В. А. Иванников). Известную роль в вероятностном прогнозировании играют эмоции, которые, по мнению П. В. Симонова [1975], могут восполнять недостаток информации и, окрашивая ситуацию в тот или иной эмоциональный фон (приятный или неприятный), повышать или понижать субъективную вероятность ответной реакции.
Программирование действий и деятельности осуществляется в трех возможных вариантах: при наличии полной информации, при наличии частичной информации и при полном отсутствии информации.
Эти варианты соответствуют вероятности от единицы до нуля. При вероятности, равной единице, предусматривается жесткая программа деятельности; поиск как таковой отсутствует. Например, спринтер знает, что при выстреле стартера нужно начать бег. При абсолютном отсутствии информации вероятностное программирование бесполезно, поэтому при полной неопределенности поиск осуществляется методом «проб и ошибок» (У. Эшби [1964]), т. е. сводится к случайному (слепому) получению полезного результата (это соответствует внешнему поиску объекта удовлетворения потребности. К последнему варианту достижения цели ученые относятся по-разному. Одни считают его универсальным биологическим методом адаптации, другие считают частным случаем и его обусловленность видят только в отсутствии информации. Очевидно, к оценке этого способа надо подходить дифференцированно, как это делал У. Эшби: если видеть в нем просто попытку достижения цели, то это действительно «второсортный» способ; если же рассматривать его как вариант получения информации, необходимой для достижения цели, то этот способ может играть большую роль в приобретении опыта.
При промежуточном варианте (когда человек обладает неполной информацией), который встречается наиболее часто, прогнозирование затруднено и осуществляется различными способами (А. В. Родионов [1971]):
1. Человек предпочитает действовать по «жесткой» программе.
2. Он выбирает несколько вариантов и действует то по одному, то по другому варианту.
3. Он не имеет заранее обдуманного решения и действует в зависимости от ситуации, что требует высокого развития тактического мышления.
По окончании программирования следуют сигнал к реализации программы и выполнение самой программы (действие или деятельность). Этому этапу на рис. 3.1 соответствует блок Г.
Однако на этом процесс управления не заканчивается. Человек должен знать, как поэтапно и в целом осуществляется программа и в случае отклонения от нее вносить исправления, возвращающие систему в запрограммированное русло. Контроль за действиями осуществляется с помощью обратной связи и акцептора результата действия (аппарата сличения).
<< | >>
Источник: Ильин Е. П.. ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ 2-е издание. 2009

Еще по теме ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ.:

  1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БЛОКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ
  2. 5.3.1. СТИЛЬ ПРОГРАММИРОВАНИЯ СТРУКТУРНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
  3. Лекция 10. Формирование умственных действий. Ориентировочная основа действий.
  4. 3.2.1. ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
  5. 4.5.2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
  6. 3.2.2. ЦЕЛОЧИСЛЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
  7. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
  8. 1.2. СТИЛЬ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
  9. ПЕРЕМЕНА ДЕЙСТВИЯ: «ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ»
  10. ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА.
  11. Методы решения задач линейного программирования.
  12. 1.3. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
  13. КЛАВИШНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ МЕНЮ