Созидание характера

Характер человека— это слепок его души, на который жизнь наложила свой отпечаток. Характер формируется и развивается только изнутри, хотя и присваивает себе извне то, что ему нужно.
Он выковывается обстоятельствами жизни, причем каждое новое событие, новый опыт увеличивают его силу.
Всякие чувства и мысли, как бы пи были они мимолетны, оставляют свой след в формирующемся характере.
Развитие характера следует считать одной из главнейших составляющих человеческого прогресса. Жизнь не дает нам истинного удовлетворения, пока мы не признаем того факта, что только через развитие характера мы способны достичь того наивысшего предела, который запрограммирован нам судьбой. Духовный голод не дает нам покоя и будет постоянно гнать к достижению этой человеческой цели. Успех будет следовать за успехом по мере того, как человек станет совершенствовать свой характер, и все новые области будут раскрывать перед ним свои дали. Все материальные завоевания человека со временем могут превратиться в прах, но все приобретения характера будут принадлежать ему вечно.
Стоит только человеку немного проанализировать свое представление о самом себе, чтобы убедиться, до какой степени оно внешнее, не соответствующее реалиям. В нашей собственной жизни мнение нашего окружения является, пожалуй, главным источником, доставляющим "глину и краски" для нашего слепка. Мы слышим, как наши друзья и близкие говорят о нас. красивы мы иль некрасивы, глупы, умны, невежественны или образованны, влиятельны, значительны или нет, — и постепенно из этого множества отражений "кривых зеркал", по мере того, как уходят годы детства и юности, мы объединяем массу разнообразного и подчас не соответствующего истине материала вокруг того центра сознания, который является нашим духовным "я". Всякое настоящее усилие в созидании характера имеет целью выявить наше истинное духовное "я", лежащее в основе нашей личности, и развить силы характера так. чтобы они проявились через личность и изменили ее.
Наша жизнь имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — это жизнь, в которой человек чувствует, мыслит и действует, сохраняя свое собственное равновесие, внешняя жизнь включает в себя наше тело со всеми его запросами и потребностями.
Только того человека, у которого внутренняя жизнь управляет его телом, окружением и поведением, приспосабливая все обстоятельства к своим собственным целям, по праву можно назвать человеком с характером, то есть таким, кто велик своим внутренним содержанием, у кого сила души — выше, чем сила привычек, тела и окружения. Такой характер обнаружит себя во всех мелких случайностях жизни, живет ли человек изо дня в день без определенного плана, но в соответствии с известными принципами, как это бывает со многими людьми с характером, или же он работает во имя достижения определенной цели. Таким образом, человек с характером живет как бы изнутри, налагая твердую печать на свой маленький мир, и потому он одновременно и добр, и велик.
Примеры людей с характером можно найти на всяком жизненном поприще. Ими пестрят тысячи исторических и современных имей. На каждого человека, имя которого стало общеизвестно, приходятся сотни других, не менее великих, которые сражались на поле любви, мысли или действия вдали от общественного внимания, часто не имея ничего, что способно было бы обратить на себя внимание. Таковы многие из тех, кто пожертвовал удобствами и комфортом жизни ради достижения своих идеалов, — молодой писатель, чувствующий в глубине души красоту слова и готовый скорее умереть с голоду на чердаке со своей музой, чем жить в комфорте без нее, коммерсант или юрист, сохраняющие честность среди сотен соблазнов; ученый, отдающий свое время и деньги из преданности идее. Каждый из них видел в глубине своей души проблеск какой-либо великой возможности и отдал ей всего себя.
К лучшим, качествам человеческого характера принадлежат:
1. Любовь и доброта;
2. Мужество, твердая воля, настойчивость;
3. Знание, мудрость, понимание, умение.
Все прочие хорошие качества человеческой души имеют строгую, прямую связь с этими тремя главными качествами. Так, любовь и доброта порождают сострадание и сочувствие при виде горя или несчастий окружающих; честность и справедливость — качества, учащие нас уважать чужие права; благодарность — заставляющую помнить оказанные нам услуги и помощь; дружбу — делающую для нас дорогими чужие интересы; вежливость, учтивость — делающие нас приятными в обществе.
Из мудрости и знания проистекают: благоразумие, то есть умение верно избирать средства деятельности, предвидеть и предупреждать возможные препятствия; снисходительность — приучающая нас смотреть на ошибки других как на несчастья и извинять их; великодушие — стремящееся только к истинному достоинству; умеренность — учащая нас, как избегать излишеств и уменьшать нужду; простота обращения — которую можно назвать зеркалом истины; благородство души — предпочитающее добрую славу материальным выгодам; терпимость — как противоположность фанатизму.
Мужество и просвещенная настойчивость дают начало умению владеть своими страстями. Ими же обусловлены: прямота в достижении цели: бескорыстие — как противоположность стяжательству: откровенность — не боящаяся громко говорить необходимые истины; терпение — учащее переносить то, что нельзя устранить; постоянство—служащее для достижения поставленных целей; предприимчивость — не теряющая духа среди опасностей; героизм — приносящий самого себя во благо общества.
Непременным условием силы характера является присутствие одновременно всех трех главных качеств — любви, мужества и умения.
Желание добра и умение его сделать, однако, не приведут еще ни к чему, если в человеке недостает мужества исполнить задуманное. Без доброты и настойчивости умение будет ненужной. пустой роскошью; без умения и настойчивости доброта окажется пустым воздыханием и, наконец, настойчивость, лишенная поддержки умения и доброты, приведет только к разрушению вместо созидания.
То, что исходит из души, всегда несет в себе добро и величие, ибо понимание, воля и любовь вместе работают внутри этого святилища для одной общей цели. Только когда люди забывают свое предназначение в жизни и становятся хищными животными, одаренными человеческими умом и знаниями, — величие и добро покидают их, сколько бы шума в мире ни производили эти люди.
Для развития характера человеку нужен ум, находящийся под строгим контролем устойчивого настроения, чтобы каждая приходящая или возникающая мысль или эмоция могли поляризоваться им. Точно так же, как архитектор, интересующийся своей профессией, проходя по улице, замечает подробности каждого увиденного им строения в силу профессионального навыка обращать внимание на эти веши, как начинающий автомобилист замечает форму и качество всякой встречающейся ему машины, так и преобладающее в человеке настроение должно заставить его видеть значение каждой веши и каждого события, встречающихся на пути, в свете того действия, какое они оказывают на созидание характера.
Чтобы поднять свой характер на значительно более высокий уровень, нужно прежде всего понять, что предстоит длительная работа, такая же точная и планомерная, какая нужна для постройки дома: собрать и подготовить разные материалы и использовать их по определенному плану. Основой всякого строительства служит фундамент. Фундаментом развития твердого характера служит мужество. Нужно попять, что такое мужество, но не отвлеченно, как это проявляется в делах героев отдаленного прошлого или настоящего, а вашей собственной жизни, какова бы она пи была. Едва ли есть еще хоть одно качество характера, которое бы прямо или косвенно не опиралось на мужество. Ребенок в первый раз говорит неправду под влиянием страха, когда родители ставят его в безвыходное положение. Молодой адвокат впервые допускает в своей практике сомнительное доказательство из страха потерять репутацию. О многих людях можно с уверенностью сказать, что они не только не будут мужественно отстаивать свои убеждения, но променяют их на благосостояние и обеспеченность, не говоря уже о славе.
Страх — это эмоция, противная прогрессу: она не только разрушает основы характера, но и тормозит на 90 процентов ту самобытную и прогрессивную работу, на которую люди способны, и постоянно возвращает их обратно к старым методам работы, старым общественным привычкам или старой религиозной зависимости.
Нам стоит только проанализировать свою жизнь, чтобы убедиться, до какой степени мы опираемся на других, а ведь это качество оказывает роковое влияние на развитие нашего характера. Л. Толстой в своем рассказе "В чем моя вера" показал, как люди по свой слабости благодарны тем, на кого им позволено опереться, особенно в вопросах религии. Из-за этой слабости человек постоянно отчаянно цепляется за нелогичные верования, которые разделяет большинство, и когда эти верования подвергаются нападкам, он с яростью животного борется за подпорки, поддерживающие его жалкую жизнь.
Все это должно быть оставлено раз и навсегда, если вы решили сформировать сильный характер. Когда вы закладываете для него фундамент мужества, воли, вероятно, придется отбросить большую часть подобных подпорок и усердно работать над тем. чтобы заменить их своими принципами, продиктованными совестью.
Такая работа необходима не только для вас самих. Каждый шаг вперед в развитии общества сначала был сделан одним человеком сильного характера, который имел мужество смело взглянуть в лицо социальной или религиозной несправедливости. Не менее выдающуюся роль играло мужество и в области открытий, изобретений, в развитии науки и философии. В общественной и личной жизни, в больших и малых делах мужество есть основа успеха. В перечне качеств, которые делают возможным для человека развитие в направлении божественности, мужество занимает первое место.
Для формирования в себе мужества, человек должен находиться среди трудностей и постоянно делать над собой усилия для их преодоления. Наша жизнь устроена так. что в ней каждый встречает предостаточно трудностей. Главное —не пасовать перед ними, а научиться их преодолевать.
Те вещи, которые трактуются как приятные, являются такими же испытаниями для характера, как и те, от которых мы отворачиваемся. Богатство столь же опасно, как и нищета, а умение поддерживать здоровье не менее трудно, чем борьба с болезнью. У человека должна быть вера в жизнь. Препятствия на пути к успеху в большей части существуют внутри нас самих.
Помимо фундамента, важной частью любого строения являются стены. Последние должны отличаться двумя важными качествами: чтобы обладать одновременно высотой и устойчивостью, степам необходима абсолютная прямизна и надежность, а материал для них должен быть высокого качества, без изъянов.
Роль степ в построении сильного характера должно играть качество правдивости. Чтобы здание характера было высоким и крепким, его стены должны отличаться прямотой и неколебимостью совершенной истины. Ум не нуждается в слишком большом количестве знаний, однако то знание, которым он обладает, должно быть точным. Человек обязан сделать свои мысли ясно очерченными и определенными и следить за тем, чтобы они не искажались личными желаниями.
Чтобы обеспечить успех этой работы, нужно желать истины прежде всего. А это значит быть готовым познавать вещи в точности такими, как они есть, а не искаженными нашим желанием видеть их иными. Желание же без решимости становится причиной большой слабости.
Может случиться, что возведенные нами степы окажутся ненадежными, что здесь или там в мелочах жизни мы искривили их или ослабили своей нечестностью, лицемерием, либо вложили в них негодный материал самообольщения, сделавшего их слишком высокими. Каждый вложенный в стены плохой кирпич, каждый момент небрежности в мастерстве пашей работы грозит опасностью всему зданию и наверняка принесет нам много испытаний и борьбы когда-то в будущем. В переводе на привычный язык это означает, что каждое обольщение самого себя или других вызовет одну ложь задругой в мыслях, словах и действиях, пока все здание не рухнет.
Работа формирования сильного характера чрезвычайно трудна, поскольку вполне возможно, что вы принадлежите к одной из двух категорий несчастных людей: которые привыкли переоценивать свои силы, или тех, кто недооценивает их. В первом случае вы будете приписывать лучшее значение своим мыслям и делам, во втором — худшее. Существует только один путь, способный вывести из этих затруднений: вы должны приводить себя в момент суждений в состояние, известное у йогов под названием "самадхи" (то есть "оторванность"). Это значит, что ум в своем суждении не окрашивается и не возбуждается личными желаниями, обусловленными его привязанностями к удовольствию или боязнью страдания. На время самоанализа человек должен откладывать в сторону все свои желания, так чтобы его суждения о себе были столь же объективными, как и суждения о посторонних людях.
Необходимо положить начало общей привычке в честности по отношению к самому себе. Многие люди ради собственного самоудовлетворения склонны переоценивать то, что принадлежит им самим, и недооценивать то, чем обладают другие. Так, молодой влюбленный считает, что его возлюбленная — самое прелестное создание на земле; чувство молодой матери шепчет ей, что нет ничего чудеснее ее ребенка; всякий верующий считает свою религию лучше религий других народов, не имея ни малейшей тени оснований для такого убеждения. Одни люди гордятся тем, что они — профессионалы, другие—тем, что они бизнесмены. Некоторые женщины привержены современным нравам, между тем как многие из тех, что имеют толстые лодыжки, уверены, что короткая юбка очень нескромна. Неправда в отношении самого себя не способна надолго увеличить счастье.
Еще одна форма приверженности к истине выражается в отношении к своей работе.
Только один вид работы может быть назван служением истине, при которой внимание уделяется качеству, а не количеству. Всякий раз, когда вы делаете что-то лучше, чем раньше, — вы тренируете глаза, руки, нервы и мозг и развиваете некоторую добавочную силу самообладания и воли. Но если вы выполняете эту работу тысячи раз одним и тем же способом, безо всякого усилия сделать лучше, — вы приобретаете лишь легкость исполнения, выработанную привычкой. Легкость не представляет большой ценности для души, хотя и имеет свои преимущества в жизни, и она способна даже повести кого-то по ложному пути, как, например, в случае, когда легкость речи соблазняет говорить слишком много без достаточного запаса мыслей.
Критика со стороны окружающих также очень полезна, при воспитании характера. Вместо того чтобы принимать ее с неудовольствием и раздражительностью из-за тех препятствий, какие она, вероятно, создает для вашей внешней жизни, — лучше бы было разобраться в ней ради зерна истины, какое критика почти всегда несет в себе.
Весьма важен вопрос и об истине в отношении других. Обман не только развращает характер того, кто прибегает к нему, по подтачивает благополучие всего общества. Если кого-то обманули однажды, у него появляется склонность видеть обман и в другом месте. У людей формируются недоверие и подозрительность, грозящие расстроить социальный прогресс. Тот, кто ложью развращает общество, может быть уверен, что встретит, как воздаяние за это, презрение со стороны окружающих. Обман допустим лишь в редких случаях, а лучше всего — никогда.
Важная черта характера — умение видеть и ожидать добро и величие во всех людских начинаниях. Мы никогда не знаем, откуда придет та сила, которая способна вызвать в мире переворот к добру. В истории всегда повторяется одно и то же: все великое и доброе возникает в мире в наиболее безвестных уголках и там, где менее всего можно было бы ожидать его появление. Но неизменно это происходило через людей с подлинным характером — сильной волей, глубоким проникновением и любовью к близким того маленького мира, который им достался.
Когда человек приступает к формированию собственного сильного характера, он должен прежде всего следить за тем, чтобы его мотивы не были себялюбивы, то есть чтобы они не направляли его к целям, определенно вредным для других или имеющим в виду низведение их на более низкий уровень. Каждый человек нуждается в свободе для развития своих сил, поэтому недопустимо даже малейшее стремление к власти над людьми. Лучше всего помогать другим не проявлением над ними своей воли, а пробуждая их собственные силы и способности.
Создание характера во многом обусловлено умением воспитывать свои эмоции. Каждая из них, родственная гневу, ненависти, бессердечной гордости или себялюбивому страху, должна быть превращена в эмоцию доброжелательства и благосклонности, так чтобы она не могла причинить никакого вреда другому человеку и лично вам. Есть маленький ключ, один поворот которого способен превратить всякую недобрую или лишенную любви эмоцию в ей противоположную, укрепляя таким образом пас самих и улучшая ваши отношения с окружающими. Для поворота этого ключа требуется, контролируя свою мысль, просто совершить акт доброй воли. Вы должны перестать думать о вашем собственном сознании, а вместо этого подумать о лице, пробудившем в вас нежелательную эмоцию. Если, например, вы внезапно почувствуете горделивое презрение к кому-либо, кто, быть может, стоит на более низкой ступени, чем вы, то достаточно только перестать созерцать с самоудовлетворением ваше собственное превосходство, и вы перенесете центр вашего сознания в душу того человека и почувствуете, до некоторой степени, о чем он думает и переживает. Тогда ваше презрение превратится в сострадание и желание возвысить этого человека.
Если ваш друг в минуту гнева сказал вам что-то оскорбительное, то, повернув ключ, вы поймете, в каком виде представляется ему мир в тот момент, с сочувствием отнесетесь к той заботе, которая растревожила его душу, и ответите ему с полным благожелательством вместо гнева. Если ваш начальник как-то особенно недружелюбно встретил вас, то вместо того, чтобы справиться со страхом и чувством жалости к себе, вы подумайте, какой случаи, не имеющий к вам никакого отношения, вывел его из душевного равновесия.
Как правило, ничто в человеке не является только хорошим или только плохим. Это касается и эмоции. Недостатки характера — это обратная сторона его достоинств: яркие достоинства чаще всего уравновешиваются не менее яркими чертами, которые к достоинствам никак не отнесешь. Поэтому при знакомстве с человеком, при общении с ним нужно быть готовым к тому, что сначала мы в нем чего-то не замечаем, но, возможно, позже кое-что обнаружим, не очень нам приятное.
Черты характера, которые мы называем эмоциональными пороками (например, себялюбие, легкомыслие, леность), часто являются следствием чрезмерно сильного развития каких-то положительных качеств. Так, сильный и мужественный человек нередко бывает эгоистичным. Ему нужно обратить внимание на развитие в себе чувства любви и сострадания к людям.
Деловых успехов можно достигнуть, обладая известными качествами ума, характера и темперамента. Человек с помощью силы мысли и силы воли способен настолько развить свой характер, насколько этого требуют интересы дела. Необходимые качества характера —решительность, мужество, уверенность, настойчивость, терпение, энергия, честолюбие, осторожность — у каждого человека присутствуют в той или иной степени. И каждый знает, каких именно качеств ему недостает. Чаще всего он не скажет об этом ни друзьям, ни жене, но осознание того, что именно данных качеств ему не хватает, таится в глубине души.
Нет никакого сомнения в том, что если бы человек знал, как изменить свой характер к лучшему, он, безусловно, действовал бы в этом направлении. Но часто у него нет уверенности и настойчивости мысли и воли для достижения этой цели, нет желания утруждать себя.
Не существует чудесного лекарства, которое могло бы оказать воздействие на ваш характер. Желаемого результата достигают только благодаря применению закона духовного превосходства.
Следует помнить, что мы и в физическом, и в духовном смысле — результат наших собственных привычек. Наш характер во многом обусловлен системой определенного мышления, отчасти — наследственными факторами. Но главное в том, что мы неизменно двигаемся по линии наименьшего сопротивления, у нас не хватает силы воли, решимости и настойчивости для того, чтобы переделать себя.
Тем не менее существует очень простой и практичный способ достичь этой цели. Мы уже говорили, что человеческий разум обладает активной и пассивной функцией. Пассивная функция, хотя и не обладает свойствами активной, все же правит нами, если мы не умеем с ней обращаться. Она является функцией привычек. На нее легко влиять благодаря тому, что она не обладает устойчивостью. Внушайте ей постоянно что-либо, чего бы вы хотели добиться, и она согласится, привяжется к этой мысли так, как уже была привязана к другим. В этом заключается секрет уничтожения мыслительных привычек, а через них — и привычек действия, настроения, характера. Внушение, под руководством которого действует пассивная функция, может исходить из нашего активного разума или от разума окружающих.
Для уничтожения старых мыслительных привычек и замены их новыми годятся несколько способов. Одни из них достигают цели с помощью прямого усилия воли; другие — при помощи внушения опытного гипнотизера; третьи — при помощи самовнушения, исходящего от вашего активного разума; четвертые — при помощи особого приема, называемого "поглощением мысли".
Уничтожить мыслительные привычки при помощи прямого усилия воли — тяжелая вещь. Этот способ может принести успех только сильным духом, между тем как слабые приходят в уныние, испытывают отчаяние. Здесь успех достигается при помощи укрепления активной функции разума вашей волей.
Такой же результат достижим с помощью гипнотического внушения.
Но здесь нельзя доверяться шарлатанам, а только лишь профессиональным гипнотизерам, осведомленным о методах устранения ненужных мыслительных привычек. Решаясь на гипнотическое воздействие, нужно соблюдать большую осторожность.
Наиболее эффективным следует считать метод самовнушений, особенно если он сопровождается поглощением мысли. В этом случае вы просто постоянно повторяете пассивному разуму, что у вас существуют новые привычки (не обращая внимания на старые), и пассивный разум, несмотря на то, что вначале оказывает сопротивление, в конце концов примет то, что вы навязываете ему как истину. Он усвоит новые мыслительные привычки как свои собственные мысли, подобно тому, как поступают многие люди в подобных обстоятельствах.
Способ поглощения мыслей заключается в том, что вы приводите себя в полнейшее пассивное состояние, делая частые промежутки и напряженно сосредоточиваясь на идее, что новая мыслительная привычка существует. Представляйте себя с помощью своего воображения человеком, который уже обладает желаемым качеством. Вы должны постоянно сохранять эту мысль, всегда представлять себя тем, кто обладает данной привычкой, — в каждый свободный момент, днем и ночью, стараясь при этом всеми способами укреплять себя в этом убеждении. Способ кажется очень простым, а достигаемые с его помощью результаты чуть ли не граничат с чудом.
Комбинация поглощения мыслей с самовнушением является идеальным средством формирования новых черт характера. Воображаемые вещи превращаются в реальные в самый короткий срок.
Вот некоторые упражнения, которые окажут помощь в занятиях с поглощением мысли:
1. Устраните отвлекающие мысли и углубитесь в себя, уединившись в изолированное от всякого шума место.
2. Непринужденно расположившись на диване, расслабьте мышцы, устраните нервное напряжение и всякое беспокойство. Делайте медленные и глубокие вдохи, немного задерживая дыхание перед выдохом, до тех пор, пока у вас не наступит полнейшее спокойствие.
3. Все свое внимание сосредоточьте на самом себе, устранив все внешние раздражители.
4. Твердо, спокойно и упорно сосредоточьте свою мысль на слове, выражающем то качество, которым вы хотите обладать. Запечатайте его в вашем сознании. Отдайтесь этой мысли целиком и полностью. Одновременно думайте об этом качестве, о характере человека, который им обладает.
5. Представьте свой собственный образ, но такой, будто вы уже па самом деле обладаете желаемым качеством. Повторяйте про себя: "Я способен обладать этим качеством". Это удвоит вашу силу и уверенность в достижении цели.
6. Повторяйте эти упражнения как можно чаще. Они подобны капле, которая в конце концов способна пробить камень. Часто повторяемые мысли как бы увеличиваются в размере. Полезно проделывать эти упражнения перед сном, когда вы впадаете в дремотное состояние и даже во время бессонницы. Эти мысли ускоряют наступление сна.
Рассмотрим конкретный пример. Проанализировав свой характер, выберите наиболее существенный его недостаток. Затем спросите себя, каково противоположное качество, добродетель, составляющая его антитезу. Положим, вы страдаете излишней раздражительностью. В таком случае выбирайте "терпение". Во время упражнений на самовнушение и поглощение мысли постоянно думайте об этом качестве, о его значении, красоте, как оно проявляется во время враждебного вызова. Возьмите сначала одну из этих черт терпения, продумывая ее с такой полнотой, на какую вы только способны, возвращая мысль каждый раз, как только она будет отвлекаться в сторону. Освоив одну черту терпения, переходите к другой. Думайте о себе как о совершенстве терпения, как об образце терпеливой выдержанности. Заканчивайте упражнения всякий раз внутренним решением: "такое терпение я буду проявлять всегда".
Возможно, что в последующие дни вы будете по-прежнему проявлять нетерпение и выказывать прежнюю раздражительность. И все же продолжайте каждый день ту же медитацию, через некоторое время вы заметите, что при вспышке раздражения в вашем уме возникает непрошеная мысль: "Следовало быть терпеливее". Еще позже мысль о терпении начнет возникать одновременно с побуждением к раздражительности, и тогда внешнее проявление последней может быть своевременно остановлено. Если вы не остановитесь на этом и будете медитировать дальше, то импульсы к раздражению будут становиться все слабее и слабее, пока вы не убедитесь, что ваша раздражительность исчезла вовсе и терпеливое отношение к всевозможным неприятностям сделалось для вас нормой.
Такого рода опыт каждый способен провести на себе и убедиться в незыблемости закона духовного превосходства. Вы можете воспользоваться этим законом и строить таким же способом одно качество за другим, пока не создадите идеальный характер силою мысли.
Не следует забывать и обратную сторону этой прекрасной картины. Злая мысль так же действенна в смысле дурных следов, как добрая мысль в смысле хороших последствий. Мысль может ранить так же, как и исцелить, мучить так же, как и утешать. Мысли мести и гнева придают силу для нанесения смертельного удара. Вредные мысли обостряют язык клеветника, окрыляют стрелы, направленные на несправедливо обвиняемого.
Ум, населенный злыми мыслями, действует как магнит, привлекающий подобные же мысли других людей, и таким образом усугубляется первоначальное зло. Думать злобным образом есть шаг к тому, чтобы совершить зло, и испорченное воображение побуждает к осуществлению своих собственных нечистых замыслов. "О чем человек думает, тем он и становится", — есть закон для злых мыслей так же, как и для добрых.
<< | >>
Источник: СУХАРЕВ. ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. 2005

Еще по теме Созидание характера:

  1. Семінар 5. Характер. Акцентуації характеру. Невротична особистість
  2. 18 ХАРАКТЕР
  3. Глава 25. Характер
  4. 5.1. ХАРАКТЕР
  5. ХАРАКТЕР
  6. Характер
  7. Плохой характер.
  8. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА
  9. 2.5.2. ХАРАКТЕР
  10. Характер и эмоции
  11. ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ
  12. ПРИРОДА ХАРАКТЕРА
  13. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
  14. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРОВ СУПРУГОВ
  15. 25.1. Понятие о характере
  16. 25.3. Формирование характера
  17. АГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА