СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Всякая проблема имеет множество решений. Единственная трудность – найти среди них правиль-ное.
Основное отличие человека от животных связано со сферой сознания. Эволюция развила в человеке способности мыслить, рассуждать, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы.
На во-прос «Что такое сознание?» вряд ли можно дать точный ответ. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в проявлениях сознания нет зако-номерностей и что оно непознаваемо. Понятие «сознание» прошло долгий путь разви-тия, получило различные трактовки в разных философских системах и школах. Приве-ду одно из его определений, достаточно сложное, но понятное: «Сознание – это выс-шая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающая-ся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном по-строении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само-контролировании поведения человека». Сознание является одной из главных тем в ис-следованиях философов и психологов, это нашло свое отражение в многочисленных литературных и научных трудах. Значительный вклад в эту область знаний внесли ве-ликие философы и ученые Декарт, Спиноза, Кант.
Наряду с сознательными формами отражения действительности для человека ха-рактерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Термины «бессо-знательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в литературе и в обыденной жизни. Можно заметить, что возникновение некоторых мыслей, всплываю-щих в голове, мы не можем объяснить, непонятно откуда и как они возникают. Всем приходилось слышать такие фразы: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось». Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека, многие решения могут возникнуть и формиро-ваться на неосознаваемом уровне. Есть много различных точек зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с созна-нием. Сознание и проявление бессознательного давно изучаются специалистами, но до сих пор не удается решить проблему ни с материалистических, ни с идеалистических позиций.
Как зарождается бессознательное? Каждый из нас вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти детские переживания, не воспринимае-мые сознанием взрослого, не пропали бесследно. В психическом мире так же как и в природе, ничто не исчезает бесследно, вытесненное из сознательной душевной жизни уходит в бессознательное. Сознание должно получать и обрабатывать все новые и но-вые впечатления от внешнего мира, переживать текущее эмоциональное состояние. Одновременный анализ сознанием старых и новых чувств практически невозможен, как и объективная оценка их важности для организма. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся внутренняя борьба. Только вытеснение пережитых удовлетворенных или неудовлетворенных чувств из сознания дает возможность сохра-нить сознание для новых чувственных восприятий и удержать психику в равновесии. На пути своего развития человеку приходится отказываться от многого, но более всего в сексуальной области, и эти отказы и другие, не приведенные в исполнение желания, вытесненные в бессознательное, могут привести к значительным проблемам с психи-кой.
Особый вклад в изучение проблем бессознательного внес венский профессор психиатрии, знаменитый ученый Зигмунд Фрейд. Среди психологов доктору Фрейду принадлежит особое место как автору учения о бессознательном, названного психо-анализом. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию. Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные формы психической жизни из бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой успех. Учение позволяет проникать в бытие человека на большую глубину, в отличие от классического сознания или, как иногда говорил сам автор, в «преисподнюю» психики. Ранее счита-лось, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд по-казал, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт неосознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы серьезно отягощают жизнь и даже становятся причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, бессознательными побуждениями.
В 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого гипнотизера Бернгейма. Пациент-ке было внушено приказание через некоторое время после пробуждения раскрыть сто-явший в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, дама в назначен-ный срок в точности выполнила приказанное – прошла в угол и раскрыла зонтик. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила, что будто бы хотела убедиться – ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно не соответствовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман, но сознанию пациентки он вполне удовлетворял. Она искренно была убеждена, что раскрыла зонт по собственному желанию. Далее Бернгейм путем настойчивых расспросов и подсказок заставил, наконец, пациентку вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное во время гипноза. Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, ставших основой его концепции бессознательного:
– мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответ-ствует действительным причинам поступка;
– поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания;
– эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания.
Так родился метод исцеления души, названный психоанализом.
В общем плане психика человека, согласно Фрейду, представляется разделенной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Он считает бессозна-тельное центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а со-знательное – лишь особой инстанцией, надстраивающейся над ним. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни. При неудачном ходе борьбы бессознательное может стать источником серьезных нервных заболеваний. Бессознательное, по Фрейду, является продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. Процесс образования бессознательного носит закономерный характер и совершается на протяжении всей жизни человека с самого момента его рождения. Этот процесс носит название «вытеснения». Содержание бессознательного из случайных разрозненных переживаний объединяется в комплексы. Комплексы – это связанные группы переживаний, преимущественно сексуального характера, в основном общие для всех людей. Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения.
Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутренними раз-дражениями организма. Внутренние раздражения имеют телесный источник, т.е. рож-даются в организме. Психические представительства этих внутренних раздражений Фрейд называет влечениями и разделяет их на две группы: сексуальные влечения, цель которых – продолжение рода и личные влечения, их цель – самосохранение человека. Сексуальное влечение или, как называет его Фрейд, либидо присуще людям с самого начала их жизни, оно рождается вместе с телом и ведет непрерывную, никогда не уга-сающую жизнь в организме и психике.
В мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать человек, если бы он был предоставлен только принципу наслаждения, и не был связан внешними и внутренними ограничениями. Сюда входит все, что человек откровенно желал и ярко представлял себе в ранний период жизни, когда давление реальности и культуры было еще слабо, когда он был более свободен.
Согласно Фрейду, душевная деятельность подобна айсбергу, большая часть которого скрыта под водой и который управляется подводными течениями. В ней имеются не только осознанные, но и «темные» элементы, которые загнаны разумом и социальными нормами в подполье и ждут лишь момента слабости и страха, чтобы проявить себя. Фрейд создал свою структуру психики. Схема этой структуры основана на приоритете наслаждения, оказывающего решающее влияние на поведение человека, определяя его мысли и чувства, а через них и действия. Согласно его учению, слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечения, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса.
Понятием бессознательного охватывается совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся в данный момент контролю. Неосознанное может выступать как инстинкт, влечение как ощущение, восприятие и мышление как интуиция или сновидение. К бессознательным явлениям относятся: творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением», рождение новых идеей, как будто от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддающихся сознательным усилиям.
Бессознательное – не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функ-цию: они разгружают мозг от постоянного напряжения. Для человеческого разума непомерно тяжелый груз – контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не сможет результативно думать и разумно действовать, если все элементы его жизнедеятельности одновременно потребуют сознания.
Бессознательное не аморфно, а имеет структуру, элементы которой связаны меж-ду собой. Рассмотрим это на примере ощущений. Мы ощущаем все, что действует на нас. Но далеко не все становится фактом сознания. Срабатывают условные рефлексы на различные привычные раздражения органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущения. Человек не в состоянии осознанно реагировать на множество воздействий, мгновенно переключаться между ними, держать в фокусе своего внимания бесчисленные раздражители. К счастью, мы обладаем способностью отключаться от одного воздействия, сосредоточиваться на другом и не замечать третьего.
Деятельность человека в обычных условиях является осознанной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или полубессознательно. Например, просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий. В жизни у человека формируются сложные привычки, навыки и умения, в которых со-знание одновременно и присутствует, и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер. Сознание осу-ществляет самонаблюдение и в любой момент может взять под контроль автоматизиро-ванное действие, остановить его, ускорить или замедлить. Человеческая деятельность сознательна в отношении тех результатов, которые первоначально существовали в за-мысле, намерении как цель. Из всей суммы имеющихся знаний в определенный момент в фокусе сознания выделяется лишь малая их доля.
За сознанием и бессознательным человека закреплен конкретный доминирующий инстинкт, который так или иначе воздействует на поведение человека, определяет его поступки, оказывает определенное влияние на принимаемые решения. Ученые делят людей на семь типов в соответствии с семью доминирующими инстинктами. Обычно у человека доминирует один или несколько инстинктов, остальные выражены слабее и влияют на деятельность личности в соответствующих обстоятельствах. Рассмотрим основные личностные типы и характерные свойства, присущие им.
Эгофильный тип – эгоцентричность, консерватизм, готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности, отрицания риска, тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.
Генофильный (от латинского genus – род) тип – сверхлюбовь к своим детям, се-мейственность, сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей, сверхтревожность относительно будущего своих детей.
Исследовательский тип – склонность к исследовательской деятельности, склон-ность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и других областях, способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, тре-бующих риска, но интересных дел и задач, устремленность к творчеству, самоотвер-женность в реализации творческих устремлений.
Либеральный (от латинского libertas – свобода) тип – склонность к протесту, бун-тарству, предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности), стремление к независимости, склонность к реформаторству, революционным преобразованиям, не-терпимость к любым формам ограничения, к цензуре, к подавлению «я»;
Доминантный тип – склонность к лидерству, к власти, предрасположенность к решению сложных задач, приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами, готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место, приоритет об-щего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).
Дигнитофильный (от латинского diginitas – достоинство) тип – нетерпимость к любым формам унижения, готовность поступиться благополучием и социальным ста-тусом во имя собственного достоинства, приоритет чести и гордости над безопасно-стью, бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.
Альтруистический тип – доброта, сопереживание, понимание людей, бескорыст-ность в отношениях с людьми, забота о слабых, больных, миролюбие.
Как бы воспитание и жизненные обстоятельства не подавляли доминирующий инстинкт, он все равно будет оказывать воздействие через свои фундаментальные уста-новки. Более того, в случае вытеснения его в бессознательное он и из неосознанной сферы все равно проявит себя сильно и непредсказуемо. А вот реализация доминиру-ющего инстинкта в образе жизни, в профессии, в отношении к себе и другим принесет удовлетворенность, гармоничность, здоровье.
Если вдуматься, то о работе мозга, самого таинственного органа человека, нам из-вестно крайне мало, несмотря на электронные микроскопы, томографы, компьютеры и прочие чудеса техники. Пока мы только учимся им пользоваться, используя от четырех до десяти (в случаях гениальности) процентов его возможностей. Мы рады и удивлены, когда в трудной жизненной ситуации интуиция подсказывает нам правильный ответ, но не задумываемся, откуда и как поступила эта информация. Возможно, в будущем человечество научится осознанно пользоваться всем тем, что накоплено в бессознательном. Пока же проникнуть туда удается только с помощью гипноза и хороших психоаналитиков. Изучая поведение человека, необходимо уделить особое внимание проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают, но в поступках и поведении человека немаловажную роль могут играть какие-то впечатления, полученные в раннем детстве, и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний, которые были подавлены и вытеснены в область бессозна-тельного. Бессознательная сторона психики явственнее проявляется в жизни женщин, у которых, в отличие от мужчин, теснее связь сознания и бессознательного, и потому их поступки и поведение труднее понять логически, чем поступки и поведение мужчины. Бессознательное во многом определяет наши повседневные поступки – это очень значительная область человеческого разума.
<< | >>
Источник: Сушко Е. И.. ФОРМУЛА ЛЮБВИ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ. 2007

Еще по теме СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ:

  1. Сознание и бессознательное
  2. Масленникова О.А. Социальные формы коллективного бессознательного в массовом сознании россиян
  3. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  4. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  5. Психоанализ и теория бессознательного
  6. Суслов НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  7. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  8. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  9. Перинатальный уровень бессознательного
  10. Послеродовая биография и индивидуальное бессознательное
  11. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (THE UNCONSCIOUS)