75 ступенек на встречу мудрости

Чтобы преуспеть в жизни, каждый человек должен выработать для себя некоторую совокупность правил и принципов и стремиться придерживаться их в различных жизненных ситуациях. Естественно, что правила эти должны соответствовать нормам общечеловеческой нравственности.
Самым верным, простым, неоспоримым требованием человеческой справедливости и морали служит заповедь: "Владей собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой". Философы тысячелетиями рассуждали о нормах человеческих взаимоотношений, и из всех этих рассуждений выкристаллизовалась эта важнейшая заповедь. Она так же стара, как и сама история. Конфуций проповедовал ее в Китае двадцать четыре столетия назад. Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за пятьсот лет до рождения Христа. Иисус провозгласил ее среди каменистых холмов Иудеи двадцать столетий назад.
Мы все хотим одобрения со стороны тех, с кем общаемся, искреннего признания своих подлинных достоинств, хотим, чтобы наши друзья и коллеги были чистосердечны в своей оценке наших поступков и щедры на похвалу. Поэтому-то и нужно другим давать то, что мы хотели бы получить от них.
Мудрость человека состоит в том, чтобы оставаться твердым в своих решениях, не входя в столкновение с людьми; не принадлежа к толпе, жить с нею в мире и согласии; в каждой жизненной ситуации отыскивать не то, что людей разъединяет, а то, что их объединяет. Если не хочешь иметь врагов, будь строгим к самому себе и снисходительным к другим.
Если хочешь, чтобы тебя уважали, высказывай почтение к другим. Требуется заслужить репутацию человека учтивого. Учтивость — одна из важных черт культуры. Стоит она недорого, а ценится высоко: уважительного уважают другие. Преувеличенная учтивость — одни из видов обмана: превознося твои достоинства, льстивый думает о своей выгоде.
Любезность всегда действует наверняка. Она украшает нашу жизнь, с успехом выполняя роль дружбы. Грубость, напротив, вредит всему разумному и справедливому. В обхождении с окружающими нужно быть терпимым, выказывая широту своей души. Великодушный человек не бывает мелок в повседневном. Не следует вникать в пустяки, особенно неприятные. Иногда, правда, полезно подмечать и мелочи, но как бы невзначай, не нарочито.
Неожиданность часто служит залогом успеха: кто играет в открытую, рискует проиграть. Пусть не знают, чего ты хочешь, не то помешают — один противодействием, другой — угодливостью. Действовать нужно скрытно. Не объявляя своих намерений, возбудишь интерес там, где высота положения порождает всеобщее ожидание. Даже когда хочешь быть понят, избегай откровенности и не позволяй всем без разбора проникать в твою душу. Огласить замысел — значит погубить его: тогда в нем заранее найдут недостатки, а если он потерпит неудачу, то окажется вдвойне злосчастным. Молчаливая сдержанность является основой благоразумия. Против сдержанности (скрытности) ополчается настырность: тебе для того и противоречат, чтобы ты проговорился, мечут тайные стрелы, чтобы и самый сдержанный не выдержал.
Свои страсти, а тем более свои слабости нужно держать в тайне. Доброе имя во многом зависит от твоего молчания. Ошибаются псе, однако ошибок своих не поверяй даже другу своему, а сам старайся о них забыть.
Всюду старайся развивать гибкость в отношениях с окружающими. Бери пример с воды: нет препятствий — она течет, возникает плотина — она останавливается, прорвется плотина — она потечет дальше. Оттого она 1гужней всего и сильней всего: реки властвуют над всеми долинами, по которым они текут.
Когда обстоятельства не благоприятствуют, не следует им сопротивляться, а предоставить себя их естественному ходу: кто идет против обстоятельств, часто делается их рабом, а кто покоряется обстоятельствам, делается их господином.
Каждый знает, что всякая привычка укрепляется тренировкой. Верно и обратное: если перестаешь делать то. к чему привык, то и сама привычка исчезает. То же самое происходит и со способностями нашей души: когда человек сердится, то он делает не одно только это зло. по вместе с тем укрепляет в себе привычку к гневу — подкладывает дрова в огонь. Наши душевные недуги, злые помыслы и желания таким путем и укрепляются. Если не хочешь приучить себя к гневу и злобе, не давай этой привычке разрастаться
Истинный борец — тот, кто борется со своими порочными привычками. От успеха этой борьбы зависят свобода, спокойствие и счастье твоей жизни. Но если будешь уступать своим порочным помыслам и уверять себя, что победишь их завтра, то этим доведешь себя до такого состояния, что в будущем перестанешь даже замечать свои ошибки, а если и заметишь, то у тебя всегда найдется готовое оправдание для всех твоих порочных поступков. Если тебе удастся уничтожить только один свой порок, то десять других пороков исчезнут сами.
Одно из главнейших правил разумного поведения — избегать обязательств. От обязательств лете уклониться, чем выйти из них с честью. Они являются соблазном для разума. Одно обязательство обычно влечет за собой другое, более тяжелое, и человек окончательно в них вязнет. Люди, горячие по нраву и даже по крови, легко берут на себя обязательства, однако тот, чей ум озарен разумом, проходит мимо искушений. Он считает большей честью не ввязываться, чем победить, и там, где один глупец уже попался, не желает становиться вторым.
Жизненным правилом должно быть — не оправдываться, пока не требуют. Даже если и потребуется, чрезмерные оправдания — это своего рода признание вины. Заранее оправдываться — обвинять себя. Преждевременно доказывая свою правоту, пробудишь дремавшую подозрительность. Безупречностью своих действий рассеешь любые подозрения.
Несогласие нередко воспринимается как оскорбление, ибо отвергает мнение других. Желание плыть против течения столь же чуждо здравому смыслу, сколь и опасно. Благоразумному человеку бывает противно как спорить, так и быть оспариваемому.
Притворное сомнение — наилучший ключик, с помощью которого любопытство раскроет все, что пожелает. Даже для ученика, жаждущего знаний, не грех возразить учителю, чтобы заставить его полнее излагать и доказывать истину. Умеренно противореча, достигнешь полноты знаний. Другой верный прием, чтобы вызвать из глубин души самые заветные тайны, — нарочитое пренебрежение в ответ на загадочно высказанное слово.
Мудрый человек ценит всех, ибо замечает в каждом хорошее и знает, как трудно достается хорошее. Неразумный же никого не ценит, ибо не видит хорошее, а замечает только плохое. Часто всю мудрость сводят к мере: нельзя слишком упорствовать ни в злом, ни в добром. Девиз благополучия — не впадать в крайности. Чрезмерное не часто приносит пользу. Когда путь неясен, следует держаться людей мудрых и осторожных: рано или поздно они найдут удачный выход.
Чем сложнее дело и чем лучше оно удалось, тем меньше следует говорить о преодоленных трудностях, чтобы казалось, что совершенство достигнуто естественно. Разумный человек виду не подаст, что сознает свои достижения, — и само его равнодушие вызывает у окружающих интерес к ним.
Пусть никто не знает пределов твоих возможностей, иначе дашь повод для разочарования. Человек осмотрительный, коль хочет, чтобы его уважали, не позволит видеть себя насквозь, нащупать свое дно — ни в познаниях, ни в действиях. Когда не знают и сомневаются, почитают больше, чем когда твои силы, хоть и большие, налицо.
Поддерживай ожидания окружающих, неустанно питай их. Не выкладывай с первого раза всю свою наличность. Важный прием игры — знать меру, когда открывать свои знания, свои силы и опережать надежды. Пусть от тебя ждут многого. Особенно важно приберегать секреты своего искусства. Так поступали великие учителя в процессе обучения своему искусству: чтобы сохранять превосходство, нужно оставаться наставниками. Мастерством делиться надо так, чтобы не иссякал источник знаний: тем сохранишь и славу, и уважение.
Ускользать — прием находчивых. Изящной шуткой они открывают себе выход из самого запутанного лабиринта, с улыбкой умеют выйти целыми и невредимыми из ожесточенного спора. Учтивым способом не отказывать прямо является перемена темы разговора. В некоторых случаях нет иного способа, чем прикинуться непонимающим.
Зависть охотно прибегает к осуждению. Самому совершенству она ставит в упрек его безупречность и. ни в чем не сыскав изъяна, осудит все. Поэтому, позволяя себе маленькие небрежности, огрехи, мы как бы бросаем быку зависти красный плащ, спасая от осуждения самые высокие свои достоинства.
Одним из средств управления людьми является искусство ведения беседы. Здесь можно многое потерять или выиграть. Опытные люди по языку узнают человека. Высшим искусством беседы с друзьями или близкими людьми служит ее полная безыскусственность: она обязана быть не стеснительной, как платье.
Официальная беседа должна быть содержательной. Благоразумие здесь важнее красноречия. Чтобы в беседе быть приятным, необходимо приноравливаться к характеру и уму собеседника, не допуская роли цензора чужих слов и выражений. В беседе с соперником нужно быть осторожным из опасения, а в беседе с другими — из приличия. Говоря о пустяках, прощупывай почву для других более важных дел. Кто в беседе легко открывается, того легко убедить и победить.
Уметь отказывать так же важно, как и уметь уступать. Здесь очень важна манера: у одних слово "пет" звучит любезней, чем у других слово "да". Подслащенный отказ легче проглотить, нежели сухое согласие. У некоторых людей па устах всегда "нет", и оно всему приносит горечь. Если отказ следует первым, то хоть потом и уступают, этот жест уже не ценится из-за прежней досады. Нельзя отказывать сразу, пусть разочарование входит по капле. Нельзя отказывать и наотрез, пусть остаются крохи надежды: они умеряют горечь отказа.
Хочешь управлять другими, умей скрывать свои чувства. На многое в делах домочадцев, друзей и особенно врагов смотри сквозь пальцы. Придирчивость всегда неприятна, а как черта характера — просто несносна. Постоянно возвращаться к чему-то неприятному — это род мании.
К каждому человеку, с которым общаешься, необходимо подбирать свою отмычку. В этом состоит искусство управления людьми. У каждого есть своя страсть, они разные, ибо различны природные склонности. Кумир одних — почести, других — корысть, а большинства —наслаждение. Важно угадать, какой у кого идол, а затем применить надлежащее средство, ключ к страстям человека. Здесь надо искать перводвигатель: он не всегда возвышенный, чаще низменный, ибо людей с пороками больше, чем порядочных. Нащупав уязвимое место, двигайся в атаку на эту страсть. Тогда победа над своевольной натурой будет обеспечена.
В общении с окружающими и сам не фамильярничай, и другим не позволяй. Панибратство губительно для превосходства, присущего человеку порядочному. Не держись пи с кем накоротке: с вышестоящим это опасно, с нижестоящим неприлично, особенно с тем, кто по глупости нахален и, не разумея, что ему оказывают милость, принимает это как должное. Чрезмерная простота в обращении отдает пошлостью. Сдержанность является признаком содержательности. Она проистекает из большого самообладания. Душа нараспашку — открытая карта.
Надо опасаться тех, кто, прикрываясь чужими интересами, добивается своего. Если у тебя нет ключа к таким умыслам, не исключено, что будешь из огня таскать блага для кого-то, обжигая себе руки.
Бойся, чтобы от тебя кто-то сильно зависел, особенно власть имущие. Люди ненавидят того, кто знает их тайны. Особенно опасна откровенность дружеская: сообщил свои тайны другому — стал его рабом. Многие жаждут вернуть себе свободу и ради этого готовы попрать все, даже справедливость. Итак, чужих тайн не выслушивай, а своих не сообщай другим.
Никогда не следует прибегать к жалобам. Это всегда приносит вред. Жалоба скорее подзадорит злые чувства, нежели возбудит сочувствие, и даже вызовет презрение. Куда дипломатичнее хвалить одних, чтобы подзадорить других, либо твердить о любезности отсутствующих, чтобы пробудить к ней присутствующих. Осмотрительный человек не станет говорить ни о своих обидах, ни об оплошности, но не забудет упомянуть о хорошем — этим он сбережет друзей и сдержит недругов.
Желательно избегать тех. в чьем присутствии проигрываешь, — то ли потому, что они слишком хороши, то ли — что слишком глупы. Чтобы преуспеть в жизни, целесообразно общаться с выдающимися, а когда преуспел — лучше со средними по способностям.
Если человек раскаивается в своих действиях, не старайся напомнить ему в этот момент о его прежних прегрешениях.
Велико воздействие общения. Благодаря ему передаются вкусы и привычки, незаметно меняется характер, даже ум. Быстрому по характеру следует дружить с медлительным: без всякого принуждения он достигнет умеренности, а умение умерять себя — важнейшее качество. Сочетание противоположностей украшает жизнь, порождает гармонию. Этому правилу желательно следовать, подбирая себе приближенных и подчиненных, тогда во взаимодействии крайностей установится разумная середина.
Лучший способ заслужить дружбу— выказывать ее самому. Всюду желательно обзаводиться приятелями, пусть не близкими, но благожелательными. Выдержав испытание, иной из них со временем станет настоящим другом.
Не всякая приязнь к человеку говорит о близости с ним. Забавное остроумие приятеля, может быть, льстит человеку, но это еще не означает доверия к его чувствам. Есть два вида дружбы: один — для наслаждения, другой — для плодотворных дел. Дружба разумных людей должна быть по возможности взаимно выгодной, поэтому общаться желательно с теми, от кого можно чему-то научиться.
Одни друзья хороши вдали, другие — вблизи. Тот, кто не очень хорош для бесед, бывает полезен в переписке. Расстояние сглаживает изъяны, невыносимые при близком общении.
Годных в добрые друзья мало, а для того, кто не умеет отбирать, еще меньше. Сохранить друзей куда труднее, чем приобрести. Если не хочешь терять своих друзей, не желай им слишком больших успехов. Излишества всегда вредны, особенно в общении с людьми. Благоразумная умеренность сохраняет дружбу и уважение.
Дружба является единственным лекарством, ограждающим от враждебности судьбы. Нужно упреждать враждебность, обращая ее в благосклонность. Большая тонкость — сделать единомышленником или просто сторонником того, кто мог бы стать твоим соперником.
Нельзя доводить дело до разрыва. От этого всегда страдает доброе имя. Когда разрыв неизбежен, он извинителен, но лучше охладить приятельские отношения, чем разжечь неприязнь. Помни, что врагом может стать любой, другом — далеко не каждый. Худшие враги бывают из твоих бывших друзей: они больнее всего бьют по твоим слабостям, только им одним известным. Поэтому благоразумие требует не открывать, не выдавать своих больных мест даже друзьям.
Одна из заповедей — не ввязываться в соперничество. Многие пребывают в почете, пока у них нет соперников. В соперничестве мало кто ведет честную борьбу. В ход идет все, вплоть до оскорблений: один другого порочит, чтобы себя упрочить. Весьма полезно обязывать своих соперников к благодарности, тогда у них не будет оставаться времени для оскорблений.
Возможных обид проще избежать, нежели потом за них мстить.
Ни в дружбе, ни во вражде не надо рассчитывать на долговечность. В жизни нередко бывает так, что сегодняшние друзья завтра становятся недругами, причем злейшими. С врагами всегда дверь держи открытой для примирения.
Вызвать к себе неприязнь бывает очень просто. Надо помнить, что многие люди могут ненавидеть просто так. не ведая, за что и почему. Иные даже хвалятся тем. что они ни с кем не ладят, легко оскорбляются и оскорбляют других. Если ненависть овладевает душой, то ее нелегко бывает вытравить.
Причины нелюбви бывают разные. Часто они обусловлены определенными чертами характера. Так. обычно тщеславных людей сторонятся, насмешников страшатся, злоречивых не любят, проницательных побаиваются, а достойных оставляют в покое.
Есть люди, которые обо всем толкуют с видом преважным, всякий пустяк их тревожит, всюду мерещатся интриги да козни. Между тем людей с напускной важностью считают несведущими как раз в тех вопросах, которыми они чванятся. Когда человек акцентируется на ЧУЖИХ недостатках— это верный признак собственного упадка. Пятная других, многие норовят скрыть, хотя и не смыть, собственные пятна и огрехи.
Искать смысла в любой неприятности — дело неперспективное. То, что сейчас кажется важным, часто обращается в ничто после того, как от него отвернешься. Предоставлять все естественному ходу — не из худших житейских правил. Не нужно упорствовать в неразумном. Допустив промах, человек перед судом своего разума его часто осуждает, а перед окружающими продолжает оправдывать. От упорства в споре люди больше теряют, чем выигрывают. Вечные спорщики превращают приятную беседу в стычку. Они — большие враги своим близким, нежели те, кто с ними не общается.
Победив в споре, ты отстоишь не истину, а чаще всего — свою невоспитанность. Упорство должно быть чертой воли, а не суждений. Бывают, правда, исключения, когда требуется отстоять себя дважды: один раз в споре, другой раз — в деле. Выражать противоречие лучше всего в остроумной или шутливой форме.
Сродни неразумному упорству назойливость. Не будь назойлив — не хлебнешь горя. Назойливый — постоянная мишень для поношений. Как сам он втирается без стыда, так и его выпроваживают без стеснения. На то, чтобы себя показать, будь лучше скуп, чем расточителен: приходи туда, где желанен, где тебя радушно встретят. Не приходи, пока не просят, и уходи до того, как попросят.
Для одних нет ничего труднее, чем просить, для других — нет ничего легче этого. К каждому человеку для просьбы нужно найти подходящий момент. Лучший из них — доброе расположение духа. Не подходи с просьбой, если на твоих глазах только что отказали другому: выговорить слово '"нет" гораздо проще во второй раз.
Начинать на чужой лад, чтобы закончить на свой,—одно из правил обхождения. С людьми, у которых первое слово всегда "нет", следует, дабы они не устрашились трудностей, скрывать свою подлинную цель, особенно когда знаешь, что она им не близка.
Человек скорее сам создает, чем встречает свою судьбу. Наша судьба родом из детства: привычки, пристрастия, удачливость и невезучесть приобретаются там. Если бы мы могли быть в детстве более разумными и не приучали себя к тем поступкам, которые потом могут обращаться против нас же! Недаром одна из заповедей гласит: "Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу". Несомненно важнее, как принимает судьбу сам человек, нежели какова она в действительности: счастливы или несчастливы не от того, что имеем, кем являемся, где живем и что делаем, а от того, что сами обо всем этом думаем.
Трудолюбие, ум, образованность и культура являются необходимыми атрибутами счастливой судьбы. Способствует ей также знание некоторых правил житейской мудрости и умение их использовать в подходящий момент.
Чтобы выполнить большое дело, надо постоянно думать о нем, и тогда вскоре вы обнаружите, что подсознательно хватаетесь за все возможности, необходимые для достижения своей цели. Все осуществляется посредством желания. Со временем паши искренние желания, как правило, получают возможность для реализации.
Не следует начинать дело с чрезмерных надежд. Надежда — мастерица подделывать истину. Когда что-либо чрезмерно восхваляется, оно чаще всего не оправдывает надежд.
За легкое дело надо браться, как за трудное, а за трудное — как за легкое. Первое необходимо, чтобы уверенность не перешла в беспечность, второе — чтобы неуверенность не перешла в робость. За большие дела надо браться решительно, иначе, обнаружив трудности, отступишь.
Помни, что усердие позволяет совершать невозможное. Усердием посредственность достигает большего, чем одаренность — без усердия. Даже на высших постах необходимо усердие: оно, как правило, свидетельствует и о даровитости.
Чванство занимаемым положением раздражает больше, чем похвальба талантами. Мнить из себя важную персону — значит возбуждать не только зависть, но и ненависть. Уважения окружающих чем больше домогаются, тем меньше достигают: силой его не возьмешь, надо заслужить.
Правило разумных — идти против правил, если иначе нельзя завершить начатое дело.
Неразумный человек никогда не сделает так, как предполагает разумный: ведь ему не понять, как надлежит поступать. Проницательный человек тоже поступит иначе, чтобы обмануть ожидания других. Поэтому каждое дело нужно анализировать с двух точек зрения, опасаясь не только того, что должно произойти, но и того, что может произойти.
Начало всякого дела часто бывает нескладно, и этот нескладный образ надолго остается в памяти того, кто был свидетелем начинания. Последнее мешает насладиться в полной мере вещью уже завершенной. По этой причине искусный мастер должен остерегаться показывать свои произведения в незавершенном виде.
Искусный расчет является залогом успеха в любом деле, но выставлять его напоказ нельзя, тем паче позволять разгадать другим. Расчет, особенно тонкий, ненавистен окружающим, поэтому его надо скрывать.
Всегда надежней перед совершением дела осмотреться, особенно когда успех дела не очевиден. Оттягивай время либо чтобы отказаться, либо чтобы утвердиться, когда на ум придут новые доводы в пользу твоего решения.
Многое в жизни зависит от разборчивости — это один из величайших даров свыше. Здесь требуются хороший вкус и верное суждение — прилежанием и даже хитроумием тут не возьмешь. Где нет отбора, там нет и совершенства. Умение отбирать, притом только лучшее, дает двойное преимущество. Многие люди большого таланта, острого ума и очень трудолюбивые теряются, как только дело доходит до отбора: того и гляди схватятся за худшее, будто нарочно ошибаясь.
Каждый человек мог бы в чем-то достигнуть больших успехов, если бы четко знал свои способности. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают превосходства.
Непринужденность — важная черта характера. Она одушевляет, дела, красит речи, вдохновляет все хорошее в человеке. Непринужденность в основном дается природой, меньше— усердием. Она дает внутреннюю свободу и придает всему завершенность, позволяет изящно выходить из любого затруднения.
О людях надо судить со сдержанностью, не ставя их слишком высоко. Близкое знакомство с человеком чаще вызывает разочарование, чем уважение. Мало кому дано выйти из пределов человеческого. У каждого есть свой изъян: у одних — в характере, у других — в способностях. Нередко за высокое занимаемое место судьба мстит ничтожеством души. Воображение наше любит забегать вперед, рисуя все в приукрашенном виде: оно схватывает не то, что есть, а то, что могло бы быть.
Надо помнить, что человек пресыщается всем, даже полным счастьем. Всегда следует чего-то ждать, па что-то надеяться, дабы не стать несчастным от пресыщения. Надежда вдохновляет, пресыщение губит. Когда кончаются желания, начинаются опасения.
Первейшим житейским правилом должно быть поддержание постоянной нужды в тебе. Лучше пусть тебя просят, чем благодарят. Зависимые от тебя люди нужнее благодарных. Конец нужде часто бывает концом и дружбе.
Надо избегать побед над вышестоящим. Победить их — значит вызвать неприязнь. Им угодна помощь, но не превосходство. Ваши советы или замечания должны выражаться всего лишь в форме напоминаний о том, что забыто, а не объяснений того, что им непонятно.
Правило опытных игроков—вовремя прекратить удачную игру. Везение обычно долго не продолжается. Когда удачи громоздятся одна на другую, есть опасность, что все рассыплется и рухнет, как карточный домик.
Правило благоразумия — не связываться с теми, кому нечего терять. Такой человек ринется в бой без оглядки. Годами ты зарабатывал добрую славу, а потерять ее сможешь в один миг, из-за одного лишнего слова, оскорбления.
Правда опасна, поэтому она требует осторожного обращения с собой. Нужно немалое умение, чтобы не лгать, но и не говорить всей правды. Часто следует ее подсластить, ибо, когда правда открывает вам глаза, нет ничего более горького. Об одной правде нужно умолчать ради себя, о другой — ради других. Для понятливого человека достаточно и намека, чтобы приоткрыть правду. Случается, один раз солжешь ради сохранения правды — и пропало твое реноме как честного человека.
Остроумное слово, шутка в дозволенных пределах приятны. Они требуют умелого обращения с собой. Шутку в свой адрес лучше оставлять без внимания. Кто от них выходит из себя, дает повод вновь уколоть. Прежде чем затевать шутку, надо знать предел терпения того, над кем хочешь пошутить. Терпеть насмешки — вид учтивости, насмехаться над другими — вид драчливости. Совет под видом остроумного слова или шутки часто выслушивают охотнее, чем высокоученое назидание. Противоречие в форме остроумного высказывания или шутки всегда разумнее прямого упрямства.
Известно, что люди, мало интересующиеся другими людьми, испытывают самые большие трудности в жизни. Именно в их среде больше всего неудачников. Тот, кто старается лишь произвести впечатление на окружающих и заинтересовать их собой, никогда не будет иметь настоящих друзей. Только интересуясь другими людьми, можно за короткое время приобрести больше друзей, чем за долгие годы, пытаясь заинтересовать других своей особой.
Общаясь с людьми, вы должны испытывать радость, если хотите, чтобы они испытывали радость от общения с вами.
Привычка к улыбчивости — важное качество человека. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остается иной раз навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых отношениях и служит паролем для друзей.
Улыбка — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали.
Все мы знаем на собственном опыте, что выражение человеческого лица гораздо важнее одежды. Улыбающийся человек всегда выглядит гораздо симпатичнее со стороны, да и сам чувствует себя счастливым. У людей, общающихся с улыбающимся человеком, также поднимается настроение. В таком состоянии легче улаживать всякие недоразумения, жалобы, обиды. Человека с улыбкой на лице всегда принимают радушнее, поэтому перед тем, как войти в чей-либо кабинет, старайтесь подумать о чем-то приятном, вызвать у себя улыбку.
Если у человека нет склонности улыбаться, он должен заставлять себя делать это. Поступайте так, будто вы уже счастливы, и это поможет вам прийти в хорошее настроение. Многие думают, что , действие является следствием настроения. На самом деле одно неотделимо от другого: человек может научиться управлять своими внутренними ощущениями.
Искреннее и заинтересованное выслушивание собеседника — один из важных комплиментов, какие мы можем сделать кому бы то ни было. Лишь немногие люди могут устоять перед скрытой лестью восторженного внимания. Главный залог успеха деловой беседы заключается в проявлении исключительного внимания к собеседнику.
Ярый скандалист и даже самый резкий критик зачастую смягчаются или смиряются в присутствии терпеливого, сочувственного слушателя, который молчит, пока разгневанный обличитель извергает накопившийся у него в душе яд. Многим людям не удается произвести на собеседника благоприятное впечатление потому, что они не умеют внимательно слушать: они настолько озабочены тем, что собираются сказать сами, что пи к чему не прислушиваются.
Нередко начальник в минуты плохого настроения вызывает к себе на совет подчиненного, хотя ему нужен не совет, а лишь сочувственно настроенный слушатель, перед которым он мог бы излить свою душу.
Люди, которые никогда не слушают, а непрерывно говорят лишь о себе, рискуют тем, что их будут избегать, смеяться за глаза и даже презирать. Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает.
Чтобы быть интересным, надо быть заинтересованным: задавайте вопросы, на которые другому человеку будет интересно отвечать, поощряйте его к тому, чтобы он рассказывал о себе, о своих достижениях.
Самый верный путь к сердцу человека — это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Если вы кое-что знаете об увлечениях, хобби или семье вашего собеседника, незаметно начинайте деловую беседу не с основного вопроса, а с второстепенной, но значимой для собеседника темы. Это облегчит решение вашей основной задачи.
Глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является желание быть значительным. "Всегда внушать собеседнику сознание его значительности" — соблюдение этого закона принесет нам множество друзей и неизменное счастье. Его нарушение навлечет на нас многие беды.
Практически каждый человек в каком-то отношении превосходит нас, и в этом смысле у него можно поучиться, а следовательно, и подчеркнуть его значительность. Если в беседе человек подчеркивает свое превосходство в чем-либо, вы найдете верный путь к его сердцу, если ненавязчиво дадите понять, что искренне признаете ту важ1гуго роль, которую он играет в своем маленьком мире.
Обычного человека свое собственное имя интересует больше, чем все другие имена, вместе взятые. Запомнив это имя и непри-1гужденно употребляя его, вы делаете человеку тонкий и весьма эффектный комплимент. Но стоит вам забыть его имя, неправильно написать или произнести, как вы ставите себя в весьма невыгодное положение.
Большинство людей не запоминает имен по той простой причине, что не хочет тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, запечатлеть эти имена в своей памяти, оправдывая это слишком большой занятостью. В половине случаев, когда нас знакомят с людьми, через несколько минут беседы мы уже не помним их имена. Лучший способ избежать этого недостатка — употребить в разговоре несколько раз новое имя, а оставшись наедине, тут же занести его в свою записную книжку. Все это требует времени, но хорошие манеры всегда слагаются из мелких жертв.
<< | >>
Источник: СУХАРЕВ. ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. 2005

Еще по теме 75 ступенек на встречу мудрости:

  1. МУДРОСТЬ
  2. МУДРОСТЬ.
  3. Определение положения дел. Мудрость
  4. Романова М.А. ПСИХОЛОГИЯ МУДРОСТИ: ИМПЛИЦИТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  5. АО ВСТРЕЧИ НА ВЕРШИНЕ
  6. ДВИЖЕНИЕ ГРУПП ВСТРЕЧ
  7. Практические знания и превосходящая мудрость
  8. § 2. ГРУППЫ ВСТРЕЧ
  9. Тайная сила человеческой мудрости
  10. Часть I Интеллект • Интуиция Мудрость
  11. ВСТРЕЧИ С Л.М. ВЕККЕРОМ
  12. ВСТРЕЧА С СОБСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ
  13. «ВСТРЕЧА С СОБСТВЕННОЙ СМЕРТЬЮ»