ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

Интеграция полярностей
Формирование и завершение гештальтов зависит от нашей способ-ности четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением для того, чтобы их удовлетворить. Каждый контакт имеет два разных аспекта.
Первый — это способность четко разграничивать окружение и свое «Я». Например, в отношении интроектов важно различать то, что идет от себя, и то, что идет от родителей. Второй аспект — это способность выделять разные стороны своего «Я». Свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности. Иногда их противоположные полюса сосуществуют вполне мирно. А бывает, что между ними идет борьба за доминирование. По гештальт-теории, все то, что мы воспринимаем как нашу борьбу с другими, обычно отражает подобный конфликт внутри нас самих.
К числу наиболее эффективных упражнений, способствующих установлению контактов между человеком и его окружением, относится работа по методике «пустого стула» или «двух стульев» во время пребывания в «горячем стуле».
Работа по методике «двух стульев» в гештальт-терапии имеет некото-рое сходство с использованием «вспомогательного Я» в психодраме. Однако, если в психодраме соответствующее упражнение создает возможность повторно пережить болезненную ситуацию, гештальт-методики побуждают участника выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить между ними диалог. Таким образом создаются условия для полного осознания личностью обеих сторон внутреннего конфликта, включая ту, которая обычно отрицается или не осознается по причине ее травмирующего характера. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью, ей становится легче интегрировать их. Например, многим присущ внутренний конфликт между собственной пассивностью, податливостью и уступчивостью, с одной стороны, и стремлением казаться напористым и властным — с другой. Адаптивную интеграцию этих двух полюсов можно реализовать, если занять твердую позицию, но при этом сохранять эмоциональность, или если занимать ту или иную крайнюю позицию в зависимости от обстановки. Другие часто встречающиеся полярности — это дилеммы близость/отчужденность, рациональность/эмоциональность, эгоцентризм/ самоотверженность.
Невротические механизмы — это процессы, в ходе которых происходит либо смешение различных аспектов личности, как при слиянии или интроекции, либо разделение или отрицание некоторых из них, как при проекции или ретрофлексии. Как уже отмечалось, наиболее частым в ГТ примером полярности является конфликт между «нападающим» и «защищающимся». Доминирующий «нападающий» интроецирует родительские желания и ожидания. Родители неосознанно навязывают индивидууму свое понимание долга. А вечно виноватый «защищающийся» неизменно сопротивляется принуждению со стороны «нападающего», оправдываясь тем, что «он просто из кожи вон лезет, и все равно ничего не получается». Когда человек находится под преобладающим влиянием внутреннего «нападающего», он может жаловаться на постоянное стремление добиваться совершенства во всем без разбора. Когда же в человеке доминирует «защищающийся», создается впечатление, что он ничего не может довести до конца.
Методика «пустого стула» позволяет усилить позиции более слабой или подавленной стороны, участвующей во внутреннем конфликте, так что обе стороны получают равные возможности. Например, человек, который вечно всюду опаздывает, может начать работать по методике «двух стульев» и тем самым дать завязаться диалогу между своими внутренними «нападающим» и «защищающимся». Сидя на одном стуле, он выступает от имени «защищающегося», обращаясь к воображаемому «нападающему», находящемуся на втором стуле. «Защищающийся» может ныть, оправдываться, стараться отыскать причины своих опозданий. Через минуту или две участник переса-жи- вается на другой стул и уже с позиции «нападающего» как следует отчитывает «защищающегося», требуя, чтобы тот все делал вовремя. Потом можно снова сменить роль и так пересаживаться со стула на стул до тех пор, пока полярности не будут прочувствованы полностью, а тема диалога не будет исчерпана. Выполняя это упражнение, не следует отдавать предпочтение лишь одной из сторон и отрицать права другой. Цель диалога — воссоздать процессы формирования и завершения гештальта. Для разрешения конфликта может потребоваться компромисс между обеими сторонами личности или просто спокойное признание наличия в своем «Я» отрицательного компонента. Парадокс гештальт-психологии состоит в том, что «изменение происходит тогда, когда становишься самим собой, а не стараешься стать тем, кем ты не являешься» .
«Большой пес» и «Щенок»
Широко распространенным приемом является использование двух игровых позиций: «Большой пес» и «Щенок». «Большой пес» олицетворяет обязанности, требования, оценки. «Щенок» олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания», обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.
«Большой пес» пытается оказать давление угрозой наказания или предсказанием отрицательных последствий поведения, не соответствующего требованиям. «Щенок» не вступает в прямую борьбу, а использует уловки — ему несвойственна агрессивность. Фрагменты диалога между этими частями личности возникают иногда в сознании клиента в различных ситуациях повседневной жизни, когда, например, он пытается заставить себя сделать что-то и одновременно манипулирует разными отговорками и самооправданиями. С помощью систематизированного и искреннего диалога во время упражнения клиент может более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые над собственной личностью, стать более искренним и способным более эффективно управлять собой. Техника обладает выраженным энергетическим потенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.
Совершение кругов, или идти по кругу
Известная психотехника, согласно которой клиент по просьбе ведущего (техника применяется в групповой работе) обходит всех участников по очереди, и либо что-то говорит им, либо совершает какие-то действия с ними. Члены группы при этом могут отвечать. Техника используется для активизации членов группы, поощрения их к риску нового поведения и свободы самовыражения. Часто предлагается начало высказывания с просьбой завершить его, например: «Пожалуйста, подойдите к каждому в группе и завершите следующее высказывание: «Я чувствую себя неудобно потому, что...». Клиент может пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы. Прием позволяет более дифференцировано определять собственные переживания и связи с окружающими. Многократное повторение фразы, выражающей какое-либо глубокое убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для клиента.
Техника «наоборот» (перевертыгш)
Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый стал вести себя вызывающе; приторно вежливый — грубо; тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в «Я» новых структур опыта.
Незаконченное дело
Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. У большинства людей есть немало не- улаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями, сослуживцами и т.д. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Клиенту предлагается с помощью приема «пустого стула» высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому из участников группы, кто имеет отношение к незаконченному делу. В опыте работы гештальт-групп отмечается, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство — это чувство вины или чувство обиды, именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов «Я обижен...».
Проективные игры на воображение
Иллюстрируют процесс проекций и помогают клиентам идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности.
Наиболее популярная игра — «Старый заброшенный магазин». Клиенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, а потом представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого заброшенного магазина. Окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Клиенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предметы, обнаруженный за окном.
Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом, и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответив на вопросы: «Почему он оставлен в магазине? На что похоже его существование в качестве этого предмета?» Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты. Другой текст этой техники приведен ниже.
Магазин
Вы оказались на улице города. Может быть, это Ваш родной город, или Вы в нем никогда не были, реальный или вымышленный. Но это странный город — в нем нет людей.
Раннее летнее утро. Над вами чистое голубое небо. Воздух свеж и прозрачен. Очень тихо и спокойно. И Вы тихо и спокойное идете по улицам города. Вы просто гуляете, рассматриваете дома, деревья, все вокруг. Может быть, Вы ощущаете какие-нибудь запахи, или чувствуете легкий ветерок. И продолжаете неторопливо гулять по городу. Почувствуйте, что у Вас под ногами, как легко дышится.
Вы продолжаете прогулку по городу. Солнце стоит уже высоко, стало теплее. Вы свернули и попали на бульвар. Рассмотрите все на этом бульваре и идите дальше. В ногах появляется приятная усталость, но она Вам не мешает.
И Вы продолжаете идти по городу. Солнце клонится к закату, постепенно наступают сумерки. На улицах появляются прохожие. Они тоже неспешно идут по своим делам. Темнеет. В домах зажигаются огни. Наступает вечер.
Вы сворачиваете и на другой стороне улицы видите горящую надпись «Магазин». А чуть ниже еще одну странную надпись — «У нас есть все». Вы переходите через дорогу и заходите в магазин.
И видите, что здесь действительно есть все, что только можно пожелать. В магазине никого нет, кроме Вас. Вы ходите, все разглядываете. Сейчас вы можете выбрать для себя одну вещь, предмет, что-то одно. Не торопитесь. Когда выберете то, что Вам нужно, выходите из магазина и возвращайтесь к нам.
39.1. Задание Ознакомьтесь с приеденными примерами записей се- есий Ф. Перлза.
39.2. Проанализируйте использованные техники. Результаты анализа зафиксируйте в протоколе. Эти примеры взяты из демонстрационных семинаров, которые составляли основное поле деятельности Перлза в терапии. Эти семинары не были терапевтическими группами; они проводились для подготовки специалистов. Участники выражали готовность «работать с» Перлзом на индивидуальной основе. Группа привлекалась лишь в тех случаях, когда доброволец приходил к терапевтическому осознаванию и ему предлагалось выразить его во взаимодействии с другими участниками процедуры или игры под названием «по кругу». Приведенные далее случаи заимствованы из книги «Gestalt Therapy Verbatim» (Perls, 1992, p. 101 — 103, 298 — 306).
«Линда
Атда. Мне приснилось, что я видела... озеро... пересыхающее, с маленьким островком посередине, и круг из дельфинов — эти существа выглядели как дельфины, но они еще умели стоять. То єсть это были дельфины, похожие на людей, они образовали круг, словно во время религиозной церемонии, это было грустно — мне было грустно оттого, что им трудно дышать. Они словно танцевали по кругу, но вода, их родная стихия, постепенно уходила. Она умирала, как умирают живые существа. Дельфины были в основном самками, но было несколько самцов, однако они не проживут достаточно долго, чтобы вырастить потомство, их среда обитания умирает. Один из дельфинов сидит рядом со мной, мы разговариваем, у него на животе иглы, как у дикобраза, они выглядят чужеродными. Мне приходит в голову мысль о том, что в пересыхании озера есть и положительный момент; по крайней мере, на дне можно найти то, что когда-то уронили в озеро, какие-нибудь сокровища, монеты. Я внимательно исследую дно, но нахожу только старый номерной знак... Такой вот сон.
Фриц. Не могли бы вы сыграть номерной знак?
А. Я старый номерной знак, лежащий на дне озера. Я никому не нужен, потому что не имею ценности, хотя я вовсе не ржавый, я устарел, поэтому не могу больше быть номерным знаком... меня выбросили в кучу мусора. Вот что я сделала с номерным знаком, я выбросила его в кучу мусора.
Ф. Итак, что вы ощущаете в связи с этим?
А (тихо) Мне это не нравится. Мне не нравится быть номерным знаком, бесполезным номерным знаком.
Ф. Не могли бы вы немного об этом рассказать? Это был такой длинный сон, только в конце вы нашли номерной знак. Я уверен, что это чрезвычайно важно.
А (вздыхает) Бесполезный. Устаревший... Назначение номерного знака — разрешение пользоваться машиной... а я не могу никому дать такого разрешения, потому что устарел... В Калифорнии их просто заклеивают, берут наклейку и закрепляют ее на машине или на старом номерном знаке. Возможно, кто-то прикрепит меня на машину и закроет наклейкой...
Ф. Ладно, изобразите озеро.
А. Я озеро... Я пересыхаю и исчезаю, ухожу в землю... (с некото- рыгм удивлением) умираю... но когда я ухожу в землю, я становлюсь ее частью; возможно, я орошаю прилегающую местность, чтобы... даже в озере, в моей колыбели могли расти цветы (вздыхает)... Новая жизнь может расти из меня (всхлипывает)...
Ф. Вы получили экзистенциальное сообщение?
А. Да (печально, но с убеждением). Я могу рисовать — могу творить — могу создавать красоту. Я не могу объяснить точнее, я как дельфин... но я... я... хочу сказать, что я пища... я... Как вода орошает... я питаю землю, даю жизнь. Вода — всему нужна вода, земля, а также... воздух и солнце, и я, вода из озера, я играю большую роль, я питаю.
Ф. Вы замечаете разницу: вроде бы вы обнаружили некий артефакт, номерной знак, себя искусственную, но заглянув глубже, вы обнаружили, что кажущаяся смерть озера в действительности — залог плодородия...
А И мне не нужен номерной знак, или разрешение, лицензия, чтобы...
Ф. (Мягко.) Природа не нуждается в номерном знаке, чтобы расти. Вам не обязательно быть бесполезной, если вы полны творческой энергии, то есть участвуете в процессе жизни.
А. И мне не требуется разрешения на то, чтобы быть креативной.... Благодарю вас.
Джейн
А^ейн: Сон, о котором я рассказывала в прошлый раз, мне его никак не закончить, мне кажется, что заключительная его часть не менее важна, чем первая. Я остановилась на том, что попала в Туннель Любви...
Фриц: Что вам мешает? (Д^кейн чешет ногу.)
А- Гм (прочищает горло). Я просто посижу немного, чтобы вернуться сюда. Трудно одновременно испытывать это чувство и рассказывать о нем... Теперь я на перепутье, я думаю о двух вещах: следует ли мне работать над сновидением или лучше поработать над моей привычкой щипать себя. Я пощипываю свое лицо и... Лучше я вернусь к сновидению. Итак, я в Туннеле Любви, где-то слева мой брат, здесь большое помещение, оно окрашено в цвет... в такой цвет были окрашены классные комнаты в моей школе, серо-зеленый цвет, слева от меня скамейки, как на стадионе. Я смотрю туда, там сидит множество людей. Такое впечатление, что они чего-то ждут. Вокруг одного человека, Реймонда (жениха), собралась толпа. Он разговаривает с этими людьми, что-то им объясняет, они его слушают. Он шевелит пальцами — вот так, жестикулирует. Я удивляюсь, глядя на него. Я подхожу к нему, мне совершенно ясно, что он не желает со мной разговаривать.
Ему нравится быть среди этих людей, развлекать их. Я говорю ему, что подожду. Я сажусь на три ...три ряда выше и смотрю вниз, как разворачиваются события. Я ощущаю раздражение, злость, поэтому говорю: «Реймонд, я ухожу. Я не собираюсь больше тебя дожидаться». Я выхожу за дверь. Стою некоторое время за дверью. Возникает тревога. Я испытываю тревогу во сне. Я и теперь испытываю тревогу, потому что мне не хочется уходить. Я хочу быть там, с Реймондом. Поэтому я вхожу, я возвращаюсь через дверь
Ф. Вы пересказываете нам свой сон или выполняете работу?
Д. Пересказываю ли я сон...
Ф. Или выполняете работу?
Д. Я пересказываю сон, однако постойте... это не так.
Ф. Гм. Разумеется, нет.
Д Я выполняю работу.
Ф. Я дал вам только две альтернативы.
Д. Не могу сказать, что я действительно осознаю, что делаю, разве что физически. Я осознаю, что происходит со мной физически, но не знаю, что делаю. Я не прошу вас говорить мне, что я делаю... просто говорю, что я этого не знаю.
Ф. Я заметил одну вещь: когда вы сели на горячий стул, вы перестали разыгрывать из себя глупую гусыню.
Д. Гм. Я испугалась, когда оказалась здесь.
Ф. Вы умерли.
Д. Ну... я закрыла глаза и погрузилась в себя, я знаю, что не умерла. Если я открою глаза и «сделаю работу», тогда я умерла... Я сейчас во взвешенном состоянии, интересно, умерла я или нет. Я отмечаю, что мои ноги стали холодными. Руки тоже похолодели. У меня странное ощущение... я где-то витаю. Я... не в своем теле и я не с группой. Я отмечаю, что мое внимание приковано к маленькой коробке спичек на полу.
Ф. Хорошо. Давайте встретимся с коробкой спичек.
Д Сейчас, я перестаю смотреть на вас, потому что... я не понимаю, что происходит, не знаю, что делаю. Я даже не знаю, говорю ли я правду.
Ф. Что отвечает коробка спичек?
Д Мне все равно, говоришь ли ты правду. Это мне безразлично. Я просто коробка спичек.
Ф. Примерьте это на себя. Скажите нам: «Я просто коробка спичек».
Д. Я просто коробка спичек. Я чувствую себя глупой, когда произношу это. Это глупо быть коробкой спичек.
Ф. Гм.
Д Полезно, но не очень. Таких, как я, миллионы. Вы можете смотреть на меня, я могу вам нравиться, но, использовав все спички, вы можете выбросить меня. Мне никогда не нравилось быть коробкой спичек... Я... Я не знаю, правда ли это, когда говорю, что не знаю, что делаю. Я уверена, часть меня знает, что я делаю. Я подозреваю... постойте. Я не чувствую себя расслабленной. Теперь я пытаюсь понять, почему за две секунды, которые потребовались на то, чтобы занять горячий стул, я так изменилась... Возможно, оттого... что я хотела поговорить с Дкейн на том стуле.
Она заявляет (авторитетно): что же, ты знаешь, где находишься. Ты разыгрываешь из себя дурочку. Ты делаешь это, ты делаешь то, ты втягиваешь в это людей и ты (громче) не говоришь правды! Ты зациклилась на этом и ты мертва...
А когда я здесь, я тут же... Джейн, которая здесь, сказала бы (тихим, дрожащим голосом)... сейчас, сидя на этом стуле, я вынуждена защищаться. Мне кажется, я должна себя защищать. И я знаю, что это неправда... Кто же тебя щиплет? Та Джейн меня щиплет.
Ф. Да.
Д. Она говорит... Она говорит (быстро): теперь, когда ты сидишь на стуле, тебе надлежит быть здесь и сейчас, ты должна сделать все правильно, ты должна все знать.
Ф. «Ты должна сделать свою работу».
Д. Ты должна сделать свою работу и сделать ее правильно. И еще ты должна... Главное, ты должна полностью самоактуализироваться, тебе следует избавиться от всех своих слабостей, и, кроме того... не обязательно, но желательно, чтобы по ходу дела ты была забавной. Постарайся подать все так, чтобы люди не скучали и не уснули, потому что это заставляет тебя тревожиться. И ты должна знать, почему оказалась на этом стуле. Ты не можешь выйти просто так, не зная зачем. Тебе следует знать все, Джейн.
Ты сильно осложняешь мне жизнь. Мне трудно. Ты предъявляешь ко мне чрезмерно высокие требования... я не могу знать все. И это трудно сказать. Я не знаю всего, более того, мне неизвестно, что я делаю половину времени... Я не знаю. Я не знаю, правда ли это. Я даже не знаю, ложь это или нет.
Ф. Это опять был ваш «нападающий».
Д. Это действительно?..
Ф. Ваш «нападающий». Знаменитый «нападающий». Праведный «нападающий». В нем ваша сила.
X Да. Ну... я твой «нападающий». Ты не можешь без меня жить. Я тот, который... Я слежу за тобой, Джейн. Я слежу за тобой. Если бы не я, кто бы за тобой следил? Тебе следует проявить больше благодарности за то, что я существую.
Но я не хочу, чтобы за мной следили, ты хочешь. Ты хочешь, чтобы за тобой следили. Я не хочу, не хочу... Я не хочу, чтобы за мной следили столь пристально, как это делаешь ты.
Ф. Я бы хотел, чтобы вы напали на праведность «нападающего».
X Напасть... на праведность.
Ф. «Нападающий» всегда прав. «Нападающий» знает, что вам надо делать, имеет право критиковать и т. д. «Нападающий» ноет, пристает, вынуждает вас защищаться.
X Да... Ты сволочь! Ты как моя мать. Ты знаешь, что для меня лучше. Ты... ты осложняешь мне жизнь. Ты велишь мне делать то и это. Ты велишь мне быть... реальной. Ты приказываешь мне самоактуализироваться. Ты заставляешь меня... говорить правду.
Ф. Теперь, пожалуйста, не переставая двигать руками, расскажите нам, что происходит с ними.
X Моя левая рука...
Ф. Пусть руки поговорят между собой.
X Моя левая рука. Я дрожу, я сжата в кулак, напряжена и (голос прерывается) словно... кулак сжат слишком сильно, ногти... вонзаются в руку. Это неприятно, но я часто так делаю. Я ощущаю напряжение.
Ф. А правая рука?
Д. Я держу тебя за запястье.
Ф. Расскажите, зачем вы это делаете.
Д. Если я отпущу тебя, ты... ты стукнешь кого-нибудь. Не знаю, кого или что ты ударишь, но ты не должна этого сделать... поэтому я держу тебя. Ты не можешь крушить все вокруг.
Ф. А теперь стукните вашего «нападающего».
Д. (короткий резкий крик) Вот тебе!
Ф. Теперь скажите своему «нападающему»: «перестань ныть».
Д. (громко, с болью) Оставь меня в покое!
Ф. Еще раз.
Д. Оставь меня в покое!
Ф. Еще.
Д. (кричит и плачет) Оставь меня в покое!
Ф. Еще.
Д. (выкрикивает) Оставь меня в покое! я не должна Делать то, что ты мне велишь! (Плачет..) Я не должна быть хорошей!.. Я не должна сидеть на этом стуле! Я не должна. Ты меня заставляешь. Ты заставил меня сюда прийти! (Вскрикивает.) Ах! Ты вынуждаешь меня щипать лицо (плачет), это все ты (кричит и плачет). Ах! Мне хочется тебя убить.
Ф. Скажите это еще раз.
Д. Мне хочется тебя убить.
Ф. Еще.
Д. Мне хочется тебя убить.
Ф. Вы можете убить его левой рукой?
Д. Он ростом с меня... Я душу его.
Ф. Хорошо. Скажите еще раз: «Я душу...»
Д. (тихо) Я тебя задушу... хватаю тебя за шею. Хрр. (Фриц протягивает ей подушку, которую она сдавливает, издавая звуки.) Рр. Как тебе нравится это! (Звуки сдавленных криков и плача.)
Ф. Издавайте больше звуков.
Д. Хрр! Ахх! Ррр! (Она продомкает мять подушку, плачет и выкрикивает,.)
Ф. Отлично. Расслабьтесь, закройте глаза... (Продолжительное молчание. Мягко.) Хорошо. Возвращайтесь к нам. Вы готовы?.. Теперь вы опять «нападающий»....
Д. (слабо) Ты не должна была этого делать. Я накажу тебя за это... Я накажу тебя за это, Джейн. Ты пожалеешь, что так поступила. Берегись.
Ф. Теперь поговорите в таком духе с каждым из присутствующих... Словно хотите отомстить каждому из нас. Обвините каждого в каком-то конкретном проступке... Начните с меня. За что вы хотите меня наказать в качестве «нападающего»?
А- Я собираюсь вас наказать за то, что вы заставили меня почувствовать себя дурой.
Ф. Как вы собираетесь меня наказать?
X (решительно) Глупостью. Вы глупее меня.
Ф. Хорошо. Дальше.
X Реймонд, я хочу наказать тебя за твою глупость. Я заставлю тебя почувствовать себя ослом... Я заставлю тебя думать, что я умнее, ты будешь чувствовать себя глупцом, а я буду чувствовать себя умной... Я действительно напугана. Я не должна была этого делать (плачет). Это нехорошо.
Ф. Скажите это ему. Поверните наоборот: «Ты не должен был...»
X Ты должен... ты не должен был... ты не должен был... ты не должен был делать... ты не должен был быть таким тупым. Ты не должен был разыгрывать из себя тупицу. Потому что это нехорошо.
Ф. Вы опять выполняете работу.
А- Да, я знаю. Я не хочу этого делать (плачет), я... Я знаю, как я тебя накажу (вздыхает). Я накажу тебя своей беспомощностью.
Реймонд. За что ты меня наказываешь?
Ажейн. Я накажу тебя за любовь ко мне. Вот за что я тебя накажу. Я сделаю так, что тебе будет трудно меня любить. Я не стану большее сообщать тебе, когда прихожу и ухожу.
Фриц,. «Как ты можешь опуститься до того, чтобы любить такую, как я?», верно?
А- Правильно.
Ф. Знаю. Как можно любить коробку спичек?
А- Фергюс, я собираюсь наказать вас за вашу медлительность... физическую и быстроту мысли. Вот что я сделаю... Я попытаюсь возбудить вас, честное слово. Я накажу вас за вашу сексуальную заторможенность. Я заставлю вас считать меня сексуальной. Я заставлю вас чувствовать себя плохо рядом со мной... И я накажу вас за то, что вы притворяетесь, будто знаете гораздо больше, чем на самом деле.
Ф. Что вы испытываете, планируя наказание?
А- (оживленно). Очень странное чувство. Не уверена, что оно возникало у меня раньше, во всяком случае, надолго. Это сродни... это чувство возникало, когда я... когда я мстила своим братьям за плохое со мной обращение. Я стискиваю зубы, представляю себе самую страшную кару и чувствую какое-то наслаждение.
Ф. Да. А у меня сложилось другое впечатление; вы не испытывали радости здесь.
А- Мм.
Ф. Хорошо. Вернитесь назад и вновь побудьте «нападающим», ощутите наслаждение, наказывая Джейн. Щипайте ее, мучайте.
А- Ты единственная, кого я люблю наказывать... Когда ты говоришь слишком громко, я наказываю тебя за это (без удовольствия).
Когда ты говоришь недостаточно громко, я говорю тебе, что ты заторможена. Когда ты много танцуешь, слишком много, я говорю тебе, что ты хочешь сексуально возбудить окружающих. Когда ты не танцуешь, я говорю тебе, что ты мертва.
Ф. Можете ли вы сказать Джейн: «Я свожу тебя с ума?»
А- (кричит) Я свожу тебя с ума.
Ф. Еще раз.
А- Я свожу тебя с ума.
Ф. Еще раз.
А- Я свожу тебя с ума... Я привыкла сводить с ума всех, а теперь я свожу с ума тебя... (голос слабеет) однако это для твоей же пользы. Именно так сказала бы моя мать. «Для твоей же пользы». Я заставлю тебя почувствовать свою вину, когда ты поступаешь плохо, чтобы ты этого больше не делала. И похлопываю тебя по спине, когда ты делаешь что-либо стоящее, чтобы ты запомнила и сделала это снова. И я буду мешать тебе жить сегодняшним днем. Я... я программирую тебя, я не позволю тебе жить... сегодняшним днем. Я не позволю тебе наслаждаться жизнью.
Ф. Я бы хотел, чтобы вы использовали это: «Я неумолима».
А- Я... я неумолима.
Ф. Еще раз.
А- Я неумолима. Я сделаю все, особенно если кто-то бросит мне вызов. Тогда я заставлю тебя сделать это, Джейн, тебе предстоит завоевать свое место в этом мире.
Ф. Попробуем это. «Тебе предстоит поработать».
А• (смеется) Тебе предстоит поработать. Тебе придется перестать валять дурака... ты и так ничего не делала в течение долгого времени.
Ф. Так. А теперь не меняйте положения тела. Правая рука движется к левой, а левая к правой. Произнесите то же самое, осознавая движение рук.
А- Ты и так ничего не делала в течение долгого времени. Тебе надо что-то делать. Джейн. Ты должна быть чем-то... Ты должна заставить всех гордиться тобой. Ты должна вырасти, должна стать женщиной, все плохие свои качества следует таить в себе, чтобы никто не заметил, пусть все считают, что ты совершенство, само совершенство. Надо лгать. Я заставлю тебя лгать.
Ф. Теперь вновь уступите место Джейн.
А- Ты... ты (плачет) сводишь меня с ума. Ты щиплешь меня. Мне очень хотелось бы тебя задушить... ах... за это ты меня накажешь. Ты вернешься... и задашь мне жару за это. Почему бы тебе не уйти совсем? Я не буду... Я больше не буду тебе досаждать. Уходи и оставь меня в покое... я не прошу тебя, я приказываю! Пошла прочь!
Ф. Еще раз.
X Прочь!
Ф. Еще.
X. Убирайся прочь!
Ф. Смените стул.
X Если я уйду, от тебя останется лишь половина! Полчеловека. Тогда ты точно проиграешь. Ты не можешь меня прогнать. Тебе придется придумать, что со мной делать, тебе придется меня использовать... Я бы изменила твое мнение о многих вещах, если было бы нужно.
Ф. А!
X Я говорю тебе, что не могу сделать ничего дурного... Я имею в виду, если ты оставишь меня в покое, я не сделаю ничего дурного...
Ф. Хорошо. Передохните немного.
А- (закрывает глаза) Я не могу отдыхать.
Ф. Тогда возвращайтесь к нам. Расскажите нам о своем беспокойстве.
X Я по-прежнему не знаю, что мне со всем этим делать. Когда я закрыла глаза, я услышала: «Скажи ей, чтобы она расслабилась».
Ф. Хорошо. Сыграйте теперь ее «нападающего».
X Расслабься.
Ф. Пусть она будет «защищающимся», а ты «нападающим».
X Тебе ничего не надо делать, никому ничего не надо доказывать (плачет). Тебе только двадцать лет! Тебе не обязательно быть королевой...
Она говорит: Хорошо. Я понимаю это. Я знаю это. Я просто тороплюсь. Очень тороплюсь. Нам предстоит очень многое сделать... и сейчас я знаю, когда я спешу, ты не можешь... когда я спешу, ты не можешь жить этой минутой. Тебе следует... тебе следует торопиться, дни бегут, ты думаешь, что теряешь время или что-то в этом роде. Я слишком строга к тебе. Я должна... я должна оставить тебя в покое.
Ф. Мне хотелось бы вмешаться. Пусть ваш «нападающий» скажет: «Я буду относиться к тебе более терпимо».
X Да. Я буду... Я буду относиться к тебе более терпимо.
Ф. Скажите это еще раз.
Д. (мягко) Мне очень трудно проявлять терпение. Ты это знаешь. Тебе известно, что я нетерпелива. Однако я... я попытаюсь быть с тобой помягче. «Я попытаюсь»... Я буду относиться к тебе более терпимо. Когда я говорю это, я топаю ногой и качаю головой.
Ф. Ладно. Скажите: «Я не буду терпимо относиться к тебе».
Д. (легко) Я не буду терпимо относиться к тебе, Джейн! Я не буду терпимо относиться к тебе.
Ф. Еще раз.
X Я не буду терпимо относиться к тебе.
Ф. Еще раз.
X Я не буду терпимо относиться к тебе.
Ф. Теперь скажите это нам. Выберите нескольких людей.
X Ян, я не буду терпимо относиться к тебе. Клэр, я не буду терпимо относиться к тебе. Дик, я не буду терпимо относиться к тебе. Мюриэл, я не буду терпимо относиться к тебе. Джинни, я не буду терпимо относиться к тебе. И к тебе, Джун, я тоже не буду терпимо относиться.
Ф. Достаточно. Как вы себя чувствуете сейчас?
X Прекрасно.
Ф. Понимаете, «нападающий» и «защищающийся» пока не вместе. Во всяком случае, стал ясен конфликт; возможно, он несколько смягчился.
X Мне показалось, когда я работала раньше над сновидением, что конфликт проработан. Я чувствовала себя хорошо. Но я продолжаю... он продолжает... я продолжаю к нему возвращаться.
Ф. Да. Это известная игра в самобичевание.
X Я очень хорошо в нее играю.
Ф. Это удается каждому. Вы делаете это не лучше, чем любой из нас. Каждый думает: «Я худший».»
<< | >>
Источник: Хаменя A.B.. Психотерапия : практикум. 2011

Еще по теме ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ:

  1. 2 этап: терапия поведением и элементами гештальт-терапии
  2. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ.
  3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 10. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
  4. МЕТОДИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ
  5. ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ (GESTALT THERAPY)
  6. ПРИМЕНЕНИЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ
  7. Формирование пвк психолога в процессе групповой гештальт-терапии
  8. ГЕШТАЛЬТ-МОДЕЛЬ
  9. ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
  10. ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД