ТРИ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

До недавних пор считалось, что все происходящее в психической и мыслительной деятельности человека полностью осознается им. Теперь общепризнано, что в процессе мышления и в психической деятельности самосознание является лишь незначительной частью.
Кроме открыто признаваемых нами причин, стоящих за нашими действиями, существуют еще тайные причины, в которых мы не способны признаться даже самим себе. Большинство наших действий обусловлено скрытыми двигателями, ускользающими от нашего наблюдения, и даже самый тонкий аналитик в состоянии подметить лишь небольшое число бессознательных двигателей, которым он повинуется.
Едва лишь десятая часть ежедневного процесса мышления человека производится сознательно, остальная же мыслительная деятельность осуществляется на подсознательном уровне. Так называемое сознательное мышление является лишь вершиной айсберга, поднимающегося из глубин океана. Мы находимся как бы в темном лесу в беспросветную ночь, наши факелы бросают только незначительный круг лучей, вне которого более широкое кольцо полутеней, а далее идет уже непроглядная тьма. Между тем в этой-то тьме и полутенях совершается громадная работа, и ее результаты, когда это нужно, врываются в световой круг, называемый сознанием.
О существовании у человека бессознательной сферы деятельности давно, задолго до открытия 3. Фрейда, догадывались и врачи, и писатели, и философы. Но это бессознательное было тайной за семью печатями, оно было окружено мифами и религиозными предрассудками, отдавалось в полное владение то ли богу, то ли дьяволу. Очевидное существование в человеке психически неопознанных явлений давало пищу для разных мистических учений.
В животном мире всякое поведение можно описать инстинктами, чаще всего обусловленными физиологическими потребностями. По сути дела — это действия, непосредственно побуждаемые неуправляемыми мотивами.
Совсем иначе обстоит дело у человека. У него есть самосознание, некое "Я", центр его личности. Неотъемлемая часть деятельности человека — стереотипы и моральные нормы культурной среды, усвоенные в процессе социализации. Эти структуры подавляют одни мотивы человека и позволяют реализоваться другим. Так, путем подавления определенных мотивов, формируется человеческая деятельность. Сознание оказывается всего лишь всадником, который оседлал норовистое животное, укротил его, насколько возможно, и не дает ему бежать туда, куда хочется, — а только к цели. По этой причине часто поведение человека определяется не его сознательными планами, а борьбой его "Я" с бессознательными устремлениями организма.
Механизм подавления чуждых "Я" стремлений Фрейд назвал цензурой. Цензура — главное оружие "Я" в его борьбе с бессознательным, но оружие обоюдоострое. Все, что не соответствует морали общества, не допускается до сознания. Цензура вытесняет в подсознание все естественные животные мотивы, которые запрещены общественной моралью и приходят в противоречие с усвоенными идеологическими стереотипами. Человек не знает о существовании этих устремлений. Он думает, что в нем есть только то, что доступно его сознанию.
Но подавленные стремления никуда не исчезают. Они живут своей собственной жизнью, пытаются реализоваться, вырваться наружу, пробив стену психологической защиты — цензуру. И пробиваются в виде оговорок в речи, описок в письме, комплексов, невротических симптомов.
Описанный механизм в современной психоаналитике называют личностным бессознательным, поскольку оно оказывается результатом собственной жизни каждого индивида. Личностное бессознательное, хотя и значительно больше по объему, чем сознательное, но тем не менее и оно сильно уступает еще одной форме бессознательного, которую называют коллективным бессознательным. Последнее вмещает в себя результат жизни всей человеческой популяции, от момента ее формирования в глубинах дочеловеческих предков.
Проанализируем механизм коллективного бессознательного. Если с физиологической точки зрения наше тело является итогом всей человеческой эволюции, то то же самое можно сказать и о пашей психике, которая в определенной мере присуща всем людям, опосредуя их взаимодействие со средой обитания. Так как имелись постоянно повторяющиеся условия существования поколений, то возникли и типичные для всех биологических видов (в том числе и для человека) реакции, происходящие автоматически и называемые инстинктами. У человека соответственно имеются и общие всему живому инстинкты, и специфические человеческие бессознательные реакции иа среду обитания, будь то физические явления, другие люди или собственные психофизиологические состояния.
Универсальные прообразы, проформы поведения и мышления составляют коллективное бессознательное, как систему установок и реакций, которая незримо определяет жизнь человека.
В сравнении с животными человек наделен сознанием, благодаря чему он свободен от чисто инстинктивных реакций на мир. Сознание опосредует его отношение с окружающим миром, что открывает огромные возможности, но вместе с тем ведет и к опасности отрыва сознания от "жизненных корней".
Животные полностью погружены в бессознательную жизнь, им нет нужды прибегать к сознательной регуляции поведения, и они не могут "сойти с ума", поскольку у них его просто нет. Человек первобытного общества лишь в незначительной мере отрывался от "матери-природы". С развитием сознания эта пропасть все более углублялась, и человек вынужден был приспосабливаться не только к внешнему, но и к собственному внутреннему миру, то есть ему нужно было постоянно восстанавливать равновесие, гармоническое соотношение с унаследованными им из прошлого бессознательными детерминантами поведения и мышления.
Дикарь сохранял гармонию с помощью мифологии, магии, ритуалов, причем мифологическое мышление еще не знало дифференциации на субъекта и объекта, внешнего и внутреннего, физического и психического. Современное же человечество, отказавшееся от мифологических представлений, насчитывает лишь несколько столетий.
Ориентация современного человека исключительно на сознательное поведение породила и новый тип мышления — логическое. Такое мышление протекает в суждениях, оно словесно, требует усилия воли. Оно утомляет человека. Логическое мышление есть инструмент и порождение культуры. С ним в первую очередь связаны наука, техника, промышленность — орудия контроля над реальностью. В малоразвитых обществах и поныне логическое мышление слабо заметно.
Ненаправленное, интуитивное мышление представляет собой поток образов, а не понятий. Оно не утомляет человека. Стоит лишь расслабиться, и мы теряем нить логического рассуждения, переходя к естественной для человека игре воображения. Такое мышление непродуктивно для приспособления к внешнему миру, поскольку уходит от реальности к фантазиям. Оно сродни сновидениям. Зато оно необходимо для художественного творчества, мифологии, религии,,
Все те творческие силы, которые современный чело-зек вкладывает в науку и технику, человек древности посвящал мифам и религии. Благодаря этому мы стали богатыми в познаниях, но бедными в мудрости. Подлинными источниками мудрости продолжают оставаться для нас лишь сновидения, когда контроль логического мышления ослабевает и мы снова имеем возможность войти в утраченный для нашего сознания фантастический мир.
Психика человека есть целостность, единство сознательных и бессознательных процессов. Она является саморегулирующейся системой, в которой происходит постоянный обмен энергией между сознанием и его противоположным полюсом — коллективным бессознательным. Энергия рождается из противоречий, из борьбы двух противоположностей, как Инь из Ян и наоборот. Обособление какой-либо из этих двух частей психики ведет к утрате энергетического равновесия. Когда сознание стремится обособиться от бессознательного (что происходит, например, у европейских народов последних столетий), бессознательное стремится к "компенсации" себя. Вторжения коллективного бессознательного способны приводить не только к психозам, но и к всевозможным лжепророчествам, к"инфляции" сознания всякого рода "вождей", становящихся "носителями" сверхчеловеческих сил.
"Черная благодать бесноватости" какого-нибудь фюрера и высшие достижения художественного или религиозного творчества при этом бывают обусловлены единым источником. Все различие состоит лишь в том, что у подлинного пророка сознание не поглощается бессознательными образами, а, напротив, символически перерабатывает их. Лжепророк же отождествляет свое сознание с бессознательным образом и становится по другую сторону морали, сознательного выбора, становясь марионеткой бессознательных сил.
Любая религия сродни мифологии, а потому она является разновидностью коллективного бессознательного. Из этого понятно, что религия вечна, она просто необходима всему современному человечеству как мостик, способный поддерживать устойчивый энергетический баланс между все возрастающим уровнем сознания и сдающим свои позиции коллективным бессознательным. Религия несет в себе две функции — спасителя души и регулятора психического здоровья. Обществу, лишенному "защитных стен" религиозных символов, вполне реально может угрожать безумие.
<< | >>
Источник: СУХАРЕВ. ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. 2005

Еще по теме ТРИ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. Мельникова Л.Р. Л.С.Выготский о роли игры в развитии рече-мыслительной деятельности
  3. Формы психической энергии
  4. § 1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
  5. Глава. ІІІ ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОЗГ. ПРОБЛЕМА ДЕТЕРМИНАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
  6. Глава IV ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА
  7. Единство смыслового содержания и формы является еще одной важной характеристикой речевой деятельности. Мысль как предмет речевой деятельности имеет несколько характеристик:
  8. Собственно суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
  9. 2. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕФЛЕКТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА
  10. 2.2 Психические особенности человека как субъекта познания и деятельности. Психические состояния как регулятор активности.
  11. 2.1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕФЛЕКСИИ НА ЭТАПЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  12. ВКЛАД ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ В ПСИХИЧЕСКУЮ РЕГУЛЯЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЕ СМЫСЛОМ В РАМКАХ СМЫСЛОВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, РЕАЛИЗУЕМОЙ ДАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
  13. ТЕМА 6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА СЛУЖБ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ