Адамян Ника Альбертовна Кувалдина Мария Борисовна ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧИ СРАВНЕНИЯ

Работа выполнена при поддержке РГНФ грант №08-06-006-27а Слепота по невниманию (СН) - неспособность заметить яркое и обращающее на себя внимание, но иррелевантное задаче событие или объект. С самого начала исследований этого феномена (I.
Mack, A. Rock, D. J. Simons) было продемонстрировано, что эти ограничения внимания сопровождаются неосознаваемой переработкой информации о не замеченном ранее объекте, что проявляется в фиксации эффектов последействия. В экспериментах по изучению последействия СН были получены противоречивые данные: эффективность выполнения задачи, содержащей ранее не замеченный (не осознанный) стимул либо повышается, либо снижается. Наличие двух разнонаправленных тенденций подразумевает необходимость исследования возможных причин разных типов последействия. В соответствии с теорией В.М. Аллахвердова, СН может быть объяснена как следствие принятия решения о неосознании стимула, который не соответствует общему контексту ситуации. В динамической парадигме СН испытуемый выполняет задачу слежения за несколькими движущимися объектами. Появляющийся через некоторое время яркий, но иррелевантный основной задаче стимул (например, человек в костюме гориллы, проходящий сквозь игроков в баскетбол) противоречит сложившейся гипотезе о происходящем и исключается из зоны осознанания. Принятое решение о неосознании (негативный выбор) обладает тенденцией к последействию (В. М. Аллахвердов).
Тип последействия предположительно зависит от того, какую задачу испытуемый выполняет в последующем. Если в предложенной после генерации СН задаче один или несколько правильных ответов, ее решение скорее всего потребует проверки гипотезы, касающейся ранее не осознанного (ключевого) стимула. Если в задаче множество правильных ответов, гипотез потребуется больше, и в первую очередь будут проверены гипотезы, касающиеся осознанных стимулов. А гипотеза, касающаяся ключевого стимула, возможно, не успеет быть рассмотрена (временное ограничение может устанавливаться как условием задачи, так и самоинструкцией). Следовательно, принятое решение о неосознании повторится. При анализе данных по последействию СН в задачах узнавания, опознания (в мультипликативной и аддитивной маске), проективного выбора 1 из 4 альтернатив были получены результаты, свидетельствующие в пользу этого предположения (М.
Б. Кувалдина, S. B. Most).
В нашем исследовании для проверки данной гипотезы использовалась задача сравнения. В этой задаче столько правильных ответов, сколько объектов предложено для сравнения. Поскольку мы
использовали в качестве стимульного материала картинки с большим количеством деталей, правильных ответов могло быть неограниченное множество. Предполагалось, что в данной задаче последействие СН будет проявлено в замедлении выполнения задания и игнорировании ключевого изменения.
Для генерации СН у испытуемых экспериментальной группы (ЭГ) использовалась модифицированная парадигма динамической СН. Задачей испытуемого было подсчитать количество столкновений движущихся объектов. Испытуемые первой контрольной группы (КГ1) выполняли то же задание, что и испытуемые ЭГ, но в предъявленном им варианте видеоролика не было иррелевантного задаче изображения. Испытуемым второй контрольной группы (КГ2) ролик не предъявлялся. Затем испытуемые всех групп выполняли задание на сравнение. В качестве стимульного материала использовались две похожие картинки, в которых присутствовали все типы предъявленных в ролике объектов, а также посторонние изображения. Всего в двух картинках 15 отличий, одно из которых (ключевое) - присутствие иррелевантного объекта. Испытуемых просили найти как можно больше отличий за 15 секунд. В заключение, испытуемых ЭГ и КГ1 просили в свободной форме назвать и описать те объекты, которые они видели в мультфильме.
В исследовании приняли участие 80 человек от 16 до 54 лет. Из 40 испытуемых ЭГ 7% корректно описали увиденный в мультфильме ключевой стимул. Ключевое отличие на картинке обнаружили 45% испытуемых всех групп, из них 11% - испытуемые ЭГ и 34% - испытуемые КГ1 и КГ2. Общее количество найденных отличий в ЭГ статистически достоверно меньше, чем в КГ1 и КГ2 (Mann-Whitney U, p < 0,001).
В целом гипотеза подтвердилась. Феномен СН имеет последействие, выражающееся в снижении скорости выполнения задачи сравнения. Сложное задание провоцирует повторное неосознание, что согласуется с данными предыдущих экспериментов. Тип последействия СН действительно может зависеть от количества правильных вариантов ответа в предлагаемой задаче. Исследование проведено при поддержке гранта
<< | >>
Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2010 год). 2010

Еще по теме Адамян Ника Альбертовна Кувалдина Мария Борисовна ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧИ СРАВНЕНИЯ:

  1. Кувалдина М. Б. РЕЛЕВАНТНОСТЬ СТИМУЛА ПРИ ИНДУКЦИИ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ*
  2. Н.А. Адамян, Е.С. Басова ВЛИЯНИЕ ИНСТРУКЦИИ НА ИГНОРИРОВАНИЕ ПРИ ГЕНЕРАЦИИ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ
  3. М.Б Кувалдина, Н.А. Адам ян ВЛИЯНИЕ ОЖИДАНИЙ НА ВОСПРИЯТИЕ ПРИ ГЕНЕРАЦИИ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ
  4. ЗОНТИК ДЛЯ СОЗНАНИЯ: ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ ?
  5. ВЛИЯНИЕ ЗАВЕРШЕННОСТИ ЗАДАЧИ НА УРОВЕНЬ СЛЕПОТЫ ПО НЕВНИМАНИЮ
  6. Ямщинина П.А. ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ СЛЕПОТЫ ПО ВЫБОРУ НА МАТЕРИАЛЕ РЕПРОДУКЦИЙ ИЗВЕСТНЫХ ПОЛОТЕН
  7. Щевлягина Мария Борисовна ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В СТРУКТУРЕ НЕКОТОРЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
  8. М. Б. Кувалдина, А. Е. Шапошникова ЗАХВАТ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ В ПЕРЦЕПТИВНЫХ ЗАДАЧАХ
  9. Краковский А.И. ЭФФЕКТ ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ВЫБОРА ПРИ ГЕНЕРАЦИИ И ЧТЕНИИ
  10. ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ ОШИБОЧНЫХ ОТВЕТОВ В СИТУАЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ ЗАДАЧИ?
  11. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИСПЕТЧЕРОМ ЗАДАЧИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ