Аванесян Марина Олеговна ОСОБЕННОСТИ РАЗВЕРТКИ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ОБРАЗА

В метафоре одно явление используется для передачи сообщения о другом явлении. Например, бихевиористы когда-то назвали психику черным ящиком. Вспомогательный объект, с которым в метафоре отождествляется основной объект, часто метафорически называют «транспортом» (vehicle), «оболочкой», «источником» (source).
Он обладает большей конкретностью и образностью, чем основной объект метафоры. Считается, что именно благодаря этим «осязаемым» качествам вспомогательного объекта с помощью метафоры можно доступно объяснить сложную или абстрактную идею. В метафоре в предельно свернутом виде заложена структура, которая при своей реконструкции во внутреннем ментальном пространстве реципиента предполагает значительную свободу и менее жесткая, чем структура линейного одноуровневого высказывания. Ведь для того чтобы понять метафору, реципиенту необходимо самостоятельно найти элементы, общие для двух ее компонентов.
Традиционно считается, что вспомогательный объект позволяет сделать новые акценты в основном понятии, смещая фокус его устоявшегося восприятия. Целью нашего исследования стало определение того, как именно происходит развертка метафорических образов в процессе понимания метафоры. Для этого мы предлагали испытуемым графически изобразить смысл предъявленных метафор. В исследовании участвовало 24 человека, студенты. Анализ рисунков показал, что вспомогательный объект является базой для построения итогового метафорического образа. Однако не только вспомогательный объект определяет особенности актуализации тех или иных характеристик основного объекта, но и основной объект оказывает влияние на развертку вспомогательного, т. е. происходит взаимная трансформации понятий. Это расширяет представление о том, что метафора предполагает только нахождение общих признаков двух метафорических объектов, как в теории сравнения, или проектирование области основного объекта на вспомогательный (М. Джонсон, Дж. Лакофф). Особенности влияния основного понятия на развертку вспомогательного позволила выявить специальная организация стимульного материала. Стимульный набор был подобран так, что метафоры составляли пары, имеющие общий вспомогательный объект («годы - багаж», «знания - багаж», «жизнь - лабиринт», «проблема - лабиринт» и др.).
Особенности взаимодействия метафорических объектов проявились в рисунках.
Например, несмотря на то, что «багаж»
изображался и в рисунках, передающих смысл метафоры «годы-багаж», и для метафоры «знания-багаж», в первом случае он намного чаще изображался схематично и обобщенно, а во втором-в виде распахнутого чемодана/сумки или детально прорисованного внутреннего содержания. Кроме того, треть испытуемых изобразили обобщенный образ метафоры «годы-багаж» с помощью схем, изображая годы в виде серии накапливаемых однородных элементов. Получается, что для «знаний» более важно их разнообразие и инструментальность, а для «годов» на первый план выступает динамика накопления и однородность. В вербальных отчетах на вопрос о том, чем отличается багаж в первой и второй метафоре, испытуемые отмечали, что «багаж» лет намного тяжелее, чем багаж «знаний».
Рисунки позволили выявить различие эмоционально- перцептивной репрезентации другой метафорической пары: «жизнь- лабиринт» и «проблема-лабиринт», хотя вербальные интерпретации этих метафор в значительном большинстве случаев не отличались друг от друга (выделялись такие качества, сходные для обоих объектов метафоры, как запутанность, сложность, необходимость выбора и возможность разных исходов/способов). Анализ рисунков показал, что лабиринт в случае «жизни» изображался более запутанным, округлым или с перечеркнутыми линиями, «лабиринт проблемы» обладал прямыми линиями и углами, был структурированным. В графическом изображении, таким образом, отразились различия в переживании жизни и проблемы, что не было обнаружено в словесных отчетах.
Приведенные две пары метафор показывают общую тенденцию, выявленную в исследовании, проявляющуюся в том, что основной объект, наполняя своим психологическим содержанием вспомогательный, определяет то, какие свойства вспомогательного объекта актуализируются в новом для него контексте.
В итоге отметим, что графический метод позволил выявить особенности образных и эмоциональных составляющих взаимодействия метафорических образов, о котором говорили многие исследователи, но которое еще не демонстрировалось на эмпирическом материале.
<< | >>
Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2010 год). 2010

Еще по теме Аванесян Марина Олеговна ОСОБЕННОСТИ РАЗВЕРТКИ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ОБРАЗА:

  1. Аванесян М.О. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
  2. Козюлина Елена Олеговна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
  3. Ёлкина Екатерина Юрьевна Таллибулина Марина Тимергалиевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЕЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ РЕАЛИТИ-ПРОЕКТОВ
  4. Фёдорова Марина Николаевна ОРИЕНТАЦИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КЛИЕНТА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ
  5. М.О. Аванесян ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОНИМАНИЯ МЕТАФОР
  6. 7. Доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант)
  7. М.О. Аванесян РИСОВАННЫЕ МЕТАФОРЫ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  8. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
  9. Тумбасова Е.Р. Особенности «образа Я» в ранней юности
  10. ТУМБАСОВА Е.Р. ОСОБЕННОСТИ «ОБРАЗА Я» В РАННЕЙ ЮНОСТИ
  11. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «Я» СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
  12. Петухова Юлия Олеговна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ С ВЫСОКИМ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ*
  13. Ненарт Евгения Олеговна САМООЦЕНКА КАК ОДНА ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
  14. Кураева Мария Олеговна ВЛИЯНИЕ ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ НА РАЗРАБОТКУ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
  15. Волжанкина Ю.Ю. особенности развития образующих элементов сознания у младших школьников