Бублик М.М. ПРЕИМУЩЕСТВА ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Исследования в области межэтнических отношений, этнической идентичности, национальных стереотипов, условий и средств формирования положительной этнической идентичности и толерантности осуществляются сегодня в достаточно широких масштабах. В то же время проблема этнической идентичности, занимая значительное место в науке, остается одной из самых дискуссионных, требует своевременного изучения и уточнения актуальных моментов этнических процессов, происходящих в обществе. В исследовании феноменов этнической идентичности применяется обширный инструментарий: различные личностные и ситуационные тесты, проективные методики, лабораторный эксперимент, методы опроса, включая анкетирование, интервью, социометрия, шкальные измерительные методики и др. Каждая из исследовательских стратегий по «измерению» этнической идентичности имеет как преимущества, так и недостатки. Так, например, наряду с такими явными преимуществами массовых опросов, как относительная простота организации, широкий охват респондентов, получение большого количества эмпирического материала, в них используются готовые понятия, которые не всегда могут дать информацию о реалиях их применения в контексте категоризации этнических феноменов; остаются без внимания вопросы, касающиеся выбора этнической идентичности из ряда возможных идентичностей, а также то, каким образом этническая идентичность используется респондентами в повседневных практиках.
Хотелось бы отметить еще один важный аспект в изучении этнической идентичности. Являясь эмоционально насыщенным и когнитивно сложным компонентом, этническая идентичность соединяет в себе субъективные, глубинные переживания, опосредованные через систему общественно выработанных способов осознания (через языковые формы). Поэтому, когда исследователь предлагает тот или иной вариант опросного листа, нередко оказывается, что испытуемый пользуется иной системой, нежели та, что представлена в бланке. Так, например, В.Н. Муха отмечает, что ситуация интервью, актуализирующая этническую установку, является стимулом к извлечению из памяти лишь той информации, которая релевантна с точки зрения информанта, а исследователь вынужден в ходе интерпретации принимать или не принимать трактовку событий собеседником, опираясь при этом на какую-то свою теорию, описывающую тот же круг явлений (Муха В.Н., 2008).
Исходя из выше сказанного, стоит особо выделить преимущества психосемантических моделей, которые по сравнению с традиционными опросниками в изучении этнической идентичности обладают определенным преимуществом, позволяя реконструировать плохо осознаваемые респондентами представления и установки своей этнической идентичности.
Построение семантического пространства позволяет выделить различные базисные категории (независимые факторы), образующие интегральную систему представлений психологического явления. Причем для межкультурных исследований невербальный семантический дифференциал по сравнению с вербальными вариантами шкал имеет свои преимущества, обусловленные меньшей подверженностью трансформациям и искажениям. Кроме того, прекрасная математическая оснащенность психосемантических методов позволяет строить самые разнообразные системы детерминаций, выявляя эмоционально насыщенные, слабо структурированные представления человека о самом себе и других как членах этнической общности.
Подводя итог сказанному, можно выделить следующие главные преимущества психосемантических методов в изучении этнической идентичности: ? дают возможность получать исследовательский материал, используя и опираясь исключительно на понятийный аппарат испытуемых; ? позволяют исследовать групповое психологическое пространство, основываясь на значимых признаках той или иной этнической общности; ? дают возможность анализировать глубинные основания принадлежности к этнической группе, не осознаваемые самими респондентами; ? позволяют получать эмоционально насыщенный и значимый массив диагностических данных; ? предполагают применение разнообразных методов математической статистики с возможностью графического представления результатов. Указанные преимущества психосемантического подхода носят, на наш взгляд, ярко выраженный качественный характер, поэтому заслуживают более пристального внимания со стороны исследователей при изучении феноменов этнической идентичности.
<< | >>
Источник: САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2012 год). 2012

Еще по теме Бублик М.М. ПРЕИМУЩЕСТВА ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ:

  1. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
  2. Юсупов П.Р. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ
  3. Глава 1. ЭТНИЧНОСТЬ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
  4. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
  5. Структура и развитие этнической идентичности
  6. ПРИРОДА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  7. О ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ?
  8. В.А. Кривошеее ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БЕЛОРУСОВ
  9. МАМЕДОВА З.З. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЕТИСОВ И АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ
  10. Хаматкоева Л. Б. Шукашвили В. Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
  11. Баянова Л. Ф. Багаева М. Н. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОЗИТИВНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  12. И. Ш. Уруджева ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  13. Доценко Е.Л. ОБЩЕНИЕ С ПОЗИЦИИ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
  14. Осьмак Е. О. ДИНАМИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭМИГРАНТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЗ РОССИИ В США
  15. КОЗЛОВ Д.Д. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  16. ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА МОНЕТАР-НЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ДЕНЕЖНЫЕ УСТАНОВКИ
  17. Лопухова О.Г., Харисова Г.Ф. развитие диагностического инструментария для оценки типа этнической идентичности
  18. Белякова М., Пенина С., Харитонова Т. ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ РУССКИМ: ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  19. УДК 159.922.Е.М. ОМЕЛЬЯНЮК ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОГРАНИЧЬЯ