ДАВЫДОВИЧ Е.М. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗА-ЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Современное состояние России можно рассматривать через призму «этнического возрождения» народов, ее населяющих. Учитывая многонациональность и поликультурность нашего государства, которое формировалось под влиянием различных факторов: окружающей среды, хозяйственной деятельности, политики, миграционных процессов и т.д., это явление для страны в целом позитивно.
При этом, несмотря на развитие этнокультурного разнообразия, активизация этничности в России носит «ассиметричный характер» (Филиппов Ю.В.). Так, этот процесс более коснулся «нерусской» части населения страны, у самого же многочисленного народа – русских ? этническое возрождение наблюдается в менее выраженной форме. Это, прежде всего, свидетельствует о такой сложной и противоречивой проблеме, как «размытость» русского этноса, потеря общности и единства русского народа. Русские все более идентифицируют себя с регионами (сибиряки, южане, северяне и т. д.), или вообще входят в разряд так называемых этномаргиналов (люди, которые находятся на границе между двумя и более этносами, ни один из которых не признается ими своим) (Сергеева О.А.). Другой проблемной стороной процессов этнического возрождения становятся межэтническая напряженность, неприятие культуры и самобытности других народов, возвышение своего этноса и противопоставление его другим.
Все вышеперечисленные проблемы являются, на наш взгляд, ярким свидетельством несформированного этнического самосознания русских людей, которое в ко-нечном итоге порождает разного рода национальные конфликты, этническую интолерантность, ведет к упадку национального духа, культуры и патриотизма.
Поэтому сегодня актуальным становится формирование здорового этнического самосознания, которое, во-первых, служит фактором адаптации человека в обще-стве; во-вторых, способствует оптимизации межэтнических взаимодействий; в-третьих, содействует этнический толерантности и веротерпимости (Арутюнян Ю.В., Гасанов З.Г., Дмитриев Г.Д. и др.). В отечественной науке проблема этнического самосознания разработана особенно глубоко в трудах Арутюняна Ю.В., Бромлея Ю.В, Гумилева Л.Н, Дробижевой Л.М., Козлова В.И., Кона И.С., Саровойтовой Г.В., Хотинец В.Ю. и др.
Под термином «этническое самосознание», прежде всего, понимают этническое самоопределение, т.е. отнесение индивидом себя к той или иной этнической группе, способности человека осознавать самого себя в качестве этнического субъекта.
Некоторые авторы предлагают включить такие компоненты, как этноцен-тризм, этнические стереотипы, этнические симпатии и антипатии (Солдатова Л., Ешич М.Б., Гасанов З.Г. и др.). Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов Ф.А. в содержании этнического самосознания выделяют интересы, которые осознаются людьми как этнические.
Этническое самосознание формируется под влиянием многообразных культурных и социальных факторов, возникая в процессе совместной жизнедеятельности людей. Элементами этнического самосознания могут выступать этноним, происхождение и историческое прошлое членов этноса, язык, религия, культура, экономи-ка, система образования, антропологические и психологические особенности. В структуре этнического самосознания ученые выделяют три основных компонента (механизма): когнитивный, эмоционально оценочный, поведенческий. Стабильность этнического самосознания может обеспечить следование автостереотипам, обы-чаям, религии, устойчивым нормам и правилам поведения (Гумилев Л.Н., Дмитриев Г.Д., Крупник Е.П. и др.).
Проблема формирования этнического самосознания касается, прежде всего, молодого поколения, которое, с одной стороны, наиболее сензитивно к различного рода влияниям, а с другой ? обеспечивает связь поколений. Поиск путей и средств, способствующих формированию здорового этнического самосознания и обеспе-чивающих его стабильность, становятся сегодня особенно важными в современной науке.
Одним из таких путей, на наш взгляд, может стать приобщение к музыкальным традициям народа. Музыкальная культура любого народа, в том числе и русского, развивалась в трех взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях: народное, религиозно-духовное и профессиональное искусство. Преемственность и взаимодополняемость данных направлений рождали не только новые формы, жанры и направления музыкального искусства, а также традиции, которые из «чисто» музыкальных становились социально-бытовыми. При этом носителем, хранителем и транслятором таких традиций становился сам народ.
Приобщение к музыкальным традициям своего народа поможет, на наш взгляд, молодому поколению максимально включиться в процесс этнизации и социализа-ции, на уровне осмысления, усвоения и, что особенно важно, присвоения традиций.
<< | >>
Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2004 год). 2004

Еще по теме ДАВЫДОВИЧ Е.М. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗА-ЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА:

  1. Давыдович Е.М. этническоЕ самосознаниЕ как фактор социализации современного чело-века
  2. Карпенко В.В. ОБРАЗ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
  3. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  4. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  5. И. Ш. Уруджева ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  6. НАФАНАИЛОВА М.С. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ САХА
  7. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В РУССКИХ И ХАКАССКИХ СЕМЬЯХ
  8. Румянцева П.В. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НАЦИОНАЛЬНО-СМЕШАННЫХ СЕМЕЙ
  9. РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ САМООЩУЩЕНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ БОЛЬНЫХ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  10. САМОРАСКРЫТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФЕНОМЕН АДАПТА-ЦИИ
  11. В.А. КРИВОШЕЕВ ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
  12. КОНСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  13. МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ