ГРАНИЦЫ ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Для зап. цивилизации характерно понимание различных явлений, опирающееся в основном на рациональный и объективный подход. Классическая греческая философия рассматривала Вселенную как постижимую путем редукционизма, делящуюся на элементы без остатка, статическую, нерелятивистскую и атомистическую.
Согласно философии Декарта, материя и дух принципиально различны.
Роджер Уолш и др. в работе «Столкновение парадигм» (Paradigms in collision) описали различные уровни и цели психотерапевтического вмешательства как а) традиционно терапевтический, направленный на снижение патологии и на улучшение приспособляемости; б) экзистенциальный, обеспечивающий конфронтацию с сомнениями, проблемами и/или существованием; в) сотериологический (soteriological) — просветление (нирвана), трансценденция проблем, впервые осознанных на экзистенциальном уровне. Уолш считает, что зап. психология и терапия сконцентрированы преимущественно на первых двух уровнях, в то время как третий уровень составляет главную цель дисциплинирующих упражнений сознания, которые включает в себя мысль Востока.
Зап. психология признала искажения реальности за патологические проявления, но при этом приравняла «реальность» к миру в том виде, как он воспринимается бодрствующим сознанием, и отделила субъекта восприятия («Я», Эго) от того, что воспринимается. Дэниел Гольман констатировал, что эта точка зрения не признавала существования или отрицала доступ к реальности, воспринимаемой другими состояниями сознания.
Расширение понимания бессознательного до включения в него коллективного измерения (dimension), присущего всем культурам и расам, связано с именем Карла Юнга, чьи исслед. в области психологии вобрали в себя восточные религии. Отстаивание им существования «безличных» уровней сознания — шаг вперед по сравнению с более ранними редукционистскими и механистическими теориями. Юнг высказал свое мнение о границах зап. психологии, заявив, что: «Зап. сознание ни в коем случае не является единственной существующей формой сознания; оно представляет собой исторически обусловленный и географически ограниченный фактор и типично лишь для одной части человечества».
<< | >>
Источник: Р. Корсини и А. Ауэрбаха. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (Часть 1). 2006

Еще по теме ГРАНИЦЫ ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ:

  1. Развитие психологии в границах философии и естествознания. Становление психологии как самостоятельной науки. Психология человека в начале XX века.
  2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ «ВОСТОЧНО-ЗАПАДНОЙ» ПСИХОЛОГИИ
  3. «ВОСТОЧНО-ЗАПАДНАЯ» ПСИХОЛОГИЯ (EAST-WESTPSYCHOLOGY)
  4. ТЕМА 2 . РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США
  5. 3.5. ПОДХОДЫ ЗАПАДНЫХ ПСИХОЛОГОВ К ИЗУЧЕНИЮ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
  6. Западная психиатрия: неверные представления и настоятельная необходимость в их пересмотре
  7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЗАПАДНЫХ ГОСУДАРСТВ IV-XVIII ВВ
  8. Я И НЕ-Я Граница Я
  9. Суслов В.И., Федорова О ГРАНИЦАХ «EGO»
  10. ГРАНИЦЫ БИХЕВИОРИЗМА [4]
  11. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ГРАНИЦЫ
  12. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ НАЧАЛ
  13. ГРАНИЦЫ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ
  14. ФИДУЦИАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ (FIDUCIAL LIMITS)
  15. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ (CONFIDENCE LIMITS)
  16. Границы тела, тело и среда
  17. Кась ГРАНИЦЫ МЕДИАЦИИ
  18. ПЕРЕГОВОРЫ О ГРАНИЦАХ - СВЕРСТНИКИ И РО-ДИТЕЛИ
  19. ГРАНИЦЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  20. ГРАНИЦЫ И СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ