А. Ш. Гусейнов ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРОТЕСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Молодежь проявляет высокую протестную активность. Волнения студентов в 60-х годах во Франции и Америке, современные беспорядки в Европе и в арабских странах, протесты в России - всегда связаны с молодежью.
С другой стороны, высокая протестная готовность молодежи часто вступает в противоречие с идеями толерантности. Как уменьшить неудовлетворенность, недовольство и неприятие как предикторы протеста у молодежи? Каким образом направить протест в русло позитивной гражданской активности?
По данным наших исследований, проведенных в 2009-2012 гг. (выборка 1200 человек), молодежь с выраженными протестными установками проявляет негативизм, склонна к идеализации, но зависима от чужого мнения, тяготеет к лидерам. Кроме того, склонность к недовольству проявляют не только аутсайдеры, но и лидеры группы. Следовательно, для молодежи с высокой протестной готовностью характерна особая восприимчивость к ценностям и лидерам, готовым отстаивать эти ценности. Поэтому молодежь, склонная к протесту, часто вступает в группы, иногда экстремистски направленные (если их возглавляет деструктивный лидер).
Склонность к идеализации и идентификация с лидером резко возрастает в значимой группе (Т. Адорно, З. Фрейд, В. Райх, Г. Маркузе, Л.Г. Почебут и др.). Низкое состояние нравственности в современном обществе и его связь с разрушением системы ценностей отмечается многими исследователями (А.А. Бодалев, А.А. Гусейнов, А.В Юревич и др.). Исследователи отмечают недоработанность, бессистемность попыток создания государственной программы нравственного возрождения российского общества (Л.Н. Котруца). Психологические предпосылки протеста и интолерантности - это пренебрежительное отношение к прошлому Родины, одновременно с превознесением «демократических ценностей», провоцирующее и разрыв поколений, и размыв ценностей семьи.
Негативное отношение молодежи к старшим иногда провоцируют СМК: телевидение, кино и интернет (В.Ю. Троицкий). Непродуманный протекционизм власти для социальных групп, часто высоко коррумпированных (высокая зарплата и жилье для судей, администрации, полиции, военных), но не для лиц, занятых в промышленности и в воспроизводстве человеческого капитала (преподаватели, врачи, ученые) приводит к внутреннему протесту.
Нынешние ориентиры молодежи - культ потребления, приводит к латентным проявлениям протеста: к коррупции, волоките, зависти, негативизму, абсентеизму. В основе российского абсентеизма лежит недоверие как к политическим партиям, так и к политике вообще (А.Е. Любарев).
Принимая во внимание неудачи прямой помощи молодежи (Р. Росс, Р. Нисбетт, Л.Г. Почебут), необходимо формирование новой идеологии. Принятие национальной идеологии будет способствовать снижению социального недовольства. У молодежи появятся более определенные жизненные цели. Основные ориентиры национальной идеологии имеют педагогическую направленность: педагогическая культура, повышение роли в обществе педагога, мастера, тренера. Задачи построения новой России сможет решать только высокообразованный человек. Аморально и экономически безграмотно снижать качество образования путем возложения ответственности за обучение молодежи на родителей. Это проявление дискриминации в образовании. Научно обоснованная перспектива образования - бесплатное полное высшее образование для способных студентов. Опасение, что высокообразованными людьми трудно управлять - необоснованно. Угроза безопасности России - амбициозные, псевдограмотные люди и лица, подверженные политическому и религиозному влиянию (первые создают кланы, а вторые им подчиняются).
Светская духовность. Четкие моральные ориентиры, поиск собственных ценностей важен как для молодежи, так и для всего общества. Сегодня модно связывать нравственность, духовность с религией, но в нашей многонациональной и поликонфессиональной стране одна религия не может быть духовным ориентиром для всего населения (В.В. Макаров). Попытки найти общее в разных религиях утопичны. В нашей истории роль объединяющего духовного фактора, роль лидера чаще играли писатели, поэты, ученые, деятели искусства и талантливые политики.
Физическая культура. Спорт, туризм и здоровый образ жизни - это не только фактор здоровья, но средство воспитания воли и способ самореализации. Спорт снижает излишнюю агрессию, способствует сплочению группы, вызывает интерес и уважение к сопернику, а, следовательно, способствует формированию толерантного сознания у молодежи.
<< | >>
Источник: САНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2012. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2012

Еще по теме А. Ш. Гусейнов ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ПРОТЕСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ:

  1. К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  3. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
  4. ВЫРАЖЕННОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И МОЛОДЕЖИ
  5. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНДИКАТОР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О ТОЛЕРАНТНОСТИ
  6. Бызова В.М, Петухова А.Н. Установка толерантности в системе ценностей студенческой молодежи
  7. БЫЗОВА В.М, ПЕТУХОВА А.Н. УСТАНОВКА ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
  8. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ БУРЯТИИ
  9. РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  10. М.А. Манойлова СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
  11. ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К НОВЫМ ТЕНДЕНЦИЯМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  12. ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ КАК ЦЕННОСТИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
  13. Пятых И.К. структура ценностных ориентаций у современной учащейся молодежи
  14. Богачев Н.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
  15. БОГАЧЕВ Н.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
  16. ТИПОЛОГИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
  17. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ О ПЕРСПЕКТИВЕ БУДУЩЕГО
  18. Саморукова А.П. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ