К. С. Харлова, Н. Н. Рождественская РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Во многих исследованиях было показано, что музыка способна значительно влиять не только на психологическое, но и на физиологическое состояние слушателя (Ч. Дизренс, Н. Черкас, Ф. Блум). Как сказал Л.С.
Выготский: «Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело» (Выготский, 1986). Гуманистические и экзистенциальные психологи определяли организменные реакции как организмический оценивающий процесс, при котором ценности никогда не становятся фиксированными, или ригидными, а переживания точно отображаются в символах, постоянно и заново оцениваются с точки зрения организмического удовлетворения. Многие наши сенсорные или висцеральные ощущения не символизируются, но доступны для осознания, если существует такая потребность. Это касается и таких всецело бессознательных процессов, как регуляция температуры тела, и таких свойственных только человеку функций, как выбор жизненного пути (Роджерс, 2007; Менегетти, 2009). С помощью музыки, сознательно управляя реакциями, человек способен менять как свое состояние, так и состояния других людей.
В XIX в. И.М. Догель установил, что под воздействием музыки меняются артериальное давление, частота сердечных сокращений, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург Б.В. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость, а так же говорил об огромном значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней жизни.
На основе обобщенного эмпирического материала Б.М. Теплов впервые в отечественной практике с позиций деятельностного подхода проанализировал структуру музыкальности, вскрыл психологическую природу музыкального переживания. Изучив многочисленные высказывания композиторов и писателей (Чайковского, Шопена, Тургенева, Толстого и др.), он показал важную роль эмоций и чувств в качестве предметного содержания музыки, доказав возможность отражения качественного многообразия эмоций в музыке (Теплов, 1947).
С новых позиций рассмотрел коммуникативную природу музыки в связи с ее направленностью на слушателя В.В.
Медушевский (Ме- душевский, 1983). Проводились исследования, где ставился акцент на особом влиянии музыкального ритма произведения на организм слушателя (В.С. Марахасин и В.М. Цехановский), на влияние музыкальных ритмов на биоритмы человеческого мозга (Г. Уолтер, В.И. Пет- рушин).
Проведенное нами исследование посвящено феноменологии восприятия классической музыки, поэтому мы использовали как опыт феноменологии чувственного восприятия, так и опыт феноменологии интерпретации субъектом своих реакций на прослушивание отрывков классической музыки. Исследование носило экспериментальный характер, и в нем приняли участие 20 испытуемых (10 русских, 10 итальянцев, в возрасте от 22 до 57 лет), которые прослушивали отрывки из произведений Вивальди, Берлиоза, Равеля, Мендельсона, оценивая свое состояние, выполняя тест Люшера и замеры физиологических параметров, давая ассоциации и образы на предъявляемые отрывки.
Была подтверждена гипотеза об изменении организменных реакций участников эксперимента в процессе прослушивания отрывков классической музыки. Обнаружены статистически значимые взаимосвязи между организменными реакциями участников эксперимента, самооценкой состояния и отношением к классической музыке. Статистически значимые различия в организменных реакциях русских и итальянцев носят скорее поведенческий характер и связаны с большей поведенческой экспрессией итальянцев, чем с различиями в орга- низмическом восприятии музыкальных отрывков и самооценке испытуемых. Мы обнаружили сходные ассоциации у русской и итальянской части выборки, которые позволили нам сделать вывод о том, что интерпретация музыкальных отрывков не зависит от культурной идентичности и национальности. У тех участников эксперимента, которые смогли осознать организменные реакции и проинтерпретировать возникшие у них ассоциации, оказались выше показатели жизнестойкости, самооценка уровня жизни, настроения.
Таким образом, развитие чувствительности личности в опыте восприятия классической музыки состоит в осознании индивидом своих психофизиологических ощущений и не зависит от национальности, образования и музыкальных предпочтений.
<< | >>
Источник: САНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2012. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2012

Еще по теме К. С. Харлова, Н. Н. Рождественская РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ:

  1. 16.2. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДЕНЦЕВ
  2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  3. Говалева Ю. И. К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
  4. Харлова К. О. ТЕЛЕСНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ
  5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  7. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  8. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  9. А.И. Янчий, Е.А. Андрейчик МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  10. Сокинина А.А. СКАЗКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  11. РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА
  12. Логинова М. В. РАЗВИТИе ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ