Хлебосолова А.Н., Канушкина А.Р. ОСОБЕННОСТИ БЫТОВОГО «МАГИЧЕСКОГО» НАРРАТИВА У СОВРЕМЕННЫХ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ

Магическое мышление изучается антропологами, историками, социологами и психологами уже более века (Brown F., 1993; Evans- Pritchard E., 1976; Glucklich A., 1997; Frazer J., 1911; Hood B., 2009; Levy-Bruhl L. 1925; Субботский Е.В, 2007). Существуют различные взгляды на проблему магического мышления. Некоторые авторы, вслед за З. Фрейдом, считали его присущим преимущественно «примитивным» культурам и формам мышления. Однако до сих пор спорным остается вопрос о четком разделении «научного» и «магического» мышления (Фрэзер Дж., 1980; Hood, 2009). Результаты Е.В. Субботского (Субботский Е.В., 2007; Subbotsky E., 2004; 2005; 2007; 2009; Subbotsky E., & Matthews J., 2011) свидетельствуют о том, что феномен магического мышления обнаруживается не только у детей младшего школьного возраста, но и у взрослых. Согласно его исследованиям, проявлению магического мышления способствует ряд условий, в частности наблюдение «неперманентности» существования предмета (Субботский Е.В, 2007). Хотя большинство участников исследований Е.В.Субботского отрицали возможность существования магического воздействия, на уровне реальных действий многие люди демонстрируют веру в магическую причинность. Субботским также было показано в экспериментах, что магические верования сохраняют свою действенность в поведении взрослых и тогда, когда люди полностью владеют собой и могут критически мыслить. При определенных условиях современные взрослые люди демонстрируют одинаковую степень доверия как к физическому, так и к магическому объяснению необычного явления (Там же). Несмотря на то, что феномен магического мышления широко изучается в возрастном и общепсихологическом аспектах, его психологические функции, механизмы и проявления у современного человека постиндустриальной эпохи остаются дискуссионной и малоизученной темой.
В то же время магическое мышление, как свидетельствуют вышеупомянутые исследования, является одной из существенных сторон бытовой, или так называемой «народной психологии» (folk psychology).
Согласно Дж. Брунеру, основным культурным средством понимания себя и других людей, на котором строится обыденное сознание представителей современных (а, возможно, также и всех традиционных) культур, является повествование, нарратив (Bruner J., 1986; 1990; 2002; 2008). Человеческий опыт является неотчуждаемым от той или иной структуры повествования, сюжета, в который он вписывается (Bruner J., 1987, Дж. Брунер, 2005). Таким образом, переживания и опыт, расцениваемые как «магические», могут быть рассмотрены с данной позиции как включенные в соответствующие нарративные схемы, богато представленные во всех известных культурах и уже детально изученные в литературоведческих и филологических работах (напр., см.: Пропп В.Я., 1928). В связи с этим, с целью дальнейшего психологического анализа функций и механизмов магического мышления, представляется актуальным проведение качественного исследования распространенных случаев его проявления у современных взрослых людей - автобиографических и квазибиографических бытовых нарративов, в которых можно обнаружить «магические» эпизоды. В проведенном нами пилотажном исследовании «магических» нарративов анализируются материалы интервью с людьми зрелого и юношеского возраста, которых мы просили описать произошедшие с ними или их знакомыми/родственниками/друзьями «необычные» события, необъяснимые с точки зрения логики и, возможно, связываемые с паранормальными явлениями. При анализе транскриптов данных интервью был выделен ряд паттернов, характерных для «магических» нарративов. Проведенный нами анализ является предварительным этапом в исследовании роли «магических» нарративов в жизненной истории (McAdams D.P., 1985; 1993; 2008) или нарративной идентичности современного человека.
<< | >>
Источник: САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2012 год). 2012

Еще по теме Хлебосолова А.Н., Канушкина А.Р. ОСОБЕННОСТИ БЫТОВОГО «МАГИЧЕСКОГО» НАРРАТИВА У СОВРЕМЕННЫХ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ:

  1. ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
  2. РОДИТЕЛЬСТВО И РАЗВИТИЕ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
  3. Бондарева М.О. ГРАНИЦЫ ДЕТСТВА В СОЗНАНИИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
  4. МАГИЧЕСКОЕ ЧИСЛО СЕМЬ (MAGICAL NUMBER SEVEN)
  5. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЧИСЛО СЕМЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ МАГИЧЕСКИМ?
  6. Е. А. Москвина ОСОБЕННОСТИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ ИЗ РАЗВЕДЕННЫХ СЕМЕЙ
  7. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ У ВЗРОСЛЫХ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА
  8. ФУНКЦИИ НАРРАТИВА.
  9. И. Б. Дерманова ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ВЗРОСЛЫХ
  10. КРИТЕРИИ «НАРРАТИВНОСТИ» И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАРРАТИВА.
  11. Зайцева Ю.Е. ТИПЫ «Я-НАРРАТИВОВ» И ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ МОЛОДЫХ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ
  12. Гурьева Н.Б. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ПОЛИНАРКОМАНИЕЙ
  13. «Бытовая» психотехника
  14. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, ПРЕДПОЧИТАЮ-ЩИХ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ
  15. Корнилова Анна Аркадьевна ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА