загрузка...

Интенциональность (направленность) отдаленной ориентации.

На биологическом уровне инстинкты (потребности) в основном однозначно направлены на создание необходимых условий для поддержания жизни организма. Сложнее обстоит дело на уровне психического развития, на уровне сознания. Амбивалентность сознания обусловливает тот факт, что преобразование потребностей может иметь разную направленность, которая выражается, с одной стороны, в развитии духовных потребностей и высших чувств, с другой - в деформации потребностей, что ведет к негативному развитию личности. Неправомерно недооценивать значимость «негативной работы» сознания, «заблуждающегося» мышления. Исследователи отмечают, что до последнего времени существует недооценка значимости «неразумного» мышления. «Хотя заблуждение не отрицалось, но истинное знание было представлено в виде столбовой дороги, а ошибки, заблуждения - как тупиковые переулочки, поворот на которые должен быть закрыт запретительным знаком» [6, с. 10]. Автор делает как будто парадоксальный вывод: чем более совершенен разум, тем более он подвержен заблуждению (там же).
Таким образом, речь идет о направленности отдаленной ориентации, ее «конструктивности», что непосредственно связано с проблемой «доброй» и «злой» воли человека. Но дело осложняется тем, что и по доброй воле можно совершать зло. «Где гарантия того, что представления человека о добре и зле истинны», - восклицает Семен Франк. И, обосновывая свою мысль, пишет о трагической неудаче стремлений русских поколений спасти Россию, а через нее и - весь мир с помощью демократической революции и социализма. «Это такой внушительный урок, что надо быть более осторожным и скептическим в построении и осуществлении планов спасения мира» [13, с. 506]. Где критерии «конструктивности» отдаленной ориентации, константы, инварианты, ведущие к добру, предохраняющие от недостаточно продуманных решений, последствия которых прямо противоположны тому, на что они направлены?
Разумеется, эта проблема чрезвычайно объемна, многоаспектна и требует специального исследования. Остановлюсь лишь на одном, но, думается, фундаментальном аспекте этой проблемы: «нравственные инварианты», а более конкретно - общечеловеческая нравственность как критерий конструктивной отдаленной ориентации.
На протяжении своей истории человечество жило преимущественно на основе «частичной» нравственности - классовой, национальной, конфессиональной, расовой, кастовой... Недооценка значимости общечеловеческой нравственности в воспитании конструктивной отдаленной ориентации наносит серьезный ущерб процессу становления личности человека, благополучию и безопасности общества, в котором он живет. Исследователи, характеризуя состояние современного процесса образования, отмечают, что его существенным недостатком является отсутствие заданной системы норм и жизненных ценностей [9].
В последние годы все большую значимость в нравственном воспитании приобретает религия.
В свое время автор «Чтений о богочеловечестве» и «Религиозных основ жизни», Вл. Соловьев, писал о несомненно положительной роли религии в воспитании нравственных ценностей и освобождения человека от «рабства у низшей природы» [11, с. 208]. Вместе с тем автор предупреждает о неправомерности абсолютизации роли религии в нравственном воспитании человека: «Взгляд, всецело подчиняющий нравственность и нравственную философию теоретическим принципам положительно религиозного характера (утверждение, что вне истинной религии этика не имеет никакого значения), весьма распространен». И далее: «Истинная религия дает силы своим истинным приверженцам исполнять добро - это не подлежит сомнению, но отсюда не следует, чтобы только через нее давались эти силы». Автор подчеркивает роль общих нравственных норм, к которым апеллируют все положительные религии [11, с. 339-341].
Нужно ли доказывать, что нравственное воспитание должно быть предметом не только религии, но и государственной школы? Только школа может обеспечить систематическое и длительное влияние на всех учащихся - детей, подростков, юношей. Известно положение Э. Берна о жизненном сценарии, возникающем в основном под влиянием родителей и существенно влияющем на дальнейшую жизнь ребенка. Есть достаточно оснований утверждать, что и в школе формируется «сценарий» будущей жизни взрослого человека. И «режиссером-постановщиком» этого сценария является учитель. Непосредственное влияние личности учителя, воспитание отношения к преподаваемому им предмету как к своеобразному связующему звену между настоящей и будущей жизнью школьника имеет огромное значение для становления конструктивной отдаленной ориентации его поведения и деятельности.
Обобщая сказанное, отметим, что основная функция отдаленной ориентации на сознательном уровне - обеспечение устойчивого, целенаправленного психического и личностного развития человека, его относительной эмансипированности от непосредственных ситуационных воздействий. Логика дальнейшего исследования привела к необходимости рассмотреть проблему смысла жизни как психологический феномен, суть которого в том, что, возникая в результате взаимодействия внешних влияний и внутренних факторов, он вместе с тем эмансипируется от того и другого и начинает действовать как «буферный механизм», как «система сдержек и противовесов», не допускающих одностороннего подчинения «внешнему» и наряду с этим препятствующих превращению человека в раба собственных потребностей, влечений, своих непосредственных сиюминутных интересов [15].
<< | >>
Источник: Сборник научных статей посвященный 10-летию кафедры. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. 2012

Еще по теме Интенциональность (направленность) отдаленной ориентации.:

  1. СОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ОТДАЛЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ.
  2. ПРОБЛЕМА ОТДАЛЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА БИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ.
  3. ОТДАЛЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ.
  4. УДК 159.923.В.Э. ЧУДНОВСКИЙ ОТДАЛЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  5. Шалбанова Е.В. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ
  6. ШАЛБАНОВА Е.В. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОД-РОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ
  7. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И НАПРАВЛЕННОСТЬ АГРЕССИВНОСТИ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЛИЦ
  8. Д.М. ФАРХШАТОВА УФА, БАШГУ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ С РАЗЛИЧНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
  9. ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
  10. ИНТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
  11. БЛИЖАЙЩИЕ И ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ
  12. 2.4. ПОДСТРУКТУРА НАПРАВЛЕННОСТИ
  13. 2.4.4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  14. Профессиональная ориентация
  15. 1. Понятие профессиональной ориентации