А.Н. Капустина ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ВУЗА

Из всех видов публичных профессий актёрская профессия является наиболее заметной и престижной. По известному высказыванию К.С. Станиславского, актёр как личность является «властителем дум» и носителем ценностей, принятых в современном ему обществе.
В связи с этим становится важным исследовать ценностные ориентации в период профессионального становления будущего актёра. В качестве объекта исследования выступили студенты Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Малого театра Москвы. Было обследовано 39 человек 4-го курса, из них 22 девушки, средний возраст - 21,8 года, и 17 юношей со средним возрастом 23,1 года. Все они обучаются актёрской профессии в двух разных группах: 20 человек - в мастерской под руководством заслуженного деятеля искусств Н.Н.Афонина, 19 - под руководством народного артиста России Ю.М. Соломина. В изучении ценностных ориентации использовались методика С. Шварца и анкета, выявляющая ценности, по которым студенты выбрали профессию актёра.
Анализ результатов, полученных с помощью методики С. Шварца, показал, что при выборе реципиентами ценностей не обнаружены статистически значимые ни половые различия, ни различия между обеими студенческими группами (t-критерий Стьюдента). Совпадение при выборе приоритетных ценностей составило 78 %, при выборе отвергаемых - 93 %. Ранжирование ценностей показало, что к наиболее значимым ценностям относятся те, которые связаны с творчеством, смыслом жизни и самоуважением. На второе место по значимости и юноши и девушки отнесли ценности общения с другими людьми (настоящую дружбу, любовь, чувство принадлежности). При этом юноши на 1 -е место поставили защиту семьи (безопасность тех, кого мы любим), а девушки - зрелую любовь (глубокая эмоциональная близость). Третий по значимости ранг занимает список ценностей, связанных с такими понятиями, как мудрость, внутренняя гармония, мир прекрасного, уединение. Наиболее отвергаемыми ценностями для всей выборки явились, прежде всего, власть, затем, уважение традиций, социальный порядок, равенство, взаимоуслужливость. Контент-анализ результатов анкеты также не выявил статистически значимых различий ни по полу, ни по группам.
Основными ценностями при выборе профессии для респондентов явились: самовыражение, познание себя через своих героев, быть в центре внимания, слава, успех, полнота жизни, и на последних местах - творчество, занятие искусством, шутовство, любопытство.
Показательным оказался тот факт, что на вопрос анкеты «Каким Вы представляете своё личное и профессиональное будущее через пять лет?» 78 % студентов нашей выборки не смогли конкретно ответить, так как «не загадывают вперёд, живут настоящим днём и надеждой на везение». Только 16 % хотят работать актёром, и именно они хотели бы создать семью; 6 % видят себя «звёздами, богатыми, успешными» и, при этом, не обязательно в своей актёрской профессии. Достаточно выраженная гомогенность ответов при выборе ценностей по этим методикам может объясняться следующим: одним и тем же возрастом респондентов, одной и той же будущей профессией, общей системой театральной педагогики этого вуза и, главное, тесным межличностным общением как в межгрупповом профессиональном взаимодействии, так и внутри своей группы. Отсутствие половых различий, скорее всего, связано с тем, что юноши относятся к художественному типу и соответствуют женскому профилю личности (данные методики Кеттелла). Все эти факторы, несомненно, влияют на формирование общих для них ценностных представлений.
Корреляционный анализ (коэффициент Спирмена, р = 0,01) показал, что как предпочитаемые, так и отвергаемые ценности по методике Шварца и ценностные критерии в выборе профессии оказались связанными и образовали обобщённые центрообразующие комплексы ценностей, присущие данной выборке. Прежде всего это ценности ориентации на себя, на самосовершенствование и творчество. Затем - гедонизм, слава, успех. И, наконец, нонконформность - неуважение традиций, власти, свобода мыслей и поступков. Данное исследование показало, что большинство испытуемых, в основном, не видят себя в профессиональном будущем, а также и то, что у них не достаточно образовалась интериоризация социальных представлений о ценностных ориентирах. А это, в свою очередь, существенно повлияло на непонимание студентами значимости профессии актёра как нравственной единицы общества.
<< | >>
Источник: АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2011. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ. 2011

Еще по теме А.Н. Капустина ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ВУЗА:

  1. Портнова Юлия Михайловна ТИПОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
  2. Ковалева Ю.В. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
  3. Д. А. Парфенова ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
  4. ЛЫЧАГИНА И.Н. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  5. Хасенова Л. Б. СВЯЗЬ АДАПТИВНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ
  6. ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ: АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
  7. 2.4.4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  8. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ: АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ
  9. Гапанович-Кайдалов Н.В. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
  10. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
  11. ПОПОВ А.И. ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
  12. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
  13. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
  14. ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ
  15. Меньщикова А.Л. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
  16. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СПОРТСМЕНОВ
  17. Дынин П.И. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
  18. Бобошкин Ю.В. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
  19. МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» М. РОКИЧА
  20. Абрамов Изучение ценностных ориентаций в социальной психологии