Карпова В.В. ЭЭГ-КОРРЕЛЯТЫ ОБРАЗНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ХУДОЖНИКОВ

Творческая деятельность является одной из наиболее сложно организованных психических функций. Формирование представлений о специфике творческой художественной деятельности исследуется преимущественно с помощью психологических методик (Богоявленская Д.Б.,2002; Мелик-Пашаев А.А., 2005). В последнее время возрос интерес к изучению психофизиологии творчества (Разумникова О.М., 2007; Бехтерева Н.П., Нагорнова Ж.В., 2007). Так, исследование творческой художественной деятельности при помощи метода ЭЭГ позволит сформировать представление о мозговых механизмах творчества, что даст возможность управлять творческим процессом, развивать его, проводить психофизиологическую диагностику с целью профориентации. Целью нашего исследования стало изучение ЭЭГ-коррелятов образной творческой деятельности у художников на основе художественной техники, монотипии. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при выполнении творческой деятельности у испытуемых с различным уровнем художественной подготовки активируются различные системы мозга. В исследовании приняли участие 40 испытуемых, которые в зависимости от степени художественного образования были разделены на две группы: художники (имеют профессиональное художественное образование) и не художники. Для моделирования творческой художественной деятельности использовалась техника монотипии. Техника заключается в нанесении красок на идеально гладкую поверхность с последующим отпечатыванием на бумаге. Из случайного отпечатка впоследствии формируется композиция. Во время эксперимента испытуемым предлагались 8 монотипий, а также для более полного продумывания композиции - разнообразные выразительные средства (пастель, акварель, гуашь, угольные карандаши и др.). При этом регистрировалась фоновая ЭЭГ с открытыми глазами, а также ЭЭГ в функциональных пробах (во время просмотра монотипий, фрустрация, обнаружение образа и продумывание деталей композиции). На первом этапе творческой задачи испытуемым было предложено в одной из монотипий создать художественный образ в своем воображении, на втором этапе продумать детали будущей композиции, найти выразительные средства для ее изображения. Третий этап творческой задачи - материализация того художественного образа, который родился в ходе рассматривания монотипии.
При выполнении творческого задания у испытуемых регистрировали ЭЭГ. ЭЭГ регистрировали в 21 отведениях, расположенных по стандартной системе 10-20. Была использована монополярная схема с ушными референтными электродами. Анализировались отрезки ЭЭГ длительностью 10 секунд, не имеющие артефактов. Рассматривались когерентные связи биопотенциалов коры мозга между отведениями в диапазонах частот: 5-1 (0,5-2 Гц), 5-2 (2-4 Гц), 0 (4-8Гц), а (8-13 Гц), Р-1(13-24Гц) и р-2 (24-35 Гц). Для статистической обработки данных применяли многофакторный дисперсионный анализ
ANOVA/MANOVA, с помощью которого проводился сравнительный анализ силы когерентных связей у испытуемых. В результате проведенного сравнительного анализа когерентных связей у художников и не художников при решении творческой художественной задачи по взаимодействию факторов Номер пробы х Группа у группы художников выявлены более сильные когерентные связи во время просмотра монотипий в 5-2-диапазоне. В 0-2-диапазоне отмечается снижение силы когерентности во время нахождения образа и продумывания деталей композиции. Для а-1-диапазона характерно снижение силы когерентности на этапе продумывания деталей композиции. а-2, р-диапазоны у художников характеризуются одинаковым уровнем когерентных связей на всех этапах решения творческой задачи. В результате анализа взаимодействия факторов Тип функциональной связи х Группа было выявлено, что у художников, особенно в высокочастотных диапазонах, более выражены короткие когерентные связи в задних отделах и передних отделах правого полушария, а также в передних отделах левого полушария, что может говорить об их возможной связи с конкретной когнитивной задачей; короткие симметричные межполушарные связи могут свидетельствовать о возможности решения творческой задачи одновременно с помощью образного восприятия и дополнительного аналитического анализа, что может способствовать быстроте, легкости и продуктивности выполнения творческой образной задачи художниками.
Автор выражает благодарность доц. Л.А. Дикой за помощь в подготовке тезисов.
<< | >>
Источник: САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2012 год). 2012

Еще по теме Карпова В.В. ЭЭГ-КОРРЕЛЯТЫ ОБРАЗНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ХУДОЖНИКОВ:

  1. Яшанина А. А. ЭЭГ-КОРРЕЛЯТЫ КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ
  2. ОБРАЗНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ Л.М. ВЕККЕРА
  3. ОБРАЗНЫЙ КОД И ОБРАЗНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
  4. Формирование творческой деятельности
  5. ИЗОМОРФНОСТЬ ОБРАЗА И МЫШЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
  6. Структура творческой деятельности: события творчества
  7. 2.2.4. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  8. Зубанов Д.А. Влияние совместной деятельности на творческое мышление
  9. ОСОБЕННОСТИ ЦЕАЕОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИ РАБОТАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
  10. М. М. Кашапов НАДСИТУАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
  11. КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ