А. К. Карпова ВЕРА В СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СТОИЦИЗМ И СУБЪЕКТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ

Латвийские сениоры в течение своей жизни пережили четыре общественно-экономических и политических строя. Этот опыт значительно повлиял на здоровье многих из них, но одновременно закалил, сделал выносливыми и даже жизнерадостными, так как они умеют оценить жизнь.
70-80 % из них без видимой инвалидности и могут жить самостоятельно. Увеличивается число пожилых, но трудоспособных людей с отличной профессиональной квалификацией, имеющей спрос на рынке труда. Это делает актуальной тему человеческих ресурсов в возрасте поздней взрослости (Анцыферова, 2006).
Данное сообщение является частью проекта, оплаченного Латвийским научным советом АН «Социально-психологические и медицин- ско-биологические индикаторы здорового/ активного старения и возможности его оптимизации у бывших работников системы "человек- человек"» (2009-2012). Цель данного сообщения: описать факторы, мешающие здоровому старению, и их связанность с верой в справедливый мир, стоицизмом и субъективным качеством жизни у репрессированных и нерепрессированных жителей.
Вера в справедливый мир (ВСМ) является сложным, многодимен- сиональным конструктом, который изучается в аспекте норм справедливости (необихейвиоральный подход) и справедливости как феномена морального сознания (когнитивный подход). Этот конструкт содержит допущение, что люди желают верить, что в мире существует порядок и что мир есть прогнозируемое и справедливое место (Furnham, 2002,
2003) . Социальные представления (Московичи, 1992; Реньге, Аустерс,
2004) о справедливости включают оценку справедливости в личной жизни, в отношениях с другими людьми и по отношению к социальным и политическим процессам в обществе.
Современное понимание стоицизма (эмоциональная стабильность) включает три характеристики - эмоциональная невключенность, астеническая экспрессия эмоций, эмоциональный контроль (Wagstaff, Rowledge, 1995). Качество жизни характеризуют многие теоретические модели, которые охватывают разные сферы жизни, и его можно мерить объективно, используя социально-экономическую информацию. Для психологии большее значение имеет субъективное оценивание качества жизни - удовлетворенность разными сферами жизни и значимость этих сфер (Ferrans, Powers,1984).
Метаанализ эмпирических исследований (Denton, Byrov, 2000; Brants, 2000) показал, что удовлетворенность жизнью в поздней взрослости зависит от здоровья, социальной вовлеченности, контроля над своей жизнью, автономии, материально- финансового положения.
Использованы методики: 1) опросник «Вера в справедливый мир» (Rubin, Peplau, 1975) (адаптированный нами); 2) Ливерпульская шкала стоицизма (Wagstoff, Rowledge, 1995) (адапт. Гайтниеце-Путане, 2008); 3) нестандартизированное интервью.
Выборка: 42 человека (бывших репрессированных); 42 человека нерепрессированных) постоянных жителей Латвии. Возраст от 65 до 83 лет.
В результате корреляционного анализа получены различные свзяи между верой в справедливый мир и субъективной оценкой качества жизни. У репрессированных есть тенденция связи между общей оценкой качества жизни, психологической шкалой качества жизни и верой в справедливость в социополитических отношениях (0,236 и 0,264). У нерепрессированных показатели семейной шкалы положительно коррелируют с общим показателем веры в справедливый мир (0,351) и верой в справедливость в социополитических отношениях (0,319). У последних также найдены тенденции негативной связи между верой в справедливый мир и показателем шкалы функционирования здоровья (-0,251) и социоэкономической шкалой качества жизни (-0,256). Между стоицизмом и субъективной оценкой качества жизни связи отсутствуют в обеих выборках.
С целью выяснения содержания количественных связей проведен и качественный анализ ответов на вопросы неструктурированного интервью. Большая часть респондентов обеих групп считали, что могли бы работать, что в полной мере их личностный потенциал не был использован, когда они вынуждены были уйти на пенсию. Репрессированных больше волнуют общественные процессы (поток негативной информации, падение нравов, отсутствие уважения к старости и к человеку вообще и т. д.). Нерепрессированные более обеспокоены состоянием управления государством (разочарование, неверие, неэффективность законов и т. д.).
<< | >>
Источник: САНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2012. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2012

Еще по теме А. К. Карпова ВЕРА В СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СТОИЦИЗМ И СУБЪЕКТИВНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ:

  1. Масленникова Вера Анатольевна ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЖИЗНИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
  2. Баранова А.В. Структура субъективного качества жизни
  3. И.В. Плаксина, Л.В. Тихомирова СУБЪЕКТИВНО-САМООЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛИЦ
  4. СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ РАЗЛИ «ЗАМКНУТЫХ» СОЦИОСИСТЕМ
  5. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КЛАССИФИКАЦИИ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
  6. СТРИЖИЦКАЯ О.Ю. КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕНЩИН ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА
  7. Стрижицкая О.Ю. ОБРАЗЫ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГОВ ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ
  8. Тальская Ю.В. картина жизненного пути бывших военнослужащих позднего возраста
  9. КАШИРСКИЙ Д.В. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ПОЗДНЕМУ ЮНОШЕСКОМУ ВОЗРАСТУ
  10. ФИЛИМОНЕНКО Т.Ю. СУБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ КАК ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ