Королев Н.Г. САМООБМАН КАК ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НЕВОЗМОЖНОСТЬ

Отнюдь не вызывает изумления то обстоятельство, что феномен самообмана не был особенно избалован вниманием философов и уж тем паче психологов, в силу явной противоречивости и недоступности для понимания.
Действительно, представим, что означало бы изучать самообман, если он принципиально не представляет собой психическое явление в строгом смысле этого слова, ибо все психические явления обладают своим предметно-смысловым содержанием со свойством абсолютной или относительной самоочевидности?
Самоочевидность есть форма существования всех психических явлений для субъекта, всех за исключением самообмана. В психической жизни субъекта самообман возможен, однако лишь способом самоочевидности с отрицательным знаком. Аналогично тому, как и невозможно без помощи зеркала, человеческому глазу рассмотреть самого себя, в такой же мере и носителю самообмана не представляется возможным в момент актуального настоящего самостоятельно вскрыть самообман.
Являясь самой удивительной способностью сознания уводить себя от главной и простой, но предположим, фрустрирующей, истины, отыскивая успокоения в ее нарочитом усложнении и вовлечении в туман неопределенности, самообман – есть такое психическое явление, которое является,… но исключительно в своей принципиальной «неявляемости» для носителя сознания. То нечто, что он отчетливо не осознает.
Налицо – откровенная парадоксальность, которая интимно связана с невозможностью одновременного пребывания сразу в двух состояниях осознания, например, в состоянии обманщика и жертвы обмана. Именно поэтому видимо, З.Фрейд, разрабатывая теорию механизмов вытеснения замещения обесценивания и пр., приписывает их активность сфере неосознаваемого конфликта между инстанциями бессознательного и сверхсознания.
Тем самым фрейдовское учение описывает то, «как человек обманывается», а не «обманывает самого себя», как того требует идея самообмана, а стало быть, совершенно не объясняет его природу. Пространство самообмана есть то психическое пространство, где обманывает не больная психика, не бессознательное, а обманывает Я.
Но между тем, самообман следует признать существующим как одну из важнейших проблем для человека – проблему адекватности осознания самого себя самому себе (Аллахвердов В.М. 2000). Главный вопрос, который надлежит вынести на обсуждение, есть вопрос о том, как можно изучать самообман? Возможно ли, хотя бы косвенно, экспериментально зарегистрировать феноменологию самообмана?
Примем в расчет то обстоятельство, что самообман не выступает событием непосредственной данности для носителя сознания, и в этой связи он недоступен изучению методом интроспекции, ибо невозможно полноценно самообманываться и в то же время наблюдать за собственным самообманом… (и при этом не обманываться).
В тесной связи с методологическими трудностями исследования сознания, вопрос о самообмане будет считаться запрещенным до тех пор, пока не будет найдено удовлетворительного решения гносеологической проблемы сознания, или, что мало вероятно, пока научное сообщество не предпримет попытку отказаться от традиционного, исторически складываемого западноевропейского мировоззрения, определяющего взгляд на рефлективное Cogito.
<< | >>
Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2006 год). 2006

Еще по теме Королев Н.Г. САМООБМАН КАК ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НЕВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Король из Техаса в паре с королем Полом Баньяном из Миннесоты
  2. ОНТОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  3. Глава II ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ
  4. ГЛАВА 1 ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ТРУД И НАУКИ О ТРУДЕ
  5. 2.2 Психические особенности человека как субъекта познания и деятельности. Психические состояния как регулятор активности.
  6. КАК СТАТЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ
  7. Артищева Л.В. ОБРАЗ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  8. САМООБМАН И КАТАСТРОФА КОСМИЧЕСКОГО ЧЕЛНОКА «ЧЕЛЛЕНДЖЕР»
  9. ТЕМА 3. ТРУД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  10. ГЛАВА III. ТРУД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  11. ТРУД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  12. Четыре Небесных Короля
  13. 11.2.2. Элитарные ориентации самоопределяющейся личности как психологическая реальность
  14. Элитарные ориентации самоопределяющейся личности как психологическая реальность
  15. ГЛАВА 5. ТРАНСКОММУНИКАТИВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА КАК ПСИХОСЕМИОЗИС ЕГО СУБЪЕКТИВНЫХ РЕАЛЬНОСТЕЙ
  16. КАРТИНА МИРА КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  17. §1.ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ КАК РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ
  18. Коммуникативный мир как первичная экзистенциальная реальность жизни личности
  19. Л. И. Шумская НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА АКТУАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ