О. Н. Кошутин ЦИАЛЬНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ / ИСКЛЮЧЕННОСТЬ: ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПОВЕДЕНИЯ

С античных времен к еитт1а - состоянию хорошо организованного общества стремились через институт образования: нормированием и регуляцией поведения людей, регламентацией действий: физических / инстинктов, «умственных» / когнитивных, речевых / коммуникативных.
Общественное устройство и способности человека имеют единое - социальное - основание; слитность отношений интерсубъективности «разрывают» конфликты конкретных субъектов, обуславливая развитие человека (Г. Зиммель). Драматизм античной трагедии / «очищение» катарсисом сформировал образец искусства сценических поступков, служивших примером социальному поведению. Но повседневная жизнь стала получать от искусства все больше неадекватных импульсов. Эстетическое «давление» масс-медийных персонажей, их гламурных «носителей» навязывает стилевой и вкусовой примитив шаблонов поведения, ограничивая вариативность проекций решения человеком своих проблем. Процессы «размыва» идентичности, утрата фиксации положения в социуме, распад привычных социальных отношений, недоступность новых престижных связей упраздняют равенство в доступе к образованию, к непрерывности такового. Педагогика изыскивает дидактические приемы преодоления дискриминации.
В «Класс-Центре» № 686 (Москва) обучают взаимодействию на актерском уровне, перформанс / спектакль итожат окончание общеобразовательной школы. Занятие места в обществе, инкорпорирование в государство (гражданство) связано с формированием индивидуальной и признанием коллективной идентичностей. Ю.М. Олейников (2010) видит связь «зрелого человека / личности» со «зрелым обществом» в деятельности и осознании «общества как целого». Но стимуляции навыков искусства поведения, одной театральности недостаточно для обретения «социального капитала». Б.Г. Ананьев заметил: «Нужна психология искусства, затем психология искусства (конкретного)» (1982). Человек, утверждал он, обладает «практически безграничной индивидуальной изменчивостью», чувственные константы (восприятие) «усиливают индивидуализацию механизмов поведения» (1968).
Однако расходящиеся «пучки» индивидных поведений угрожают anomie - разрушением солидарности общества (коллективной идентичности), влекущей за собой anomia - депривацию личности конкретного человека, амбивалентность, рассогласование, разрегулирован- ность его действий вплоть до суицида.
В работе «Человек как предмет познания» Б.Г.
Ананьев указал на универсальность характера взаимодействия человека с природой и обществом посредством обмена веществ, энергии, информации и «самих человеческих свойств» (1968, с. 326). Трансференция продуктов творчества жизни служит психологическим источником и условием индивидуального саморазвития в обществе, где «нижняя» грань отношений - ненависть, аннигилирующая социальное, и бескрайность кульминации - состояние любви, запускающей «лазер жизни» и раскрывающей «фазу сингулярности». В труде специально образованных людей: педагогов, врачей и политиков (О.Н. Ушакова, Ананьевские чтения 2002) Б.Г. Ананьев выделил психологическое содержание. Число «психологичных профессий» увеличивается, усиливаются и требования к их овладению (навыки коммуникабельности обязательны). Селекция задается элитарностью притязаний, возрастающей публичностью, чрезмерной открытостью приватных отношений, конкурентностью бизнеса. Угроза исключения принуждает обретать «профессии жизни»: «человека-философа», «человека-психолога».
Включенность зависит от степени владения искусством социального действия с разрешающим конфликт эффектом. В научно-художественной театральной системе Н.С. Говорова разработаны и используются модели преодоления конфликтов искусством конкретного социального поведения. Психологическая обоснованность театрализованного метода обеспечена эмпирически выявленными позициями лиц конфликта: инициирующей, страдающей, заинтересованной. Ориентация на эстетические ценности реализма, оптимизма, гуманизма, нацеленность на завершенность действия обусловливают нахождение оптимальной версии обновляющего поведения. Разрешающие конфликт поступки социально «насыщают» («капитализируют») личность. Натренированность наделяет социальной компетентностью, открывая «каналы» включения в желанные связи и к самостоятельному формированию новых «социальных сетей».
<< | >>
Источник: САНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2012. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2012

Еще по теме О. Н. Кошутин ЦИАЛЬНАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ / ИСКЛЮЧЕННОСТЬ: ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПОВЕДЕНИЯ:

  1. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА (PSYCHOLOGY OF THE ARTS)
  2. Бобылев Е.Л. ОБЪЕКТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА Л.С. ВЫГОТСКОГО
  3. ИСКЛЮЧЕНИЯ ОПАСНЫ ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ И БУДУЩЕГО
  4. 2. Исключение возможности быстрого избегания страха.
  5. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАСШИРЯЮЩЕМСЯ СО-ЦИАЛЬНОМ МИРЕ
  6. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В РАСШИРЯЮЩЕМСЯ СО-ЦИАЛЬНОМ МИРЕ
  7. Все люди видят сны — за редким исключением
  8. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В СО-ЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВМФ
  9. Включенность клиента в процесс консультирования
  10. МЕТОДИКА «ВКЛЮЧЕННЫЕ ФИГУРЫ»
  11. ВКЛЮЧЕНИЕ В РЕГУЛЯЦИЮ ЭМОЦИЙ.
  12. 11.6.6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ДИСТАНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ГЛЧНЫ.Ч КНОПОК ВКЛЮЧЕНИЯ
  13. 9.5. «ВКЛЮЧЕННОСТЬ В ЗАДАЧУ» И АЗАРТНОСТЬ КАК ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ