Костина Д.И. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ ВДОХНОВЕНИЯ

Вдохновение, рассматриваемое многими авторами как разновидность измененных состояний сознания, играет важную роль в творческой деятельности. Интересен вопрос о том, какой вклад в формирование этого состояния вносят общие особенности творчества, а какой - частные характеристики отдельных его видов.
Исследование О.В. Гордеевой и Е.В. Четвертковой (Гордеева О.В., Четверткова Е.В., 2007) выявило существенные различия в особенностях вдохновения, возникающего в деятельности пианистов и дизайнеров. В нашем пилотажном исследовании были обнаружены различия в связях между отдельными признаками вдохновения у музыкантов-исполнителей и представителей литературного творчества, что позволяет предположить наличие различных причин, вызывающих это состояние. Например, значимая связь между усилением концентрации внимания на творчестве и другими признаками вдохновения имела место у музыкантов и отсутствовала у писателей. Какие характеристики деятельности музыканта-исполнителя могут, наряду с общими особенностями творчества, способствовать формированию вдохновения? Игра на музыкальном инструменте является разновидностью
автоматизированного действия, осознание которого препятствует его эффективному осуществлению (Аллахвердов В.М., 2000). В то же время механистическое исполнение не позволяет создать целостный художественный образ, и многие авторы подчеркивают особую важность сосредоточения внимания в процессе исполнения музыки (Петрушин В.И., 2008). Вероятно, можно говорить о задаче внесения изменений в автоматизированный процесс без его нарушения, связанного с осознанием. В связи с этим можно говорить также о возникновении интерференции, если рассматривать это явление, согласно В.М. Аллахвердову, как возникающее в ситуациях, когда перед субъектом ставится задача не осознавать определенную информацию (Аллахвердов В.М., 2000). Выработка любого навыка связана с преодолением интерференции, но можно предположить, что при необходимости видоизменять автоматизированное действие в процессе творчества она появляется вновь. Возможно, именно для воздействия на автоматизированный процесс без его непосредственного осознания музыканты используют такие приемы, как разработка образных ассоциаций, концентрация внимания на связанных с музыкой образах и эмоциях (Бочкарев Л.Л., 1997), «раздвоение внимания» и восприятие своей игры со стороны (Петрушин В.И., 2008).
Если допустить, что преодоление интерференции является одной из причин возникновения вдохновения, то можно предположить, что интерференция способна вызывать отдельные его признаки и вне творческой деятельности. Проверка этой гипотезы стала целью нашего исследования. Выборку составили 82 пользователя Интернета обоих полов в возрасте от 16 лет до 51 года. Испытуемым сообщалось, что цель исследования - «изучение необычных психических переживаний, возникающих в ситуации работы на скорость». Первой группе предъявлялись шестиугольники четырех цветов (по десять на каждой странице), второй - названия цветов, третьей (экспериментальной) - струп-стимулы (Холодная М.А., 2004). Каждому цвету соответствовала одна из четырех цифр. Испытуемым предлагалось как можно быстрее вводить цифры, соответствующие цветам, в поле для ответа. После того как испытуемые закодировали таким образом 100 стимулов, им предлагалась анкета, основанная на признаках вдохновения, выделенных О.В. Гордеевой и Е.В. Четвертковой. Изначально анкета содержала 31 утверждение, которое нужно было оценить по пятибалльной шкале. Например: «Пальцы как будто сами нажимали на клавиши»; «В голову приходили необычные ассоциации»; «Я увидел(а) что-то новое в привычных вещах». Для повышения согласованности анкеты при обработке результатов девять вопросов были исключены, после чего значение а Кронбаха составило 0,914, что говорит о высокой согласованности. Ввиду отсутствия значимых различий контрольные группы при обработке результатов были объединены. Среди испытуемых, совершивших не более двух ошибок (при среднем числе 2,21), средний суммарный балл по вопросам анкеты оказался значимо выше в экспериментальной группе (^-критерий Манна-Уитни = 221; p<0,05). На выборке в целом различие было выражено на уровне статистической тенденции. Таким образом, более существенные различия наблюдались у тех испытуемых, которые достаточно эффективно справились с заданием. Хотя полученные данные требуют дальнейшей проверки, они согласуются с гипотезой о том, что интерференция (ее преодоление) способствует возникновению отдельных признаков, характерных для вдохновения.
<< | >>
Источник: САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2012 год). 2012

Еще по теме Костина Д.И. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ ВДОХНОВЕНИЯ:

  1. 4. ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ НА УРОВЕНЬ СУИЦИДОВ И СУИЦИДАЛЬНЫХ ПОПЫТОК В НАСЕЛЕНИИ (ГРУППОВЫЕ ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА).
  2. 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УПОРСТВА
  3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
  4. Методики экспериментального изучения упорства
  5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ
  6. Вдохновение
  7. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ
  8. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ
  9. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ
  10. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ.
  11. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫТЕСНЕНИЯ УГРО-ЖАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ?
  12. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ (И. П. ПЕТЯЙКИН)
  13. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
  14. Козловец А.И., Бирюков Т.В., Говорин А.С. ГИПНОЗ КАК ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
  15. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТИПА ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ
  16. Жигэу Е.И. ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
  17. Козыревский А.В., Матус К.А. О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ К ЗАНЯТИЮ СПОРТОМ
  18. МОЖЕТ ЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬ, СПОСОБНЫЙ ТОЛЬКО К МЕХАНИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, ПЕРЕЖИВАТЬ ТО ЖЕ ВДОХНОВЕНИЕ?
  19. С.П. МЕЛЕХИН НОВОСИБИРСК, НГУЭУ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ БИОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ