Креативность (творческие способности) в контексте совладающего поведения.

Традиционными показателями креативности как способности считаются характеристики, выделенные
Личность как субъект совладающего поведения
Дж. Гилфордом и Е.П. Торренсом: беглость, оригинальность, разработанность (способность к детализации), гибкость.
Однако в настоящее время разные исследователи к перечню креативных способностей добавляют:
1) способность находить решение в нестандартных ситуациях, преодолевать препятствия, идти на разумный риск (R. Sternberg);
2) способность к глубокому осознанию своего опыта и его переносу из одних ситуаций в другие (Н.С. Лейтес; А.Н Лук);
3) стремление (способность) выйти за рамки заданной проблемы (Д.Б. Богоявленская);
4) чувствительность к проблемам, способность к их самостоятельной постановке и автономному решению, способность к причинному пониманию (Дж. Гилфорд, R. Тernberg, E. Тоrrance);
5) способность к предвидению и оценке, проявляющаяся в возможности выбора из многих альтернатив одной до ее проверки (Н.С. Лейтес, АН. Лук).
Все это позволяет гипотетически связать креативность с эффективным функционированием личности в самых разных ситуациях. Так, Воллах и Коган, изучавшие интеллект и креативность учащихся 11 - 12 лет, делают вывод о том, что высокий уровень креативности является мощным ресурсом в борьбе со стрессом и значение креативности в определенной мере превосходит значение интеллектуального фактора. Согласно результатам исследования, дети, обладающие высоким уровнем творческих способностей и интеллекта, оказываются хорошо адаптированными как в регламентированной, так и в свободной среде. Они уверены в своих силах, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем, легко изменяют свое поведение, если того требует ситуация, сохраняют личную независимость. Высокий уровень креативности в сочетании с низким уровнем интеллекта не обеспечивает адапти- рованность испытуемых в школьной формализованной среде, однако, позволяет учащимся находить поле самореализации за рамками этой среды (кружки, хобби), что делает занятия творчеством способом совладания. Сочетание же низкого уровня креативности с высоким интеллектом снижает адаптивный потенциал детей, что связано с их плохой гибкостью в трудной ситуации [5].
Наши исследования дали также достаточно интересные результаты (для диагностики креативности использовались субтесты «Незавершенные фигуры» и «Необычное использование» Теста креативности Е.П. Торренса, для диагностики совладающего поведения
Юношеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale) Э. Фрайндер- берг и Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой). Авторы выделяют 18 стратегий совладающего поведения, объединенных в три стиля. Первый стиль - совладание, направленное на решение проблемы:
1. Фокусирование на решение проблемы - систематическое обдумывание проблемы с учетом других точек зрения.
2. Упорная работа, достижения - добросовестное отношение к учебе (работе) и высокие достижения.
3. Фокусирование на позитиве - оптимистический взгляд на вещи, напоминание себе о том, что есть люди в худшем положении; поддержание бодрости духа.
4. Активный отдых - занятия физкультурой и спортом.
Второй стиль - социальный:
1. Поиск социальной поддержки.
2. Друзья - общение с близкими друзьями и приобретение новых друзей.
3. Стремление принадлежать - интерес к тому, что думают о тебе другие и действия, направленные на получение их одобрения.
4. Общественные действия - поиски поддержки путем организации групповых действий для разрешения проблем, посещение собраний.
5. Обращение за профессиональной помощью.
6. Духовность - опора на религиозный опыт, чтение духовной литературы.
Третий стиль - «неконструктивное совладание»:
1. Беспокойство.
2. Надежда на чудо.
3. Несовладание - отказ от каких-либо действий по решению проблемы, болезненные состояния.
4. Разрядка - улучшение самочувствия за счет «выпускания пара»; вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, сигареты или наркотики.
5. Игнорирование проблемы - сознательное блокирование проблемы.
6. Самообвинение - строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему.
7. Уход в себя - замкнутость, непосвящение других людей в свои заботы.
8. Отвлечение от проблемы, использование таких способов ре-
Личность как субъект совладающего поведения
лаксации, как чтение книг, телевизор, развлечение в обществе [9].
Были получены следующие результаты:
1. В исследовании 2002 - 2003 года (107 чел. в возрасте 15 - 16 лет) было доказано, что оригинальность мышления снижает частоту обращения к неконструктивным стратегиям совладания (самообвинение, несовладание, надежда на чудо); толерантность к неопределенности отрицательно коррелирует с обращением к социальной поддержке, стремлением заручиться поддержкой других людей и выяснить, что бы они сделали в подобной ситуации; беглость мышления снижает риск несовладания, позволяет не сразу фокусироваться на решении проблемы, а рассматривать различные варианты и даже отвлечься от проблемы; способность к детализации и разработке идей также способствует обращению к социальной поддержке [4; 9];
2. Результаты исследования 2008 года (50 учащихся 10-х классов, 30 девочек, 20 мальчиков в возрасте 15 - 16 лет) свидетельствуют о том, что высокий уровень развития креативности коррелирует с непродуктивными стратегиями в классификации авторов методики: Несовладание, Надежда на чудо, Беспокойство, Самообвинение, Разрядка, Уход в себя (см. таблицу 1).
Получается, что испытуемые с высоким уровнем креативности при встрече с обыденными жизненными трудностями могут проявлять отсутствие практических навыков решения повседневных проблем и несовладать с трудной ситуацией. В силу высокой сензитивности и эмоциональной чувствительности старшеклассники, характеризующиеся высокой беглостью и оригинальностью мышления, болезненно и остро переживают неудачи и трудности, могут обвинять себя в слабости, некомпетентности, беспомощности в сложившейся ситуации.
Близкие результаты получены в исследованиях С.А. Богомаза и Т.Е. Левицкой: респонденты с высокой гибкостью мышления часто прибегали к стратегиям Переключение на мечту и Активное избегание [2]. Авторы считают такое поведение неадаптивным, поскольку не происходит разрешения проблемы.
Все вышеперечисленное заставляет рассматривать креативность в основном в негативном ключе, приписывая ей отрицательную роль в выборе стратегий совладания.
Однако последующие исследования, реализованные авторским коллективом под руководством М.А. Холодной, такого деле-

Личность как субъект совладающего поведения
1. Проблемно-ориентированный стиль (разрешение трудной ситуации, ее изменение, на повышение самоэффективности): Решение проблемы, Работа, достижения, Общественные действия и Профпомощь.
2. Мобилизационный стиль (направленность субъекта на активацию внутренних ресурсов, поддержание здоровья, накопление ресурсов): Позитивный фокус, Активный отдых, Игнорирование, Уход в себя.
3. Эмоционально-доминантный стиль (выражение эмоций, разрядка эмоционального напряжения, вера): Беспокойство, Чудо, Несовладание, Разрядка, Самообвинение, Духовность.
4. Социотропный стиль (зависимость от других людей): Социальная поддержка, Друзья, Принадлежность, Отвлечение [10].
Если воспользоваться данной классификацией, то окажется, что большинство связей показателей креативности приходится на так называемый эмоционально-доминантный стиль, связанный с выражением эмоций, разрядкой эмоционального напряжения [10]. Получается, что данные результаты отражают стремление высококреативных старшеклассников, обладающих способностью к тонкой дифференцировке, высокой чувствительностью и эмоциональностью, снизить тревогу, достичь более оптимального эмоционального состояния, отрешившись, отгородившись на время от проблемы или получить разрядку за счет крика, плача, других действий, помогающих справиться с сильным эмоциональным напряжением (как сказала одна из испытуемых, «просто с остервенением рву бумагу, очень помогает»).
Как считает ряд исследователей, люди прибегают к эмоционально-ориентированным стратегиям, чтобы избежать перегрузки отрицательными эмоциями и чтобы эти эмоции не мешали им предпринимать действия по решению проблем. В этом случае и Надежда на чудо, и Обращение к религиозному опыту, и стремление снять напряжение любыми доступными средствами (Разрядка), и стратегия Уход в себя позволяют собраться с силами «с целью инкубации своих ресурсов» [10]. Аналогично может быть расценена и стратегия Работа, достижения, проявляющаяся в том, что человек начинает больше работать, добиваться более высоких резуль-
татов, как бы уходя, отвлекаясь от проблемы.
Связи креативности со стратегией Самообвинение могут быть объяснены также двояко: в негативном ключе - как возложение на себя вины за происходящее; в позитивном - как умение принимать на себя ответственность за происходящее, что может расцениваться как ресурс личности в трудных ситуациях.
Интересны связи гибкости мышления со стратегиями Профессиональная помощь. Вполне возможно, что высокая гибкость мышления позволяет осуществлять проектирование своей деятельности, рассматривать множество альтернативных способов поведения, переходить от одной плоскости анализа ситуации к другой. Это снижает необходимость и частоту обращения к профессиональной помощи и позволяет самостоятельно справляться с ситуацией.
Креативная личность в контексте совладающего поведения.
Творческие личности - это золотой запас, «движущая сила человечества» [6]. В литературе описаны два противоположных типа креативов: одних условно можно назвать дезадаптантами, другие, наоборот, отличаются вполне успешной адаптацией. Однако все авторы согласны с тем, что креативная личность имеет ряд особенностей, которые говорят об ином «строе личности». К ним можно отнести активность, настойчивость, агрессивность в защите своей личности, толерантность к неопределенности и устойчивость к новизне и недостатку информации, готовность противостоять мнению окружающих и независимость суждений.
В одном из наших исследований изучалось совладающее поведение старшеклассников, оценивающих себя как креативных: любознательных, склонных к риску и сложным видам деятельности (использовался Тест личностных творческих характеристик Ф. Вильямса, адаптированный Е.Е. Туник). Оказалось, что они отличаются от своих сверстников высокой аутосимпа- тией, автономностью («позитивной свободой для...») и ценностями саморазвития и самоактуализации. Эти учащиеся выбирают стратегии, традиционно относимые к более продуктивным как самими авторами (Frydenberg, Lewis), так и в классификации М.А. Холодной.
Креативные учащиеся чаще ориентируются на решение проблемы, могут участвовать в группах по решению проблем, объединяясь для этого со своими сверстниками. Такое объединение позволяет получить дополнительную информацию о том, как в подобных ситуациях действуют другие люди, узнать об альтернатив-

Личность как субъект совладающего поведения

Личность как субъект совладающего поведения

ных возможностях решения возникающих проблем, что помогает им предпринимать более осмысленные действия в трудных ситуациях (проблемно-ориентированный стиль). Они могут переключаться на другие виды деятельности, например, заниматься спортом, активно отдыхать, а также замыкаться, «уходить в себя» для обдумывания проблемы (мобилизационный стиль).
Чрезвычайно важным кажется нам тот факт, что не были выявлены связи креативности и социотропного стиля, предполагающего зависимость от окружающих. Конечно, значительная часть исследований констатирует факт лучшего совладания людей, имеющих возможность получить поддержку от близких. Однако те свойства креативной личности, о которых шла речь в самом начале, описывают ее как личность самостоятельную, независимую, способную автономно мыслить, действовать и даже вполне агрессивно отстаивать свои права и противостоять мнению большинства.
<< | >>
Источник: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ Ч 1. Карпинский К.В.. 2012

Еще по теме Креативность (творческие способности) в контексте совладающего поведения.:

  1. ТВОРЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ.
  2. Аванесян М.О. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
  3. 15.4.2 КРЕАТИВНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА
  4. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
  5. М.В. САПОРОВСКАЯ МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАКУСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
  6. Терюшкова Юлия Юрьевна ТРЕНИНГ КРЕАТИВНОСТИ - МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
  7. ГОЛОВАНЕВСКАЯ В.И. ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК Я–КОНЦЕПЦИИ И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
  8. Лапкина Е.В. ЗАЩИТНОЕ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЗРОСЛОЙ ЛИЧНОСТИ
  9. СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
  10. СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТНОСТИ
  11. Крылова Д. А. СТРУКТУРА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СЕМЕЙ
  12. Замышляева М.С. Роль оптимизма и пессимизма в совладающем поведении личности
  13. Шукайло В.В., Горбатов С.В. ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
  14. Абитов И. Р. ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
  15. Кочкарева И.В. Стремление к значимости как фактор совладающего поведения
  16. Ковалева О.А. СПОСОБЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА
  17. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
  18. СОВЛАДАЮЩЕЕ (КОПИНГ) ПОВЕДЕНИЕ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ У ПОДРОСТКОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ