Кудряшов Т.А., Шклярук С.П., Купер Е.Р. ФЕНОМЕН СТИГМАТИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

В настоящее время проблеме религиозного экстремизма и религиозной зависимости посвящена обширная общественная дискуссия. Наличие в обществе различных оценок проблемы зачастую связано с отсутствием информации, а также религиозной принадлежностью того или иного исследователя (Баркер А., 1995). Наиболее часто «секты» упоминаются в контексте их экстремистской и террористической деятельности, вызывающей многочисленные жертвы. Также, в связи с приближением так называемого «Конца света» в конце 2012 г., можно ожидать всплеск эсхатологических настроений, на фоне которых вполне возможны очередные массовые суициды или теракты религиозных групп. При этом в научной литературе вопрос освещен слабо, не сформирован общий методологический подход, нет четких, разделяемых большинством определений и терминов (Мартинович В.А., 2008). С психологической точки зрения наибольший интерес представляют влияние на личность участника НРД и динамика ее изменения, процесс социальной адаптации или деформации. Вызывает ли социальное окружение патогенетическое влияние, ведущее к дезадаптации личности, формируются ли экстремистские убеждения и реализуется ли такая деятельность. Все это необходимо для определения способов эффективной работы с людьми, находящимися на разных стадиях вовлеченности в религиозные организации, и их родственниками. Существует определенная предвзятость и необъективность оценок исследователями деятельности религиозных организаций, что в результате сказывается на интерпретации полученных данных и построении выводов. При рассмотрении научной литературы по данной тематике можно выделить три основные негативные тенденции. Во-первых, низкий уровень научных работ по тематике, в основе которых лежат один-два многократно используемых, давно потерявших актуальность источника. Во-вторых, большинство попыток классифицировать «секты» обусловлены не реальными соотношениями понятий, а оценочными суждениями авторов. В- третьих, использование научной дискуссии и наукообразного текста для лоббирования интересов своей идеологии. Также существует проблема труднодоступности самого объекта исследования, поскольку сектантские сообщества закрыты для внешнего мира (Неронов А.В., 2009).
Целью работы является поиск причин дезадаптации и социального деструктивного поведения «сектантов».
Проанализировав массив источников по проблематике, можно выявить следующие тенденции: 85% исследований упоминают о недопустимости использования терминов «секта», «культ», но при этом активно используют их. Более 70% работ являются теоретическими обзорами без каких-либо попыток взаимодействия с реальными «сектантами». В 90% источников приводится модель деструктивного воздействия тоталитарных групп Р.Дж. Лифтона (1961), а также концепция «контроля сознания», описанная Стивеном Хассеном (1988), хотя оба относятся к антикультовому движению и являются основной доказательной базой религиозного сектоведения, но не являются по существу научными работами (Кантеров И.Я., 2005; Мартинович В.А., 2008). Около 70% работ содержат в своей основе массированные ссылки на работу А.Л. Дворкина (1998), являющегося идеологом православной апологетики. Все это говорит не только об ангажированности некоторых исследователей, но и о неадекватно низком уровне развития данного направления исследований. Также на случайной выборке в 30 человек, не знакомых с темой «сектантства», был проведен опрос. Все вопросы касались какого-то абстрактного «сектанта». Никакой другой информации намеренно не давалось. У людей спрашивали, может ли такой человек занимать какую-нибудь руководящую должность; может ли он работать в правоохранительной системе; может ли он работать с детьми. Отрицательный ответ в первом случае дали 73%, во втором - 67%, в третьем - 83% респондентов. Проанализировав полученные данные, можно предположить наличие в обществе определенной дезадаптирующей для личности и социально опасной для общества тенденции, когда различные религиозные группы стигматизируются и маргинализируются. Тем самым создаются условия для появления в них экстремальных элементов, ухода в тень и невозможности контроля и проверки со стороны заинтересованных лиц. Существует необходимость дальнейшего изучения проблематики, что не только увеличит количество фактического материала, но и снизит уровень стигматизации участников НРД, что, в свою очередь, позволит многим религиозным организациям спокойнее относиться к попыткам их исследования и научного изучения.
<< | >>
Источник: САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2012 год). 2012

Еще по теме Кудряшов Т.А., Шклярук С.П., Купер Е.Р. ФЕНОМЕН СТИГМАТИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ:

  1. Купер Е.Р., Корнева Т.В., Кудряшов Т.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СКРИНИНГА ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
  2. КУРБАТОВА Е.А. СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР И УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ
  3. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НОВЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ДВИЖЕНИЯМ
  4. Адрианова Светлана Владимировна, Савченко Анна Александровна Корчагина Елена Валентиновна ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧАСТНИКОВ ЗПШ-2
  5. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
  6. С. П. Шклярук, А.М. Беглер СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ МЕНТАЛИТЕТА
  7. ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ И СТИГМАТИЗАЦИЯ
  8. Смирнова Ю.С. ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТИГМАТИЗАЦИИ
  9. Смирнова Ю.С. ПРОБЛЕМА ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ И СТИГМАТИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ
  10. 3.1. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ГОРИЗОНТОВ ЖИЗНИ
  11. МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ КОГНИТИВНЫХ СВЯЗЕЙ БЕРКОВИЦА