Машошина А.А. НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КРЕАТИВНОСТИ

Креативность можно рассматривать как личностный ресурс, позволяющий человеку строить свою жизнь. Креативность выступает как фактор решения задач, которые встают перед человеком на жизненном пути, и осуществления жизненных выборов (Абульханова- Славская К.А., 1991; Амабайл Т., 2001; Барышева Т.А., 2005; Богоявленская Д.Б., 1983; Хрящева Н.Ю., 1998; и др.). Субъективная картина жизненного пути - сознательно переработанный материал своей биографии, - выстроенная, понятная, прогностичная картина жизни (Ананьев Б.Г., 1980; Ахмеров Р.А, 1994; Головаха Е.И., Кроник А.А., 1984; Логинова Н.А., 1985; и др.). Конструирование субъективной картины жизненного пути предполагает большую активность ума, это творческий процесс. Исходя из этих положений, была выдвинута гипотеза о том, что субъективная картина жизненного пути может рассматриваться как продукт творческой деятельности человека, а исследование сформированности субъективной картины жизненного пути у человека - как один из способов диагностики креативности. Таким образом, целью исследования является изучение взаимосвязей креативности и характеристик субъективной картины жизненного пути. Можно выделить следующие характеристики субъективной картины жизненного пути: • временные (протяженность временной перспективы в прошлое и будущее; насыщенность распределения событий в разные периоды жизни); • событийные (качественные характеристики жизненных событий: аргументация событий и связей между ними, сферы жизни, которые эти события затронули и изменили; типы событий); • аффективные (эмоциональное отношение к событиям своей жизни и жизненному пути в целом); • ценностно-смысловые (модельные (идеальные) представления о жизни, ценности). На первом этапе исследования изучалась взаимосвязь креативности, измеренной с помощью «Проективной методики диагностики дивергентного мышления (ПМДДМ)» Е.Л. Солдатовой, и следующими характеристиками субъективной картины жизненного пути: представления об идеальной жизни (методика «Модельные представления» В.В.
Нурковой); масштабность видения жизни (методика «Настоящая жизнь»); особенности восприятия значимых жизненных событий (методика «Психологическая автобиография» Е.Ю. Коржовой, биографическая анкета). В исследовании приняли участие 50 студентов 3-х - 5-х курсов.
В исследовании выявлена взаимосвязь креативности и масштабности видения жизни: при высокой креативности высока масштабность видения жизни. Масштабность видения жизни связана с осмыслением жизни, видением своего места в мире и со стремлением к творческому самовыражению. Существует взаимосвязь между креативностью и особенностями восприятия значимых жизненных событий. Продуктивность связана с продуктивностью воспроизведения событий, в большей степени отрицательных. Также с продуктивностью отрицательных событий связана семантическая продуктивность. Семантическая продуктивность отрицательно коррелирует со средним весом событий. Поведенческая продуктивность положительно связана с продуктивностью воспроизведения событий (положительных и отрицательных). По таким результатам можно судить о том, что творческий человек видит свою жизнь насыщенной, а некоторый пессимизм связан с осмысливанием событий - отрицательные события воспринимаются как нерешенные задачи, над которыми нужно подумать. Поведенческая продуктивность положительно коррелирует с предпочтением событий личностно-психологического плана. Для креативных людей важны события, касающиеся выбора жизненного пути и использования свободного времени. Таким образом, взаимосвязь между креативностью и отдельными характеристиками субъективной картины жизненного пути существует, но вместе с тем необходимо установить взаимосвязь между сформированностью субъективной картины жизненного пути как целого и креативности на следующих этапах исследования.
<< | >>
Источник: САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2012 год). 2012

Еще по теме Машошина А.А. НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КРЕАТИВНОСТИ:

  1. Машошина Анастасия Андреевна ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КРЕАТИВНОСТЬЮ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
  2. 2.3. НОВЫЙ ПОДХОД В. ВУНДТА К ТЕМПЕРАМЕНТУ
  3. РАЗДЕЛ 2. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И МИР: НОВЫЙ ПРЕДМЕТ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НОВОГО ПОДХОДА
  4. Васильев новый подход к анализу феномена лидерства
  5. 4.2. Креативность и творчество в зеркале транскоммуникативного подхода
  6. КОСТИЦЫН Н.А. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ
  7. Володин Николай Александрович Жмакина Анна Анатольевна Хоршев Евгений Александрович НОВЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
  8. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
  9. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  10. Иосько Т.Н. ВЛИЯНИЕ КРЕАТИВНОЙ СЕМЕЙНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙСРЕДЫ НА КРЕАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ
  11. 9.3.2. НОВЫЙ ТИП ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  12. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ
  13. Э. ЭРИКСОН: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНФЛИКТЫ
  14. ОТЧЕТЫ ОБ ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПОДХОД АРА
  15. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СУБЪЕКТ-НОСТИ
  16. Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
  17. Основные психологические подходы в исследованиях памяти