М. В. Михайлова ВЛИЯНИЕ АРХЕТИПИЧНЫХ ОБРАЗОВ СКАЗОК НА ВЫБОР ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ЖЕНЩИН

В раннем детстве человек наиболее открыт новому, он метаболи- зирует внешний мир с огромной скоростью. Возраст до 4-5 лет считается наиболее подходящим для усвоения языка, а вместе с ним и культуры. Причем последняя в обыденном сознании рассматривается как нечто такое, что потом легко изменить, дополнить, пересмотреть, а это совсем не так.
Современный ребенок живет уже в совсем другом с точки зрения возможностей мире, а учится взаимодействовать с ним по тем сказкам, которые рассказывали еще в незапамятные времена, в результате он вступает в коммуникационное пространство без соответствующей подготовки. Образование этики маленького человека начинается со сказок, когда личность еще только начинает формирование способа презентации себя миру, создает образ самого себя для себя, начинает поиск того, что принесет его любознательности наибольшее удовольствие - это очень серьезный момент игры, от которого зависит будущая зрелая творческая сила индивида (Bettelheim, 1976).
Примеряя на себя психологический образ героя, ребенок учится определенному образу действия, запоминает эмоциональный отклик взрослого, окрашивая внешние события согласно внутреннему миру. «Дети очень любят истории и сказки, потому что в них - естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована взрослая жизнь» (Менегетти, 2008). Детям необходимы правдоподобные сказки с возможностью победы, чтобы он мог воплотить в жизнь эту сказочную реальность. В сказках, в отличие от мифов, героических эпосов и былин, исчезает историчность, привязанность к определенному пространству, героизм. Она воспринимается как нечто несерьезное: выдумка, фантазия, забавное приключение. Также сказка обладает своим особенным языком, звучанием, там есть волшебство и неограниченные возможности - она завораживает, вызывает эстетические переживания прекрасного и морального в человеке и мире. Сказка может не только предлагать, идентификация с героем говорит о том, что сказка - активное, хотя и недирективное, внушение: моделей поведения, ценностей, убеждений, жизненных сценариев.
В психологии наибольшее внимание изучению архетипов в мифах и сказках уделялось в психоанализе и аналитической психологии.
К.Г. Юнг утверждал, что поведение человека детерминируется как биологическим, так и психологически наследуемым содержанием. Психика «...может быть продуктом без истории не больше, чем тело, в котором она существует» (Jung, 1964). Архетипы обнажают «готовность продуцировать вновь и вновь одинаковые или сходные мифические идеи» (Jung, 1917).
Психологическое взросление женщины имеет сложный путь. Познание мира человеком начинается через мать, если у мужчин со временем происходит психологическая дифференциация образа себя, отличного от образа матери, то у женщины в силу многих причин этот процесс затруднен (М.-Л. фон Франц, 1997). Психика женщины содержит архетип матери, ей трудно отделить себя от нее, в результате она не осознает зачастую, что живет не по своему жизненному сценарию, испытывая фрустрацию от «недостаточного использования своих способностей» (Маслоу, 1968). И тогда единственным путем развития своего творческого потенциала для женщины есть осознание навязанных культурой определенных поведенческих стереотипов, с точки зрения их функциональности для своей жизни.
В одном из наших исследований отмечается, что родители склонны рассматривать сказки как средство нравственно-этического, а не творческого развития ребенка. То есть сказки читаются и перечитываются каждый раз одинаковым образом - считается, что ребенок должен запомнить сюжет. Причем, автор исследования отмечает, что когда детей учили активному участию в восприятии сказки: менять поведение героев, придумывать разные варианты концовки, сочинять сказки, их уровень креативности и гибкости мышления, интерес к новому значительно повысился. Наиболее запоминающимися сказками названы народные о животных и волшебные. Тот самый архетипичный материал (Плотникова, 2007).
Предварительные исследования показывают, что СД любимого персонажа детской сказки по уровню оценки показывает идентификацию женщин с ним, поведенческие стратегии совпадают с оценками (характеристиками), дающимися этому персонажу.
В настоящее время проводятся исследования, целью которых является уточнение гипотезы о влиянии архетипичных образов сказок на поведенческие стратегии женщин.
<< | >>
Источник: САНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2012. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2012

Еще по теме М. В. Михайлова ВЛИЯНИЕ АРХЕТИПИЧНЫХ ОБРАЗОВ СКАЗОК НА ВЫБОР ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ЖЕНЩИН:

  1. Ким В. В. , Шалашова Е. О. , Москалёва Ю. С. ВЫБОР ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ В ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ
  2. 8.1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
  3. Е. А. Гужва, Н. Г. Живаев ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА НА ВЫБОР СТРАТЕГИЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
  4. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ
  5. Величева Д. И. ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА НА ОБРАЗ СЕБЯ И ОБРАЗ ДРУГОГО
  6. КОГНИТИВНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ МОТИВАЦИИ НА ЛЕЧЕНИЕ У ЖЕНЩИН, ЗАВИСИМЫХ ОТ АЛКОГОЛЯ
  7. ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРЕДИКТОРОВ МОТИВАЦИИ НА ЛЕЧЕНИЕ У ЖЕНЩИН, ЗАВИСИМЫХ ОТ АЛКОГОЛЯ
  8. Валеева В.Ф. Стратегии политического выбора студенчества
  9. Яковлева К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  10. ГЛАВА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ВЫБОР СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ