загрузка...

ОТДАЛЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ.

Есть два взгляда на проблему смысла жизни:
1. Смысл жизни - предмет абстрактных разговоров и дискуссий, которые можно вести бесконечно.
2. Проблема смысла жизни чрезвычайно актуальна, она имеет не только теоретическое, но и большое практическое прикладное значение. Польский психолог К. Обуховский пишет: «Понимание смысла жизни - есть необходимое условие нормального функционирования: как свойством птицы является потребность летать... , так свойством взрослого человека является потребность найти свой смысл жизни». Чрезвычайно важно дать конкретно-психологический анализ этой проблемы и значимости смысложизненных ориентаций в жизни человека.
Исследователь проблемы смысла жизни с самого начала наталкивается на скептическое отношение к самому намерению сделать данный феномен предметом научного анализа. Н.К. Гаврю- шин в предисловии к антологии «Смысл жизни» приводит слова
А.И. Введенского о том, что сама постановка вопроса о смысле жизни возможна лишь в случае признания бессмертия души или продолжения существования за пределами земного бытия [4, с. 13]. Е.Н. Трубецкой, полемизируя с П. Флоренским, с точки зрения которого само стремление к разумной вере есть начало дьявольской гордыни, самозванство и самодовольство, и что мысль не участвует в акте веры, она просто должна подчиниться и умолкнуть, утверждал, что именно отрицание существования какого-либо «моста» между мыслью и верою находится в полном противоречии с самой сущностью веры, и что невозможно откровение без участия человеческой мысли, в него проникающей» [12, с. 424-429].
Мы исходим из того, что смысл жизни - психологическая реальность: стремление осмыслить свою жизнь - необходимый атрибут «человека разумного» (заметим, в том числе - осмыслить и роль религии и религиозных убеждений в собственной жизни).
Традиционно считалось, что смысл жизни - определенная идея, имеющая наибольшую ценность в жизни человека. Однако к настоящему времени накоплено достаточно научных фактов, чтобы утверждать, что смысл жизни - не просто изолированная идея - это психологическое образование, имеющее свои особенности возникновения, свои этапы становления, и что, достигнув определенного уровня сфор- мированности, оно существенно обусловливает жизнь человека.
Как это ни парадоксально, в литературе по проблеме смысла жизни (С. Франк, Е. Трубецкой, М. Тареев, В. Франкл, К. Обуховский и другие) подчеркивается значение поиска и обретения смысла жизни, но гораздо меньше внимания уделяется тому факту, что смысл жизни - «обоюдоострое оружие»: он может быть механизмом становления личности или ее разрушения, указывать путь к добру и свету или быть средством «прививки» человеку любых, в том числе человеконенавистнических идей... Очень важно изучить психологические условия и закономерности становления смысла жизни как феномена «конструктивной» отдаленной ориентации.
«Смысловой квартет» отдаленной ориентации Д.А. Леонтьев, рассматривая психологию смысла, выделяет две, по его мнению, наиболее общие характеристики данного феномена: контекстуаль- ность (смысл чего-либо всегда определяется через отношение к более широкому контексту) и «интенциональность» (смысл чего- либо указывает направленность движения) [7, с.
125].
Если перейти к смыслу жизни, то контекстуальность выступает прежде всего в рефлексивном отношении к ней - восприятии жизни не как совокупности отдельных этапов, возрастных периодов, событий и ситуаций, но как единого, целостного жизненного «пространства». Познание процесса поиска и обретения смысла жизни не может быть плодотворным без учета сложной «инфраструктуры» этой целостности.
Интенциональность смысла жизни неоднозначна. Прежде всего она выступает в направленности на будущее: «Осознать себя самого активно, значит освещать себя предстоящим смыслом. Будущее есть преимущественно смысловая категория» [1, с. 105]. Но подлинный смысл будущего можно осознать лишь в том случае, если он одухотворяется, «оплодотворяется» смыслом прошлой жизни человека. Экзюпери: «Порою кажется, что внезапное озарение может совершенно перевернуть судьбу. Но озарение означает лишь то, что духу открылся медленно подготавливающийся путь».
Перечеркнуть прошлое, «отряхнуть его прах с наших ног» - значит быть обреченным на повторение прошлых просчетов и неудач. Напротив, свести будущее к прошлому, ставить своей задачей любыми средствами удержать или возвратить прошлое - значит «обкрадывать» свое будущее, обессмысливать его.
Третья составляющая «инфраструктуры» жизненного пространства - осмысление настоящей, наличной ситуации на основе представлений о будущем и учета уроков прошлого. Таким образом, можно говорить о «триединстве» смыслов жизненного пространства личности. Заметим, что в очень многих случаях возникновение деструктивной отдаленной ориентации, ведущей к ошибкам, просчетам, неудачам, - следствие нарушения указанного триединства.
Но подлинный смысл жизни - это не только «горизонтальная» линия, соединяющая три вектора жизни. Он включает в себя «смысловую вертикаль». Это способность к самотрансцендентности [14], способность подняться над непосредственной повседневностью жизни, занять позицию вне ее и «над» ней [10]. Осмысление жизни - это соединение двух «дорог», двух направлений «горизонтального» и «восходящего» (вертикального). Только при скрещивании этих двух линий возможно реализовать смысл бытия. Смысл - реальное претворение, превращение Креста как символа Мира и Духа». «Вертикальное» смысловое измерение во многом задает направление общему процессу смыслообразования (а значит, и процессу формирования отдаленной ориентации). Итак, этот процесс включает в себя смысл актуальной наличной ситуации, смысл накопленного человеком жизненного опыта, «опережающее отражение» его жизни, а также «смысловую вертикаль», символизирующую позицию над жизнью данного конкретного человека (смысловые образования, обусловленные воздействием норм общечеловеческой нравственности, религиозных убеждений, национальных, родовых традиций). Мы имеем, таким образом, своеобразный «смысловой квартет», составляющий «инфраструктуру» единого пространства человеческой жизни и основу ее конструктивной отдаленной ориентации.
<< | >>
Источник: Сборник научных статей посвященный 10-летию кафедры. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. 2012

Еще по теме ОТДАЛЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ.:

  1. УДК 159.923.В.Э. ЧУДНОВСКИЙ ОТДАЛЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  2. ПРОБЛЕМА ОТДАЛЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА БИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ.
  3. ДЕЗИНТЕГРИРОВАННЫЙ СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ НЕОПТИМАЛЬНОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ.
  4. Интенциональность (направленность) отдаленной ориентации.
  5. СОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ОТДАЛЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ.
  6. проблема понимания личностью смысла своей жизни
  7. Буланова Е.Е. Смысл жизни в связи со склонностью К суицидальному поведению
  8. БУЛАНОВА Е.Е. СМЫСЛ ЖИЗНИ В СВЯЗИ СО СКЛОННОСТЬЮ К СУИЦИДАЛЬ-НОМУ ПОВЕДЕНИЮ
  9. Кривова А.В. Смысл жизни, ценности и жизненные цели как детерминанты электорального поведения
  10. 4. ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ПЕРЕМЕНЫ: МИР, МЕНЯЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА, И ЧЕЛОВЕК, МЕНЯЮЩИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБРАЗ МИРА
  11. Гордеева Елена Геннадьевна ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  12. 4.2. Инновационное поведение в контексте готовности человека к изменению образа жизни
  13. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ И СТАНОВЛЕНИЕМ СУБЪЕКТА ЖИЗНИ
  14. ВЛИЯНИЕ ТИПА САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МАЛЫХ ГРУППАХ
  15. ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ
  16. ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ