Ли Н.П., Петанова Е.И. ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАФИКИ СТУДЕНТАМИ

Восприятие графического художественного образа зрителем связано как с объективными характеристиками художественной графики, так и с субъективным опытом формирования отношения к его содержанию. Искусствоведы выделяют три основных уровня восприятия графического художественного образа: 1) констатирующий, связанный с формальным отражением сюжета изображения; 2) аналитический, включающий анализ содержания изображения, зачастую вне характеристик художественного воплощения и вне содержания, отражающего эстетический идеал создателя произведения искусства; 3) эстетический, предполагающий освоение формы и содержания образа в единстве, с учетом субъективных критериев, выработанных этнокультурной традицией, лежащей в основе творчества создателя художественного образа. Наша исследовательская гипотеза состоит в том, что уровень постижения эстетического содержания художественного образа связан с этнокультурной идентичностью реципиента. В современной российской психологии личности темы, связанные с отражением этнопсихологических тенденций в сознании и системе отношений представителей разных национальностей, активно исследуются и обретают эмпирически проверенное содержание. Значительно меньше эмпирических исследований посвящено тому, что связано с когнитивно-эмоциональной этноспецификой осознания личностью духовно значимых категорий. Очевидно, что эстетическое содержание художественного образа осознается личностью в связи с ее воспитанием в этнокультуре, формирующей специфику эстетического чувства, вкус, на котором основываются личностные критерии оценки эстетичности художественного образа. Классики древней китайской философии Лао Цзы, Конфуций и др., а также современные авторы Du Daoming (2003), Zhou Jiandong (2005) утверждают, что содержание категории «эстетическое» в сознании представителей китайской культуры связано с духовным опытом и религиозными воззрениями народа. В свою очередь, духовный и религиозный опыт народа формирует систему критериев, по которым выделяются образы, определяемые как эстетические.
В текст данной публикации мы включили эмпирическую информацию, отражающую восприятие «эстетического» содержания китайской художественной графики российскими студентами посредством методики «семантический дифференциал».
Задача исследования состояла в сравнительном анализе семантического отражения содержания художественных образов, созданных в чужой культурной традиции, российскими студентами, учащимися экономического и психологического факультетов. Всего обследовано 20 человек: 14 женщин и 6 мужчин. Семантический анализ проводился по четырем классическим графическим работам китайских авторов, созданным в разное время: в позднее Средневековье и в современное время. Результаты статистической обработки полученной информации дают основание считать, что имеют место гендерные различия в отражении эмоционального контекста графических образов (р=0,074). Например, одно и то же изображение женщины определяют как эмоционально «светлое» (3,50), а мужчины соотносят его с негативной эмоциональностью (4,17). Также был проведен анализ семантических характеристик воспринимаемых образов студентами разных факультетов, и были обнаружены статистически значимые различия. Например, образ, воспринимаемый студентами-психологами как «привлекательный», студенты-экономисты считают «отталкивающим» (р=0,085); у психологов и экономистов различия в выраженности критерия «ясность» составила соответственно 5,6 и 3,4 при р=0,010. Таким образом, семантика содержания художественных образов китайской графики, эстетика и символика которых не характерна для родной культуры российских студентов, имеет статистически значимую специфику в связи с гендерными различиями и содержанием осваиваемой студентами профессии. Полученная в исследовании информация дает основание к формулированию предварительного вывода о том, что уровень постижения эстетического содержания художественного образа, не связанного с этнокультурной идентичностью реципиента, скорее, соответствует «аналитическому уровню». При этом содержание изображения категориально определяется на основе субъективных критериев (имеющих, однако, гендерную и профессионально значимую тенденциозность), но зачастую произвольно отражающих эстетический потенциал, вложенный в художественный образ создателем произведения искусства.
<< | >>
Источник: САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА (2012 год). 2012

Еще по теме Ли Н.П., Петанова Е.И. ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КИТАЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАФИКИ СТУДЕНТАМИ:

  1. АДАПТАЦИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ УЧЕБЫ В РОССИИ
  2. О.Ю. Аверьянова, Е.И. Петанова ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ
  3. Антонян Л. В. Петанова Е. И. АДАПТАЦИЯ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
  4. Ли Фань ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИИ
  5. Петанова Е.И. ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
  6. Даниленко О. И. Ли Ц. КОПИНГ-СТРАТЕГИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РОДИНЕ И В РОССИИ
  7. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
  8. Черчес Т.Е. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СОДЕРЖАНИЯ РЕЧИ ПРИ ЕЕ СОВМЕЩЕНИИ С ВИДЕОРЯДОМ
  9. Л. В. Рыкман ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КРИЗИСА ПЕРВОКУРСНИКА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ССУЗов).
  10. М.В. ШИСТЕРОВА, А.М. ПАВЛОВА ЕКАТЕРИНБУРГ, РГППУ ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
  11. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
  12. Ширяк М. С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВООБРАЖЕНИЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ